Ах, он любил, как в наши лета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена:

Всегда, везде одно мечтанье,

Одно привычное желанье…

--------------------------------------

1. «Чужая речь», ее функции в системе художественного образа в романе Пушкина.

2. Найти другие образцы «чужой речи», определить их функции.

3. Охарактеризовать проблематику работы Ю.М. Лотмана «В школе поэтического слова» (раздел о Пушкине).

Задание 24

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля…

-----------------------------------------         

1. Понятие «энциклопедии русской жизни» (по роману А.С. Пушкина).

2. Охарактеризовать исторический фон романного действия.

3. История создания и содержание X главы романа.

Задание 25

Но мой Онегин вечер целый

Татьяной занят был одной,

Не этой девочкой несмелой,

Влюбленной, бедной и простой,

Но равнодушною княгиней,

Но неприступною богиней

Роскошной, царственной Невы.

1. Показать принцип эволюции героев в романе Пушкина как структурообразующий, сюжетно-композиционный закон произведения.

2. Определить эволюционные эстетические векторы Онегина и Татьяны.

3. Привести примеры «зеркальных отражений» в романе.

Задание 26.

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе…

-------------------------------------

У них на масленице жирной

Водились русские блины…

------------------------------------

Архивны юноши толпою

На Таню чопорно глядят…

1. Охарактеризовать социо-культурный фон романа (культура столицы, культура деревни в их дифференциации).

2. Где отыскивается на этом фоне авторская позиция и авторский идеал?

Задание 27

Кто б ни был ты, о мой читатель…

------------------------------------------------

1. Найти примеры обращения автора романа к читателю.

2. Дать характеристику образа читателя в романе (его варианты).

3. Определить значение образа читателя в системе «открытого» романа (принцип диалогизма).

Задание 28

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

1. О ком идет речь в приведенных строчках? Какие еще произведения Пушкина связаны с этим человеком?

2. Дать характеристику «поэмы о себе» в романе: содержательные стороны, эстетические функции.

Задание 29

О чем же, Таня? Я, бывало,

Хранила в памяти немало

Старинных былей, небылиц…

-----------------------------------------

1. Значение образа няни Татьяны в системе романа (по разным главам).

2. Какие «были, небылицы» могла рассказать Татьяне ее няня? Найти тексты сказок Арины Родионовны, охарактеризовать их сюжеты.

3. Какие произведения о няне А.С. Пушкина вы знаете?

Задание 30

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

1. Как характеризуют Татьяну приведенные слова?

2. Объясните позиции Белинского – Дружинина – Писарева – Достоевского в связи с последней ситуацией романа.

3. Определите нравственно-философское содержание авторской позиции применительно к той же ситуации.

Задание 31

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он?

-----------------------------------------

 

1. Проследите выявление архетипической сущности ангела – беса применительно к Онегину на протяжении всего романа.

2. Определите значение этого архетипа в системе романных персонажей. Контексты употребления архетипа.

3. Как можно определить архетипическую сущность Татьяны, Ленского?

Задание 32

Была бы верная супруга

И добродетельная мать…

--------------------------------

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

------------------------------------

Под вечер иногда сходилась

Соседей дружная семья.

-------------------------------------

1. Найти в романе контексты понятия «семья» (супруг, жена, дети, мать, сестра и т.д.).

2. Рассмотреть в каждом случае семейную ситуацию, судьбу семьи и ее членов. Сделать вывод о статусе и реальном бытии русской семьи в художественном мире Пушкина.

3. Каковы мифологические славянские корни этого понятия? Как это связано с общей концепцией содержания романа?

Задание 33

Так думал молодой повеса,

Летя в пыли на почтовых…

------------------------------------------

«Пойду ль вперед, пойду ль назад?..

Его здесь нет, меня не знают…

Взгляну на дом, на этот сад»…

------------------------------------------

Он из Германии туманной

Привез учености плоды…

------------------------------------------

1. Дать определение понятий мотива и хронотопа.

2. Определить специфику мотива дороги и дорожного хронотопа у трех главных героев романа.

3. Каков авторский вариант дорожного хронотопа? Какое значение в этой системе имеет незавершенность романного сюжета?

 

(См. литературу к практическим занятиям.)

КОНТРОЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ПОЭЗИИ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ

 

Выполняются после изучения творчества А.С. Пушкина.

