КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Цель занятия: определить внутренние закономерности композиционного строения романа, найти основной закон композиции, понять значение композиции как содержательно-организующего принципа романного повествования и идеи произведения в целом, разобраться в системных составляющих композиции.
Методы работы над темой : проблемный анализ текста по предложенной системе вопросов, включающий в себя фундаментальные основы историко-генетического, структурно-эстетического, типологического и сравнительно-исторического исследования; дискуссионная беседа, работа с монографиями.
Проблематика и план занятия
1. «Форма плана» «Евгения Онегина». Принцип троичности как основной композиционный эстетический закон произведения:
а) тройственное членение «плана» и принцип «троичного» построения романа;
б) три лика автора, три основных героя, троичность физического и духовного пространства;
в) тройственный объем художественного обобщения (тип, архетип, индивидуальность).
2. «Евгений Онегин» как роман-беседа:
а) диалог автора с читателем как основа повествовательной системы; обращения к читателю, авторский комментарий событий и поступков героев, завершающая роль читателя как судьи;
б) диалог автора с героями: непосредственное общение, реликвии памяти (письмо Татьяны, элегия Ленского); функция иронии;
в) «чужая речь», ее функции в композиции художественного образа (осмыслить в применении к пушкинскому роману положение Бахтина о диалогической природе художественного слова);
в) отношения героев друг к другу как основа внутрироманного повествования, как диалог самостоятельных романных голосов;
г) субъектно-объектная сфера романа: художественные точки зрения автора, его ценностные ориентиры; жизненные истины героев, характеристика соотношения художественных сфер автора и героев;
д) лирические отступления в произведении – «поэма о себе», обращенная к читателю.
3. Другие композиционные принципы:
а) начало и конец романа как элементы художественной композиции (отсутствие начала – отсутствие конца);
б) литературные реминисценции к образам Онегина и Татьяны. Осмыслить проблему литературной традиции и эстетическую функцию познания жизни в новаторском произведении Пушкина;
в) принцип симметрии и «зеркальности» в построении романа;
г) связь характерологии и жанра, логика характеров и «открытый» роман;
д) связь композиции и жанра произведения.
Задания для контроля владения компетенциями:
Используя указанную литературу, составить реферат по одной из предлагаемых тем: «Композиционное и жанровое значение лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»; «Принцип троичности как структурообразующее и архетипическое начало романа «Евгений Онегин»; «Что значит «открытый роман», «свободный роман»?; «Диалогизм романа и его художественное выражение»; «Симметрия и зеркальность в сюжетном и характерологическом проявлении в романе «Евгений Онегин».
Основная терминология : композиция, жанр, роман, принцип симметрии, народность, лирические отступления, сатира, ирония, «поэма о себе», саморазвивающаяся структура, жанр, принцип троичности в композиции, литературные реминисценции.
Литература:
2. Бахтин м.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М., 1975. Он же. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
3. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 8 и 9 // ПСС в XIII тт. Т.VII. М., АН СССР, 1955.
4. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.
5. Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1978.
6. Бочаров С.Г. О реальном и возможном сюжете («Евгений Онегин») //Динамическая поэтика. От замысла к воплощению. М., 1990.
7. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
8. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. Н., 1957.
9. Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине // Избранные статьи. М., 1980 или в любом собрании сочинений Гоголя.
10. Достоевский Ф.М. Речь о Пушкине // Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973.
11. Жирмунский В. Байрон и Пушкин. Л., 1924.
12. Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени) // Российский литературоведческий журнал, 1993, № 1.
13. Кошелев В.А. Евангельский «календарь» пушкинского «Онегина»: (К проблеме внутренней хронологии романа в стихах) // Евангельский текст в русской литературе XIX – XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр / Сб. науч. трудов под ред. В.Н.Захарова. – Петрозаводск: Изд. Петрозаводского ун-та, 1994.
14. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1980.
15. Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.
16. Макогоненко Г.П. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина // Г.П. Макогоненко Избранные работы. Л., 1987.
17. Набоков В.В. Комментарий к роману «Евгений Онегин». СПб., 1998.
18. Развитие реализма в русской литературе. Т. I. М., 1972.
19. Слонимский А. Мастерство Пушкина. М., 1963.
20. Томашевский Б.В. X глава «Евгения Онегина» (история разгадки) // Б.В. Томашевский. Пушкин. Материалы к монографии (1824-1837). М.-Л., 1961.
21. Тынянов Ю.Н. Поэтика, история литературы, кино. М., 1977.
22. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л., 1961.
23. Черная Т.К. Русская литература XIX века (ч. 1). Поэтика художественно-индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.
Самостоятельная работа по изучению романа «Евгений Онегин»
Дата: 2019-02-25, просмотров: 435.