ТЕМА 14. Практическое занятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛИРИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Цель занятия: сформировать представление о прозе М.Ю. Лермонтова как особом типе поэтической прозы, определить признаки и приемы поэтической прозы.

Методы работы над темой : глубокий анализ текста произведения, использование первоначальных приемов исследовательского литературоведческого труда, заранее подготовленные сообщения студентов.

Проблематика и план занятия

1. «Герой нашего времени» – проза поэта:

а) понятие реминисценции с точки зрения теории интертекста (аллюзия, намек, цитата, мотив);

б) наличие образов, перенесенных из стихов в прозу (например, «струи Арагвы и Куры» и др.); ритмизация прозы;

в) наличие ассоциативных образов, связанных с лирикой (например, «румяный блеск» или «приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми» и т.д.);

г) мотивные лирические контексты (например, мотив паруса, русалки или одиночества, странничества – их образное выражение);

д) особое значение мотива судьбы как общего концептуального мотива всего творчества Лермонтова, в том числе и его лирики;

е) эмоциональный тон, создаваемый наличием лирических реминисцен­ций;

 

2. Авторская позиция, выявляющаяся из системы лирических реминис­ценций:

а) восприятие жизни с позиций высокого противоречия между требованием совершенства мира и его реальным бытием; совмещение эпического изображения действительности и лирического пафоса;

б) коррекция позиций отрицания жизни, пессимизма фактом создания Лермонтовым образцов совершенной поэзии, идеей красоты как чуда.

 

3. Лирическая проза как один из параметров жанровой системы «Ге­роя нашего времени».

 

4. Творчество Лермонтова как единая индивидуальная художественная система.

Самостоятельная работа.

По выбору студента (вариант 1 или 2) выполняется письменная работа для возможной публикации или выступления на конференции.

 

Вариант 1. Сопоставить предисловие ко 2 изданию романа Лермонтова с со­держанием произведения и современной ему критикой. Ответить на вопро­сы:

- в чем современная критика верно оценила лермонтовское произве­дение?

- что вызвало необходимость ответа автора и почему?

- какие сюжетные коллизии, психологические ситуации и философские значения содержания романа имеются в виду в предисловии?

- дать характеристику статьи В.Г. Белинского «Герой нашего времени», соч. г. М. Лермонтова» с точки зрения полемики по поводу романа Лермонтова.

 

Вариант 2. Проанализировать главы романа (кроме "Бэлы") с точки зрения лирических самореминисценций:

- можно ли говорить о единстве произведения, составленного как цикл повестей, на основании соотнесенности лирических реминисценций (есть ли переклички, повторы, взаимозависимость?);

- как обогащаются наши представления об авторской позиции вместе с накоплением изучаемого материала по главам? (личность автора, его отношение к изображаемому, его философия);

- подтверждают ли лирические реминисценции обобщающий смысл гла­вы «Фаталист»?

Сделать выводы: функции лирических реминисценций, их источники, жанрообраэующая роль. Особенность прозы поэта.

Форма выполнения самостоятельной работы предполагает возможность выступления на научно-практической конференции, на занятии перед студентами, перед школьниками, урок-дис­куссия в школе (разработка для практики или проведение урока).

 

Задания для контроля владения компетенциями:

Подготовка выступлений на конференции или написание статьи для публикации во внутривузовских изданиях.

Основная терминология : лирические реминисценции, лирическая проза, мотивные лирические контексты, ассоциативные образы, эмоциональный тон.

 

Литература:

1. Вацуро В.Э. О Лермонтове. Работы разных лет. М.: Новое издательство, 2008.

2. Болдина Н.Н. Язык и стиль повести М.Ю. Лермонтова «Княжна Мери» и др. статьи сборника // Тарханский вестник. Вып. 20. – Гос. Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», 2007.

3. Лермонтовские студии. Сборник научных работ. – Ставрополь: издательство СГУ, 2009.

4. Лермонтовские студии – 2. Сборник научных работ. – Ставрополь: издательство СГУ, 2012.