Целью работы студентов является расширение кругозора знаний по теме, выработка навыков аналитического отношения к произведению и самостоятельных компетентных умений по творчеству Пушкина и его современников.

Задание:

1. Определить автора и произведение; дать историко-литературный комментарий; охарактеризовать основные элементы поэтической системы.

2. Объяснить сущность термина и возможности функционирования понятия, им обозначенного. Примеры.

3. Охарактеризовать поблематику и содержание монографии. Составить к ней аннотацию. Указать ее выходные данные.

Литература:

1. Стихи поэтов:  В. Жуковского,   К. Батюшкова,   А. Грибоедова, К. Рыле­ева, В. Кюхельбекера,  А. Одоевского,  Ф. Глинки,  П. Катенина,  А. Бестужева, П. Вяземского, Д. Давыдова, Е. Баратынского, А. Дельвига, Н. Языкова, И. Козлова, Д. Веневитинова, А. Полежаева, А. Пушкина, Н. Цыганова, А. Подо-линского, С. Стромилова, В. Бенедиктова,  Н. Кукольника.

1. Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996.

2. Альми И.Л. О поэзии и прозе. СПб., 2002.

3. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.

4. Вацуро В.Э. «Поэзия Пушкинского круга» // История русской литературы. Т. 2. Л., 1981.

5. Вацуро В.Э. Пушкинская пора. СПб., 2000.

6. Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.

7. История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. М., 1989.

8. Кошелев В.А. Константин Батюшков: странствия и страсти. М., 1987.

9. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1980.

10. Литературный энциклопедический словарь.

11. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки. – СПб.: Искусство, 1996.

12. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

13. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии. Становление реализ­ма в русской лирике. М., 1975.

14. Словарь литературоведческих терминов.

15. Янушкевич АС. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985.

16. Общая литература.

 

Карточка 1

1. В двенадцать часов по ночам

Из гроба встает барабанщик;

И ходит он взад и вперед,

И бьет он проворно тревогу.

И в темных гробах барабан

Могучую будит пехоту:

Встают молодцы егеря,

Встают старики гренадеры,

Встают из-под русских снегов,

С роскошных полей италийских,

Встают с африканских степей,

С горючих песков Палестины.

 

2. Двоемирие.

 

3. Основные труды о Жуковском.

 

Карточка 2

1. Сегодня день радости:

Филлида суровая

Сквозь слезы стыдливости

«Люблю!» мне промолвила.

Как роза, кропимая

В час утра Авророю,

С главой, отягченною

Бесценными каплями,

Румяней становится,

Так ты, о прекрасная!

С главою поникшею,

Сквозь слезы стыдливости,

Краснея, промолвила:

«Люблю!» тихим шепотом.

 

2. Композиция.

 

3. Д.Д. Благой. Мастерство Пушкина.

Карточка 3

1. Горька судьба поэтов всех времен.

Тяжеле всех судьба казнит Россию:

Для славы н Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен...

Стянула петля дерзостную выю.

 

2. Исповедальность. Исповедь.

 

3. Н.К. Пиксанов. Творческая история «Горя от ума».

Карточка 4

1. Зефир последний свеял сон

С ресниц, окованных мечтами,

Но я – не к счастью пробужден   

Зефира тихими крылами.

...........................................

Ничто души не веселит,

Души, встревоженной мечтами,

И гордый ум не победит

Любви – холодными словами.   

 

2. Антиномия.

 

3. Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.

 

Карточка 5

1. Здесь книги выписные,

Здесь жесткая постель –

Все утвари простые,

Вся рухлая скудель!

Скудель!.. но мне дороже,

Чем бархатное ложе

И вазы богачей!..

 

2. Отчуждение героя.

 

3. Н.Л. Бродский. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина.

Карточка 6

1. О край родной! Поля родные!

Мне вас уж боле не видать;

Вас, гробы праотцев святые,

Изгнаннику не обнимать.

      Горит напрасно пламень пылкий,

      Я не могу полезным быть:

      Средь дальней и позорной ссылки

      Мне суждено в тоске изныть.

 

2. Автор. Авторская позиция.

 

3. Н.Л. Степанов. Басни Крылова.

Карточка 7

1. То не кукушка в роще темной

Кукует рано на заре –

В Путивле плачет Ярославна,

Одна, на городской стене:

            «Я покину бор сосновый,

            Вдоль Дуная полечу,

            И в Каяль-реке бобровый

            Я рукав мой обмочу;

            Я домчусь к родному стану,

            Где кипел кровавый бой,

            Князю я обмою рану

            На груди его младой».

