Цель занятия : разобраться в сущности категорий романтизма и реализма как способов художественного мышления, понять процессы интеграции романтического мышления в реалистическую систему и закономерности художественного преобразования романтизма, проанализировать роман «Евгений Онегин» как произведение реализма.
Методы работы над темой : проблемный анализ текста по предложенной системе вопросов, включающий в себя фундаментальные основы историко-генетического, структурно-эстетического, типологического и сравнительно-исторического исследования; работа с монографиями, эксперимент по самостоятельному анализу компонентов художественного произведения.
Проблематика и план занятия
1. Категория реализма в современной науке. Полемические вопросы. Современный научный взгляд на формулу «типические характеры в типических обстоятельствах». Многоаспектность понятия «обстоятельства». Проблема «человек – среда».
2. Сущность реализма как художественного мышления:
а) философская основа художественного реалистического мышления – понимание «бытия как присутствия», признание онтологического единства бытия и его развития;
в) отделение автора от героя, самостоятельная логика героя и события, принцип объективности изображения характеров и действительности, их внутренняя логика и самостоятельность;
г) принцип детерминизма, закон развития характеров, включенность их в систему действительности;
д) творящая функция как автора, так и героя, создание диалогической системы; роль читателя;
е) телеологичность авторской функции в композиционной организации произведения – открытость художественной системы.
б) равноправные «Я» и «Другой», множественность точек зрения в их взаимной обусловленности и способности взаимокоррекции, равноправие эстетических голосов, отделившее автора от героя;
3. Анализ художественной системы романа «Евгений Онегин» с точки зрения осуществления в нем принципов реалистического мышления:
а) система обстоятельств русской действительности 1820-х годов, обстоятельства формирования личности в историческом и национальном бытии;
б) логика характеров главных персонажей романа, их генезис, детерминированность, эволюция;
в) широкий исторический фон – «энциклопедия русской жизни», принцип историзма;
г) значение образа автора, введенного в повествование, для подчеркивания самобытности героя; диалогические отношения автора и героя, автора и читателя;
д) реалистические средства создания образов героев и романного мира в целом;
е) открытая система романа.
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Целенаправленно по теме «Реализм» и «Реализм романа Пушкина» законспектировать работы:
· Бахтин м.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М., 1975. Он же. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979;
· Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1980.
· Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.
· Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л., 1961.
· Черная Т.К. Русская литература XIX века (ч. 1). Поэтика художественно-индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.
Основная терминология: реализм, художественный характер, архетип, тип, художественная индивидуальность, принцип историзма, романтическая типизация, реалистическая типизация, художественный идеал, авторская позиция, диалогизм, художественная система, детерминированность художественной системы, демиург, монологическая структура, диалог, диалогичность художественного слова, полифония, полифонический роман, эстетический канон, эстетический закон.
Литература:
1. Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.
2. Никишов Ю.М. Дум высокое стремленье: Очерки духовной биографии Пушкина / Учебное пособие. В 4-х т. Тверь: Золотая буква. 2003.
3. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л., 1961.
4. Черная Т.К. Русская литература XIX века (ч. 1). Поэтика художественно-индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 440.