Цель занятия : выявить динамику взаимодействия жанра романтической поэмы и пушкинского романа, проследить эволюцию типа личности героя (Онегина) в системе романтических произведений и в системе романа «Евгений Онегин», разобраться в авторской позиции и в способах авторского присутствия в романе, найти способы взаимодействия романного повествования и малых лирических жанров, трансформированных в этой системе.
Методы работы над темой : проблемный анализ текста по предложенной системе вопросов, включающий в себя фундаментальные основы историко-генетического, структурно-эстетического, типологического и сравнительно-исторического исследования; работа с монографиями.
Проблематика и план занятия
1. Соотношение идеала и действительности:
а) романтические антиномии поэм «Кавказский пленник» и «Цыганы»: цивилизация – народная, «естественная» среда; герой – общество;
б) «светское» и «простонародное» в структуре романа «Евгений Онегин» как единство противоположностей общенациональной среды;
в) «европейское» и «русское» как диалектическое единство социокультурной среды в романе; расширение понятия «среды» как ее дифференциация (социальная, национальная, политическая, интеллектуальная, общекультурная, нравственная).
2. Сопоставление жанровых структур романтической поэмы и романа в стихах: «Кавказский пленник» – «Цыганы» – «Евгений Онегин»:
а) от контраста и отчуждения к единству противоположностей и обусловленности;
б) принцип противоречий как основа адекватности реалистического жанра действительности;
в) экзотика «местного колорита» романтической поэмы и бытовые, пейзажные, исторические и социальные реалии романа;
г) художественная функция сатиры и иронии в романтической поэме и в романе в стихах Пушкина;
д) поэтика сна в романтическом творчестве и в романе «Евгений Онегин» (ср. с жанром баллады – Жуковский);
3. Субъектная сфера романа:
а) автор как структурная единица изображаемого; оценка автором изображаемого мира;
б) автор – творец мира индивидуального (поэта) и мира романного (героев), роль лирических отступлений;
в) автор как центр структуры романа;
г) три лика автора.
4. Жанровые категории пушкинского произведения: «роман в стихах», «свободный» роман, открытый роман, роман-беседа (творческая функция читателя). Диалогизм «Евгения Онегина» как преддверие полифонического романа.
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Определите функцию автора и отношения автора и героев с точки зрения проблемы «Я» и «Другой».
2. Найдите основной композиционный принцип пушкинского произведения с позиций таких наименований жанра как «роман в стихах», «свободный» роман, открытый роман, роман-беседа.
3. Найдите и выучите наизусть фрагменты романа, основанные на использовании малых литературных жанров баллады, послания, сказки, мадригала, басни, элегии, литературной полемики и т.д.
Основная терминология: жанр, «роман в стихах», «свободный» роман, открытый роман, роман-беседа, авторская позиция, читатель как эстетическая категория, диалогизм, полифонический роман.
Литература:
1. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.
2. Лотман Ю.М. Пушкин. Исследования и статьи. М., 1996.
3. Никишов Ю.М. Дум высокое стремленье: Очерки духовной биографии Пушкина / Учебное пособие. В 4-х т. Тверь: Золотая буква. 2003.
4. Никишов Ю.М. Путешествие в мир «Евгения Онегина» / Учебное пособие. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2005.
5. Одиноков В.Г. «И даль свободного романа...». Новосибирск, 1983.
6. Проскурин О.А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М.: Новое литературное обозрение, 1999.
7. Пушкин в прижизненной критике. 1820 – 1827. СПб., 1996; 1826 – 1830. СПб., 2001; 1831 – 1833. СПб., 2003.
8. Турбин В.Н. Роман прогнозов (К проблеме строения сюжета «Евгения Онегина») // Болдинские чтения. Горький, 1988.
9. Черная Т.К. Русская литература XIX века (Ч. 1). Поэтика художественно- индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.
10. Юхнова Ирина Сергеевна. Поэтика диалога и проблемы общения в прозе А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. – Нижний Новгород, 2011.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 337.