 

2. Оссиановские мотивы.

 

3. Ю.Н. Тынянов. Пушкин. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара.

Карточка 8

1. О! Будь же, русский бог, нам щит!

Прострешь свою десницу –

И мститель-гром твой раздробит

Коня и колесницу.

 

2. Реализм как художестенная философия. Реализм как литературное направление.

 

3. Современные работы о декабристах.

Карточка 9

1. Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья –

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена –

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать –

И обессиленно безмолвствует искусство?

 

2. Элегия.

 

3. Г.А. Гуковский. Пушкин и русские романтики.

Карточка 10

1. Ужели скоро в тихом поле

Под серым камнем стану спать?

И лира, и свирель простая

На гробе будут там лежать!

Покроет их трава густая,

Покроет, и ничьей слезой

Прах хладный мой не окропится!

Ах, должно ль мне о том крушиться?

Умру, друзья! – и все со мной!   

 

2. Художественная структура и художественная система.

 

3. М.М. Бахтин. Гоголь и Рабле.

Карточка 11

1. Забыв вражду великодушно,

Движенью тайному послушный,

Быть может, я еще могу

Дать руку личному врагу;

Но вековые оскорбленья

Тиранам родины прощать

И стыд обиды оставлять

Без справедливого отмщенья –

Не в силах я; один лишь раб

Так может быть и подл и слаб.

Могу ли равнодушно видеть

Порабощенных земляков?..

Нет, нет! Мой жребий ненавидеть

Равно тиранов и рабов.

 

2. Кладбищенские мотивы.

 

3. В.Н. Орлов. Грибоедов, очерк жизни и творчества.

Карточка 12

1. Цепь пресловутая всепетого Кавказа,

Непроходимая, безлюдная страна,

Притон разбойников, поэзии зараза!

Без пользы, без красы, с каких ты пор славна?

Творенье божье ты, иль чортова проказа?

Скажи, проклятая, зачем ты создана?

 

2. Интерпретация.

 

3. Д.Д. Благой. Творческий путь Пушкина.

Карточка 13

1. . . . И с той поры державный Годунов,

Перенося гоненья рока,

Творил добро, был подданым покров

И враг лишь одного порока.

Скончался он – и тихо приняла    

Земля несчастного в объятья –

И загремели за его дела

Благословенья и проклятья!..

 

2. Поэтика: теоретическая поэтика, историческая поэтика.

 

3. Ю.В. Манн. Поэтика русского романтизма. Диалектика русского романтизма.

 

Карточка 14

1. Чудак единственный! Нас со смеху морит!

Век с англичанами, вся английская складка,

И так же он сквозь зубы говорит,

И так же коротко обстрижен для порядка.

Ты не знаком? О! познакомься с ним.

Другой – Вокулов Евдоким,

Ты не слыхал, как он поет? О! диво!

Послушай, милый, особливо

Есть у него любимое одно:

«А! нон лашьяр ми, но, но, но».

 

2. Романтический идеал.

 

3. Н.Ф. Бельчиков. Пути и навыки литературоведческого труда.

 

Карточка 15

1. Но все, что от времен прекрасных,

Когда он мне доступен был,

Все, что от милых темных, ясных

Минувших дне я сохранил –

Цветы мечты уединенной

И жизни лучшие цветы –

Кладу на твой алтарь священный,

.............. (строчку дописать).

 

2. Жанр.

 

3. В.В. Виноградов. Стиль Пушкина. Язык Пушкина.

Карточка 16

1. Баре с земским судом

И с приходским попом

    Нас морочат

    И волочат

    По дорогам да судам.

А уж правды нигде

Не ищи, мужик, в суде,

    Без синюхи

    Судьи глухи,

    Без вины ты виноват.

 

2. Вершинная композиция.

 

3. М.П. Алексеев. Пушкин и мировая литература.

Карточка 17

1. Таится звук в безмолвной лире,

Как искра в темных облаках,

И песнь, не знаемую в мире,

Я вылью в огненных словах.  

В темнице есть поэт народной.

Он не поет для суеты;

Срывает он душой свободной

Небес бессмертные цветы;

Но похвалой не обольщенный,

Не ищет раннего венца...

Почтите сон его священный,

Как пред борьбою сон борца.

 

2. Анахронизм.

