РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». Становление жанровой системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель занятия : выявить динамику взаимодействия жанра романтической поэмы и пушкинского романа, проследить эволюцию типа личности героя (Онегина) в системе романтических произведений и в системе романа «Евгений Онегин», разобраться в авторской позиции и в способах авторского присутствия в романе, найти способы взаимодействия романного повествования и малых лирических жанров, трансформированных в этой системе.

Методы работы над темой : проблемный анализ текста по предложенной системе вопросов, вклю­чающий в себя фундаментальные основы историко-генетического, структур­но-эстетического, типологического и сравнительно-исторического иссле­дования; работа с монографиями.

 

Проблематика и план занятия

 

1. Соотношение идеала и действительности:

а) романтические антиномии поэм «Кавказский пленник» и «Цыганы»: цивилизация – народная, «естественная» среда; герой – общество;

б) «светское» и «простонародное» в структуре романа «Евгений Оне­гин» как единство противоположностей общенациональной среды;

в) «европейское» и «русское» как диалектическое единство социо­культурной среды в романе; расширение понятия «среды» как ее дифферен­циация (социальная, национальная, политическая, интеллектуальная, общекультурная, нравственная).

 

2. Сопоставление жанровых структур романтической поэмы и романа в стихах: «Кавказский пленник» – «Цыганы» – «Евгений Онегин»:

а) от контраста и отчуждения к единству противоположностей и обусловленности;

б) принцип противоречий как основа адекватности реалистического жанра действительности;

в) экзотика «местного колорита» романтической поэмы и бытовые, пейзажные, исторические и социальные реалии романа;

г) художественная функция сатиры и иронии в романтической поэме и в романе в стихах Пушкина;

д) поэтика сна в романтическом творчестве и в романе «Евгений Онегин» (ср. с жанром баллады –  Жуковский);

 

3. Субъектная сфера романа:

а) автор как структурная единица изображаемого; оценка автором изображаемого мира;

б) автор – творец мира индивидуального (поэта) и мира романного (героев), роль лирических отступлений;

в) автор как центр структуры романа;

г) три лика автора.

 

4. Жанровые категории пушкинского произведения: «роман в стихах», «свободный» роман, открытый роман, роман-беседа (творческая функция читателя). Диалогизм «Евгения Онегина» как преддверие полифонического романа.

 

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Определите функцию автора и отношения автора и героев с точки зрения проблемы «Я» и «Другой».

2. Найдите основной композиционный принцип пушкинского произведения с позиций таких наименований жанра как «роман в стихах», «свободный» роман, открытый роман, роман-беседа.

3. Найдите и выучите наизусть фрагменты романа, основанные на использовании малых литературных жанров баллады, послания, сказки, мадригала, басни, элегии, литературной полемики и т.д.

 

Основная терминология: жанр, «роман в стихах», «свободный» роман, открытый роман, роман-беседа, авторская позиция, читатель как эстетическая категория, диалогизм, полифонический роман.

Литература:

1. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

2. Лотман Ю.М. Пушкин. Исследования и статьи. М., 1996.

3. Никишов Ю.М. Дум высокое стремленье: Очерки духовной биографии Пушкина / Учебное пособие. В 4-х т. Тверь: Золотая буква. 2003.

4. Никишов Ю.М. Путешествие в мир «Евгения Онегина» / Учебное пособие. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2005.

5. Одиноков В.Г. «И даль свободного романа...». Новосибирск, 1983.

6. Проскурин О.А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М.: Новое литературное обозрение, 1999.

7. Пушкин в прижизненной критике. 1820 – 1827. СПб., 1996; 1826 – 1830. СПб., 2001; 1831 – 1833. СПб., 2003.

8. Турбин В.Н. Роман прогнозов (К проблеме строения сюжета «Евгения Онегина») // Болдинские чтения. Горький, 1988.

9. Черная Т.К. Русская литература XIX века (Ч. 1). Поэтика художественно- индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.

10. Юхнова Ирина Сергеевна. Поэтика диалога и проблемы общения в прозе А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. – Нижний Новгород, 2011.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 337.