ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВАТОРСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель занятия: разобраться в специфике романа как индивидуальной авторской художественной системы в ее жанровом воплощении. Найти в жанре «Героя нашего времени» развитие традиций и новаторскую сущность; рассмотреть эстетические формы социального, психологическо­го, нравственного, философского содержания; выявить особенности печоринского типа как основной формообразующей единицы жанра; определить основной композиционный жанровый закон, реализованный в идее философской личности и ее конфликта с миром; увидеть ав­торскую позицию в системе зарождающегося полифонического романа. Усво­ить точки зрения ведущих литературоведов.

 

Методы работы над темой : проблемный анализ текста по предложенной системе вопросов, вклю­чающий в себя фундаментальные основы историко-генетического, структур­но-эстетического, типологического и сравнительно-исторического иссле­дования; работа с монографиями.

Проблематика и план занятия

1. Жанровый фон литературного процесса в период создания «Героя нашего времени» (русские и европейские источники):

а) записки путешественника, путевой очерк, дневник, исповедь, светская повесть, кавказская новелла как элементы жанровой структуры «Героя нашего времени».

б) традиции авантюрного, бытового, нравоописа­тельного романа, эстетическая функция жанровых влияний в произведении Лермонтова;

в) цикл повестей как новое жанровое образование 1830-х годов; перерастание цикла повестей в роман в произведении Лермонтова.

г) значение «Евгения Онегина» для формирования художественной концепции «Героя нашего времени».

 

2. Три круга жизни в романе – социальный, нравственно-психологи­ческий, философский.

 

3. «Печоринский тип» как основа жанрового закона произведения:

а) своеобразие композиции романа и ее роль в раскрытии внутренне­го мира главного героя в романе; роман как композиционно открытая система;

б) принципы типизации в лермонтовском произведении;

 

4. «Герой нашего времени» – роман о личности:

а) трансформация в образе Печорине типа лермонтовской демоничес­кой личности;

б) диалектика разума, чувства и воли в герое романа; что прева­лирует? Как в герое соотносятся надсоциальные и социальные черты?

в) проблемы индивидуальности человека, нравственности и одиночества как категории конкретно-исторического бытия личности и как категории философские; какой аспект важнее для Лермонтова?

г) в чем заключается трагедия судьбы Печорина? Почему неизбежен, фатален трагический исход его жизни?

д) как соотнести главу «Фаталист» с романом в целом, с жизнью и судьбой Печорина?

5. Проблема диалогизма в романе: Печорин – герои; Печорин – рассказчики; автор – рассказчики – герои; «Герой нашего времени» как ранний образец полифонического романа.

 

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Объяснить расположение глав в романе, сравнив его с хронологическим развитием событий.

2. Опираясь на рассмотренные аспекты художественной системы романа, дать характеристику Печорину как главному герою и центру системы.

 

Основная терминология: жанр, жанровый закон, композиция, полифония, полифонический роман, печоринский тип, типизация, жанровые разновидности – записки путешественника, путевой очерк, дневник, исповедь, светская повесть, кавказская новелла, индивидуальная художественная система, циклизация как жанрообразующий признак, эстетическая функция, философский роман.

 

Литература:

1. Вацуро В.Э. О Лермонтове. Работы разных лет. М.: Новое издательство, 2008.

2. Виноградов И.И. Философский роман Лермонтова // И. Виноградов. По живому следу. Духовные искания русской классики. – М.: Сов. писатель, 1978.

3. Лермонтовская энциклопедия. Л., 1981.

4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

5. Михаил Лермонтов. Pro et contra. СПб., 2002.

6. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1989.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 326.