Цель занятия: разобраться в специфике романа как индивидуальной авторской художественной системы в ее жанровом воплощении. Найти в жанре «Героя нашего времени» развитие традиций и новаторскую сущность; рассмотреть эстетические формы социального, психологического, нравственного, философского содержания; выявить особенности печоринского типа как основной формообразующей единицы жанра; определить основной композиционный жанровый закон, реализованный в идее философской личности и ее конфликта с миром; увидеть авторскую позицию в системе зарождающегося полифонического романа. Усвоить точки зрения ведущих литературоведов.
Методы работы над темой : проблемный анализ текста по предложенной системе вопросов, включающий в себя фундаментальные основы историко-генетического, структурно-эстетического, типологического и сравнительно-исторического исследования; работа с монографиями.
Проблематика и план занятия
1. Жанровый фон литературного процесса в период создания «Героя нашего времени» (русские и европейские источники):
а) записки путешественника, путевой очерк, дневник, исповедь, светская повесть, кавказская новелла как элементы жанровой структуры «Героя нашего времени».
б) традиции авантюрного, бытового, нравоописательного романа, эстетическая функция жанровых влияний в произведении Лермонтова;
в) цикл повестей как новое жанровое образование 1830-х годов; перерастание цикла повестей в роман в произведении Лермонтова.
г) значение «Евгения Онегина» для формирования художественной концепции «Героя нашего времени».
2. Три круга жизни в романе – социальный, нравственно-психологический, философский.
3. «Печоринский тип» как основа жанрового закона произведения:
а) своеобразие композиции романа и ее роль в раскрытии внутреннего мира главного героя в романе; роман как композиционно открытая система;
б) принципы типизации в лермонтовском произведении;
4. «Герой нашего времени» – роман о личности:
а) трансформация в образе Печорине типа лермонтовской демонической личности;
б) диалектика разума, чувства и воли в герое романа; что превалирует? Как в герое соотносятся надсоциальные и социальные черты?
в) проблемы индивидуальности человека, нравственности и одиночества как категории конкретно-исторического бытия личности и как категории философские; какой аспект важнее для Лермонтова?
г) в чем заключается трагедия судьбы Печорина? Почему неизбежен, фатален трагический исход его жизни?
д) как соотнести главу «Фаталист» с романом в целом, с жизнью и судьбой Печорина?
5. Проблема диалогизма в романе: Печорин – герои; Печорин – рассказчики; автор – рассказчики – герои; «Герой нашего времени» как ранний образец полифонического романа.
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Объяснить расположение глав в романе, сравнив его с хронологическим развитием событий.
2. Опираясь на рассмотренные аспекты художественной системы романа, дать характеристику Печорину как главному герою и центру системы.
Основная терминология: жанр, жанровый закон, композиция, полифония, полифонический роман, печоринский тип, типизация, жанровые разновидности – записки путешественника, путевой очерк, дневник, исповедь, светская повесть, кавказская новелла, индивидуальная художественная система, циклизация как жанрообразующий признак, эстетическая функция, философский роман.
Литература:
1. Вацуро В.Э. О Лермонтове. Работы разных лет. М.: Новое издательство, 2008.
2. Виноградов И.И. Философский роман Лермонтова // И. Виноградов. По живому следу. Духовные искания русской классики. – М.: Сов. писатель, 1978.
3. Лермонтовская энциклопедия. Л., 1981.
4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
5. Михаил Лермонтов. Pro et contra. СПб., 2002.
6. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1989.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 326.