 

3. Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

 

Карточка 18

1. Рабом родится человек,

                      Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

 Страдал, рыдал, терпел, исчез.

 

2. Детерминированность.

 

3. Б.О. Корман. Изучение текста художественного произведения.

 

Карточка 19

1. Не бил барабан перед смутным полком,

     Когда мы вождя хоронили,

И труп не с ружейным прощальным огнем

      Мы в недра земли опустили.

 

2. Поэма, ее жанровые разновидности.

 

3. Л.Я. Гинзбург. О лирике.

Карточка 20

1. Она! она сама!

Ах,  голова горит, вся кровь моя в волненьи.

Явилась! Нет ее! Неужели в виденьи?

Не впрямь ли я сошел с ума?

 К необычайности я точно приготовлен.

Но не виденье тут, свиданья час условлен.

К чему обманывать себя мне самого?

 

2. Лирические отступления.

 

3. Статья Н.В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине».

 

Карточка 21

1. Когда, душа, просилась ты

Погибнуть иль любить,

Когда желанья и мечты

К тебе теснились жить,

Когда еще я не пил слез

Из чаши бытия, –

 Зачем тогда, в венке из роз,

 К теням не отбыл я!

 

2. Конфликт.

3. В. Жирмунский. Байрон и Пушкин.

Карточка 22

1. Мир опустел... Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье, иль тиран.

 

2. Лирика. Эпос. Драма.

 

3. А. Архипова. Литературное дело декабристов.

Карточка 23

1. Парки бабье лепетанье,

   Спящей ночи трепетанье,

Жизни мышья беготня...

Что тревожишь ты меня?

Что ты значииь, скучный шепот?

Укоризна, или ропот

Мной утраченного дня?

 

2. Художественный образ – степени обобщенности.

 

3. Н.Л. Степанов. Крылов.

 

Карточка 24

1. Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединенье величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

 

2. Архетип.

 

3. Поэтический строй русской лирики.

 

Карточка 25

1. Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

 

2. Нарратив, нарративная система.

 

3. П. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина.

Карточка 26

1. В свои расселины вы приняли певца,

Границы финские, границы вековые,

        Земли лядяного венца

        Богатыри сторожевые.

Он с лирой между вас. Поклон его, поклон

        Громадам, миру современным;

        Подобно им, да будет он

        Во все годины неизменным!

 

2. Медитативная лирика.

 

3. А.Н. Веселовский. Альцест и Чацкий.

 

Карточка 27

1. Еще молчит гроза народа,

Еще окован русский ум,

И угнетенная свобода

Таит порывы смелых дум.

О! Долго цепи вековые

С рамен отчизны не спадут,

Столетья грозно протекут,

И не пробудится Россия!

 

2. Суггестивная лирика.

 

3. Ю. Тынянов. Пушкин и его современники.

Карточка 28

1. Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

 

2. Сюжет.

 

3. Развитие реализма в русской литературе.

 

Карточка 29

1. Быть может ты, отец святой,

Меня за дерзость обвиняешь;

Но, старец праведный, не знаешь,

Не знал ты страсти роковой.

Ты видишь сердца трепетанья,

И смертный хлад, и жар дыханья,

И бледный лик, и мутный взор,

Мое безумье, мой позор,

И грех, и кровь, – вот пламень страстный!

Моей любви вот след ужасный!

 

2. Баллада.

 

3. Б. Томашевский. Пушкин. Т. 1, 2.

 

Карточка 30

1. Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей!

Ты куда, куда летишь.

Где всю ночку пропоешь?

Кто-то бедная, как я,

Ночь прослушает тебя,

Не смыкаючи очей,

Утопаючи в слезах?

 

2. Онегинская строфа.

 

3. В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 1 – 11.

 

Карточка 31

1. Не часто к нам слетает вдохновенье.

И краткий миг в душе оно горит:

Но этот миг любимец муз ценит,

Как мученик с землею разлученье.

   

В друзьях обман, в любви разуверенье

И яд во всем, чем сердце дорожит;

Забыты им: восторженный пиит

Уж прочитал свое предназначенье.

 

2. Форма лирического высказывания.

3. Библиографические справочники.

 

Карточка 32

1. Ты был отрыт в могиле пыльной,

Любви глашатай вековой,

И снова пыли ты могильной

Завещан будешь, перстень мой.

 

2. Хронотоп.

 

3. В. Кошелев. Константин Батюшков. Странствия и страсти.

