ТЕМА 15. Практическое занятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОВЕСТЬ Н.В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ». ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

 

Цель занятия: рассмотреть художественную структуру гоголевской повести и на основании анализа сделать выводы о гоголевской концепции мира, проанализировать художественную структуру и художественную систему повести «Шинель», понять соотношение «миражной» и истинной действиьтельности в художественном мышлении Н.В. Гоголя.

 

Методы работы над темой: структурно-системный анализ произведения. Анализ художественной структуры должен способствовать совер­шенствованию навыков идейно-эстетического анализа текста, пониманию специфики литературы как искусства, открытию особенностей художествен­ной индивидуальности Гоголя. На занятии ведется непосредственная работа с текстом, опирающаяся на уже известные студентам пути и способы изучения произведения.

Проблематика и план занятия

 

1. «Шинель» в системе гоголевских повестей:

а) центр художественного изображения – маленький человек (традиция Пушкина);

б) «миражная» действительность в контексте «Шинели».

 

2. Место социального анализа в системе повести. Прототипы и типы.

 

3. Способы повествования в повести:

а) комический сказ, патетическая декламация, развернутое повествование с приемом наращивания пустоты, притчевый дидактизм, система контрастов;

б) художественные способы созда­ния повествовательных стилей;

в) ритм повествовательной системы.

 

4. Способы типизации в «Шинели»:

а) судьба человека через вещь; вещь в гоголевском мире;

б) искусство детали;

в) зна­чение выражения «вечная идея будущей шинели»;

г) символика шинели: точки зрения литературоведов.

 

5. Хронотоп повести «Шинель», его дефиниции:

а) Петербург как адский город; включение проблемы Петербурга в литературную традицию;

б) пространство персонажа, его границы;

в) переход границы миров как вехи сюжетного развития повести; значение образа площади-пустыни;

г) стабильность и изменяемость времени и пространства в повести.

 

6. Сюжетно-композиционная структура повести, ее внутренние зако­номерности: контрасты, повторяемость (повторы), «гуманное место», фан­тастика, принцип эволюции, кульминационные точки.

 

7. Жанровые особенности произведения. Сочетание комического и трагического начал и способы художественного выражения этого единства.

 

Задания для контроля владения компетенциями:

Подобрать проблемные вопросы для определения авторской позиции в повести «Шинель», имея в виду возможные разные точки зрения на изображение «маленького человека». См. работы Эйхенбаума Б., Розанова В.В., Грековой Е.В., Купреяновой Е.Н., Манна Ю.В., Марковича В.М..

 

Самостоятельная работа.

1. Жанровые особенности гоголевских повестей:

а) синтез искусств (живопись, скульптура, оккультное предание, миф, литература);

б) синтез жанров (повесть, баллада, притча, сказ, сатира, лири­ческое начало);

в) организация текста текста – роль автора.

2. Проблема художественного метода повестей Гоголя. Точки зрения

литературоведов.

Основная терминология : жанр, «миражная» жизнь, «миражный конфликт», антимир, конфликт, сюжет, гротеск, композиция, художественная индивидуальность, сатира, художественная деталь, реализм – его критерии и принципы, фантастичес­кая реальность, реальная фантастика, хронотоп, лейтмотив, художественная деталь, функция художественного приема.

 

Литература:

1. Розанов В.В. «Как произошел тип Акакия Акакиевича». В кн.: «Легенда о великом инквизиторе» // В.В. Розанов. Мысли о литературе. М., 1989.

2. Слонимский А. Техника комического у Гоголя. Пб., 1923.

3. Турбин В.Н. Герои Гоголя. М., Просвещение, 1983.

4. Фридлендер Г.М. Вопросы реализма в творчестве Гоголя 1830-х годов // Проблема реализма русской литературы XIX в. М.-Л., 1961.

5. Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // Б. Эйхенбаум. О прозе. Л., 1969.

6. Манн Ю. Поэтика Гоголя. М., 1978.

7. Грекова Е.В. Социально–бытовые и христианские начала в повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Русская литература XIX века и христианство / Под общей ред. В. И. Кулешова. – М.: МГУ, 1997.

8. Н. В. Гоголь: загадка третьего тысячелетия. Первые гоголевские чтения / Сб. докладов. Под общей редакцией В. П. Викуловой. – М.: Кн. дом «Университет», 2002.

9. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя // Псс. Т. I, 1953. «Горе от ума...» Там же. Т. III, 1955.

10. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // М.М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Худ. лит., 1990.

11. Черная Т.К. Русская литература XIX века (Ч. 1). Поэтика художественно- индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.

 

[По повестям Н.В. Гоголя возможны варианты проведения практических занятий по аналогичным методологическим и методическим принципам.

Предлагаем эти варианты].

Вариант 1. Н.В. Гоголь. Повести о художниках («Невский проспект», «Портрет»)

 

Проблематика и план занятия

 

1. Понятие антимира, концепция «призрачной», «миражной» жизни в гоголевском творчестве и, в частности, в повестях. Социальный характер антимира:

а) история возникновения понятия (Гегель – Белинский, Ап. Григорьев; современное литературоведение);

б) основные черты антимира в произведениях писателя – безуховность, механистичность, социальная обусловленность. 

 

2. Сопоставительный анализ художественной системы двух повестей – «Невский проспект» и «Портрет»:

а) герой – его генезис, архетипическая и типическая сущность;

б) конфликт героя с миром (антимиром): допуск в свою жизнь (или нет); признание (или нет); учет требования (или нет); развитие сюжета как художественная реализация этапов этих отношений;

в) вторжение в устоявшийся антимир инородного элемента – завязка сюжетного повествования; структура конфликта – наложение одна на другую двух историй людей;

г) строение сюжета: прием контраста, взаимных отражений, лейтмоти­вы, использование фантастики, усложняющие художественные структуры - сон, предыстория, вводные сюжеты, спиральная повторяемость эпизода; прием наращивания пустоты в антимире, ги­перболизация и гротеск – особенности, сложившиеся в предшествующих произведениях и развивающиеся в петербургских повестях; 

д) кульминация – единый узел приемов и высший момент конфликта мира с антимиром, искусства с действительностью;

е) художественный хронотоп: границы изображаемо­го мира – их детерминированность и текучесть; функции параметров времени – дробность, изменяемость или стабильность; идейно-художественный смысл хронотопа;

ж) вещь в мире гоголевских повестей, функции художественной дета­ли, деталь в изображении мира искусства;

з) включение проблемы искусства в глобальную идею конфликта добра и зла; абстрактность и аскетизм – критерии высшего идеала у Гоголя; конфликт художественности и морали;

 

Самостоятельная работа: сопоставить статьи об искусстве в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» с художественными произ­ведениями Гоголя.

 

Вариант 2. Система мотивов в жанре гоголевской повести (сборник «Мирго­род» и петербургский цикл)

Проблематика и план занятия

1. Понятие мотива как художественного элемента повествования.

 

2. Мотив дороги, города  («Старосветские помещики», «Повесть о ссоре...», «Невский проспект», «Шинель», «Записки сумасшедшего»); хронотоп мотива в разных повестях, его функция.

 

3. Мотив обесчеловеченной человечности:

а) гуманный смех, связанный с миром «малых» ценностей («Старосветские помещики», «Шинель»);

б) смех-разоблачение, адресованный антимиру («Повесть о ссоре...»);

в) трагический юмор («Невский проспект», «Портрет»);

г) высокая авторская позиция, порождающая «потрясающий» и «исправляющий» смех.

 

4. Мотив обмана-превращения и обмана-узнавания как один из аспектов художественного бытования антимира   («Портрет», «Нос», «Записки сумасшед­шего», «Невский проспект», «Повесть о ссо­ре...», «Шинель»).

 

5. Мотив фантастической реальности («Невский проспект», «Порт­рет», «Повесть о ссоре...», «Шинель», «Записки сумасшедшего»):

а) двойная мотивировка элементов фантастики;

б) фантастическая, «призрачная» сущность бездуховного мира;

в) мотив утраченных иллюзий как результат жизни в антимире («Невский проспект», «Портрет», «Ста­росветские помещики», «Записки сумасшедшего»).

 

6. Мотив выставки, его метафорический и метонимический характер. Выставка как знаковый содержательный образ в художественной системе антимира, созданного в гоголевских повестях («Портрет», «Невский проспект», «Повесть о ссо­ре...», «Старосветские помещики», «Коляска»);

 

7. Мотив души – наиболее характерный для мироощущения автора; контексты мотива в изображении персонажей, в сюжетах повестей («Портрет», «Старосветские помещики», «Шинель»); значение мотива.

 

Основная терминология и списки литературы к тематическим вариантам см. к практическому занятию «Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Идейно-художественный анализ».

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 552.