Дополнительная литература по проблематике всех занятий по творчеству М.Ю. Лермонтова:

1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени», соч. М. Лермонтова // Псс. Т.IV. 1955.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

3. Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова // В.В. Виноградов. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М., 1990.

4. Виноградов И. Духовные искания русской классики. М., 1987.

5. Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. М., 1976.

6. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.

7. Григорьева Е.Н. Тема судьбы в русской лирике первых десятиле­тий XIX века // От Пушкина до Белого. Спб., 1992.

8. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. М.-Л., 1964.

9. Лермонтовская энциклопедия. М., 1980.

10. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.

11. Мануйлов В.А. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий.

Л., 1975.

12. Мережковский Д.С. Лермонтов - поэт сверхчеловечества // В ти­хом омуте. М., 1991.

13. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М., 1957.

14. Мордовченко Н. Белинский и русская литература его времени. М.,-Л., 1950.

15. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа. Новосибирск, 1971.

16. Сенковский О. Литературная летопись // Библиотека для чтения. 1840. Т. XXXIX, апрель (см. работу Н. Мордовченко. Белинский и русская литература его времени. М.-Л., 1950).

17. Соловьев В.С. Лермонтов // В.С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

18. Удодов Б.Г. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, 1973.

19. Удодов Б.Г. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1989.

20. Фридлендер Г.М. Лермонтов и русская повествовательная про­за //Русская литература. 1965, N 1.

21. Черная Т.К. Русская литература XIX века (Ч. 1). Поэтика художественно- индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.

22. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986.

23. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961.

24. Юхнова И.С. Проблема общения и поэтика диалога в прозе М.Ю. Лермонтова: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011. 219 с.

 

 

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

 

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА О ГОГОЛЕ

(рекомендательный список)

 

1. Айхенвальд Ю.И. Гоголь // Ю.И.Айхенвальд. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994.

2. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // М.М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Худ. лит., 1990.

3. Брюсов В. Испепеленный. К характеристике Гоголя. – М.: Скорпион, 1909.

4. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993.

5. Виноградов И.А. Гоголь художник и мыслитель. Христианские основы миросозерцания. – М.: ИМЛИ РАН, 2000.

6. Воропаев В.А. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. – М.: МГУ, 1998.

Гиппиус В. Гоголь. – Л.: Мысль, 1924.

7. Н. В. Гоголь. Материалы и исследования / Отв. ред. Ю. В. Манн. – М.: Наследие, 1995.

8. Н. В. Гоголь: загадка третьего тысячелетия. Первые гоголевские чтения / Сб. докладов. Под общей редакцией В. П. Викуловой. – М.: Кн. дом «Университет», 2002.

9. Гоголь Н.В./ Русская академическая группа в США. – New York, 1983.

10. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно–мистическом контексте. – СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.

11. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М., 1959.

12. Ермилов В.В. Гений Гоголя. – М.: Сов. Россия, 1959.

13. Зеньковский В. Н.В.Гоголь. – Париж: UMCA – PRESS, Б.г.

14. Золотусский И. Гоголь. М., 1979.

15. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1995.

16. Манн Ю.В. Гоголь. Завершение пути. М.: Аспект Пресс, 2009.

17. Мережковский Д.С. Гоголь и черт: исследование // Д. С. Мережковский. В тихом омуте. – М.: Сов. писатель, 1991.

18. Творчество Н.В.Гоголя: истоки, поэтика, контекст. – СПб., 1997.

19. Черная Т.К. Русская литература XIX века (Ч. 1). Поэтика художественно- индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.

 

ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ

 

Цель занятий: рассмотреть художественную структуру гоголевских повестей и на основании анализа сделать выводы о гоголевской концепции мира, в частности, роли и смысла искусства в мире («Невский проспект», «Портрет»), сопоставив ее с теоретическими взглядами Гоголя на эту проблему в его статьях. Студенты должны усвоить основные структурные компоненты текста, связать их на­личие и развитие с жанровыми характеристиками, включиться в современ­ные актуальные вопросы, связанные с творчеством Гоголя.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 297.