 

Карточка 33

1. Я умру! на позор палачам

Беззащитное тело отдам!

             Равнодушно они

             Для забавы детей

             Отдирать от костей

             Станут жилы мои!

             Обругают, убьют

             И мой труп разорвут!

 

2. Субъектно-объектная сфера художественного произведения.

 

3. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников.

 

Карточка 34

1. Не ослеплен я музою моею:

Красавицей ее не назовут,

И юноши, узрев ее, за нею

Влюбленною толпой не побегут.

Приманивать изысканным убором,

Игрою глаз, блестящим разговором

Ни склонности у ней, ни дара нет;

Но поражен бывает мельком свет

Ее лица необщим выраженьем,

Ее речей спокойной простотой;

И он, скорей чем едким осужденьем,

Ее почтит небрежной похвалой.

 

2. Формальная школа литературоведения.

 

3. Г.П. Макогоненко. Творчество Пушкина в 1830-е годы.

 

 

Карточка 35

1. С младым Беверлеем кто равен красой?..

Стрелою несется с ним конь вороной,

Он скачет бесстрашно, он скачет один,

С ним только меч острый меч острый – надежда;

В любви всех вернее, а в битвах смелей,

Меж витязей славен младой Беверлей.

 

2. Культурно-историческая школа академического литературоведения.

 

3. Ю.М. Лотман. «Евгений Онегин». Комментарий.

 

Карточка 36

1. Не осенний частый дождичек

Брызжет, брызжет сквозь туман:

Слезы горькие льет молодец

На свой бархатный кафтан.

 

2. Сравнительно-историческая школа академического литературоведения.

 

3. В. Мещеряков. Жизнь и деяния Александра Грибоедова.

Карточка 37

1. Нужно ль вам истолкованье,

Что такое русский бог?

Вот его вам начертанье,

Сколько я заметить мог.

   

Бог метелей, бог ухабов,

Бог мучительных дорог,

Станций – тараканьих штабов,

Вот он, вот он русский бог.

   

Бог голодных, бог холодных,

Нищих вдоль и поперек,

Бог имений недоходных,

Вот он, вот он русский бог.

 

2. Мотив. Мотив и сюжет.

 

3. М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. 

Карточка 38

1. Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плачет

И хохочет, и визжит.

   

По дороге голосисто

Раздается яркий звон.

То вдали отбрякнет чисто,

То застонет глухо он.

 

2. Романтизм как миросозерцание. Романтизм как художественная философия. Романтизм как литературное направление.

 

3. А. Лежнев. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования.

 

Карточка 39

1. Где друзья минувших лет,

Где гусары коренные,

Председатели бесед,

Собутыльники седые?

      Деды, помню вас и я,

      Испивающих ковшами

      И сидящих вкруг огня

      С красно-сизыми носами!

 

2. Лирический герой.

 

3. Г.М. Фридлендер. Поэтика русского реализма.

 

Карточка 40

1. Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

Сабля, водка, конь гусарской,

С вами век мне золотой!

          Я люблю кровавый бой,

          Я рожден для службы царской!

 

2. Мифопоэтика.

 

3. Лермонтовская энциклопедия.

 

Карточка 41

1. Жизнь наша в старости – изношенный халат.

И совестно носить его, и жаль оставить,

Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

Нельзя нас посинить и заново исправить.

 

Как мы состарились, состарился и он;

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,

Чернилами он весь расписан, окроплен,

Но эти пятна нам узоров всех дороже.

 

2. Амбивалентность развязки.

 

3. Классики-пушкинисты.

 

Карточка 42

1. Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено.

    

Смело, братья! Ветром полный

Парус мой направил я:

Полетит на скользки волны

Быстрокрылая ладья!

 

2. Параллелизм, метафора, символ.

 

3. И.И. Виноградов. Философский роман Лермонтова.

 

       Карточка 43

1. Из страны, страны далекой,

С Волги-матушки широкой,

Ради сладкого труда,

Ради вольности высокой

Собралися мы сюда.

 

2. Роман.

 

3. Учебники по русской литературе первой трети XIX века.

 

Карточка 44

1. Голубоокая, младая,

Мой чернобровый ангел рая!

Ты, мной воспетая давно,

Еще в те дни, как пел я радость

И жизни праздничную сладость,

Искрокипучее вино –

Тебе привет мой издалеча,

От москворецких берегов

Туда, где звонких звоном веча

Моих пугалась ты стихов;

Где странно юность мной играла,

Где в одинокий мой приют

То заходил бессонный труд,

То ночь с гремушкой забегала!

 

2. Романтическая поэма.

 

3. Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.

 

Карточка 45

1. Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! Уж не бывать!

 

2. Психологизм.

 

3. М. Вайскопф. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст.

 

Карточка 46

1. Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шел домой.

 

2. Звукопись.

 

3. Ю.Тынянов. Сюжет "Горя от ума". Другие работы Тынянова.

 

Карточка 47

1. Когда могучая Зима,

Как добрый вождь, ведет сама

На нас косматые дружины

Своих морозов и снегов, –

 Навстречу ей трешат камины,

И весел зимний жар пиров.

 

2. Повествование, его типы.

 

3. Справочные издания и серии сборников по изучению А.С.Пушкина.

 

Карточка 48

1. Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспоривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать.

 

2. Сонет. Стансы.

 

3. Puschkiniana до революции.

 

Карточка 49

1. Век шествует путем своим железным,

В сердцах корысть, и общая мечта

Час от часу насущным и полезным

Отчетливей, бесстыдней занята.

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны,

  И не о ней хлопочут поколенья,

Промышленным заботам преданы.

 

2. Формы времени – пространства в литературе и фольклоре.

 

3. А. Белый. Мастерство Гоголя.

 

Карточка 50

1. И тишина глубокая вослед

Торжественно повсюду воцарилась,

И в дикую порфиру древних лет

Державная природа облачилась.

Величествен и грустен был позор

Пустынных вод, лесов, долин и гор.

По-прежнему животворя природу,

На небосклон светило дня взошло,

Но на земле ничто его восходу

Произнести привета не могло.

Один туман над ней, синея, вился

И жертвою чистительной дымился.

 

2. Типический образ.

 

3. В.В. Ермилов. Гений Гоголя.

 

 Карточка 51

1. Уймитесь, волнения страсти!

Засни, беснадежное сердце!

   

Я стражду, я плачу –

Душа истомилась в разлуке;   

 Не выплакать горя в слезах.

 

2. Сатира. Ирония. Юмор.

 

3. Л.Я. Гинзбург. О психологической прозе.

Карточка 52

1. То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит –

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

Извела меня кручина,

Подколодная змея!..

Догорай, моя лучина,

Догорю с тобой и я!

 

2. Творческая история.

 

3. А.О. Смирнова-Россет. Воспоминания.

Карточка 53

1. Не слышно шуму городского,

В заневскик башнях тишина!

И на штыке у часового

Горит полночная луна!

А бедный юноша! ровесник

Младым цветущим деревам,

В глухой тюрьме заводит песни

И отдает тоску волнам!

 

2. Басня.

 

3. В.С. Соловьев. Статьи о Пушкине.

 

Карточка 54

1. «Ах, очи, очи голубые!

Вы иссушили молодца!

Зачем, о люди, люди злые,

Зачем разрознили сердца?

Теперь я горький сиротина!»

И вдруг махнул по всем по трем...

Но я расстался с милым сном,

И чужеземная картина

Сияла пышно предо мной...

 

2. Ямб, хорей.

 

3. Ю.В. Манн. Поэтика Гоголя.

 

Карточка 55

1. Не шей ты мне, матушка,

     Красный сарафан,

Не входи, родимушка,

     Попусту в изъян!

Рано мою косыньку

     На две расплетать!

Прикажи мне русую

     В ленту убирать!

 

2. Дактиль, амфибрахий, анапест.

 

3. В.Н. Турбин. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. Об изучении литературных жанров.

 

Карточка 56

1. Мне наскучило, девице,

Одинешенькой в светлице

Шить узоры серебром!

И без матушки родимой

Сарафанчик мой любимый

Я надела вечерком –

Сарафанчик,

Расстеганчик!

 

2. Романтическая ирония.

 

3. Анализ одного стихотворения.

 

Карточка 57

1. Куда несетесь вы, крылатые станицы?

В страну ль, где на горах шумит лавровый лес,

Где реют радостно могучие орлицы

И тонут в синеве пылающих небес?

И мы – на юг! Туда, где яхонт неба рдеет

И где гнездо из роз себе природа вьет,

И нас, и нас далекий путь влечет...

        Но солнце там души не отогреет

        И свежий мирт чела не обовьет.

 

2. Романтическое двоемирие.  

 

3. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 301.