Расчет необходимого количества судей; предварительное формирование состава судейской коллегии.
Организация семинара спортивных судей; формирование комиссии для оценки их работы (для присвоения судейской категории).
Формирование судейских бригад (арбитр, боковой судья, руководитель ковра; судья-информатор) и оценка их работы.
Демонстрация судейских жестов, реплик (арбитр, боковой судья), оценка.
Оценка действий борцов в обязательных стандартных положениях: крестовый захват, партер. Запреты и запрещенные приемы (демонстрация, разбор, действия судей).
Определение пассивности и меры наказания борцов (разбор ситуаций, оценка действий).
Работа секретариата: составление пар по кругам (работа с методическим материалом одного из соревнований).
Тема 21. Практическое 2ч. Занятие 60.
Экспертная оценка соревновательной подготовленности борцов, тренером и судьей.
Объекты наблюдений в соревновательном поединке.
Разбор поединков прошедших соревнований (видеозапись; устное описание очевидца - специалиста; неотационная запись схваток).
Анализ ситуаций, выяснения причин проигрыша активных позиций - разбор моделей их решения.
Учет самоанализа борцами личных выступлений в соревнованиях; совместная разработка ТЗ по устранению недостатков ТТП (отчеты спортсменов, их анализ, коррекция).
Примечание. Кроме указанных в собеседование включаются вопросы организации и проведению соревнований, методики судейства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Результаты выступлений сильнейших борцов РФ на главных соревнованиях года (чемпионаты Европы, Мира по видам спортивной борьбы).
2. Примерные содержание учебного материала в группах начальной подготовки (цель, задачи, содержание работы, средства подготовки).
3. Специализированные игровые комплексы (общая характеристика игрового материала, назначение, общие требования и организации).
4. Игровые комплексы, формирующие стойку на фоне маневрирования (основы методики, организация соревнований).
5. Комплекс игр, формирующих представление о захватах - упорах и т.д. (основы методики;
классификация игр и т.д.).
6. Игры с элементами теснения как выражение активности ведения противоборства.
7. Игры с необычным началом поединка; борьба в неравных условиях одного из противоборствующих (игры в дебюты).
8. Упражнение «борцовский мост» (значение, варианты, меры предосторожности и т.д.).
9. Позиция как категория структуры поединка (определение понятия; примеры выбора позиций и их решение).
10. Стойка как внешний признак возможных позиционных решений (определения понятия, характеристики,).
11. Контакты силового взаимодействия противоборствующих (хваты, обхваты, захваты, упоры, подножки, подсечки и т.д.).
12. Общие положения о понятиях: плотность захвата, дистанция (их суть, особенность освоения).
13. Завершающие атаку (контратаку) приемы (классификационные группы и их характеристика).
14. Характеристика схемы - комплекса заданий по освоению способов решения базовых захватов приемами.
15. Характеристика тренировочных заданий с элементами блокирования и проведения блоков.
16. Основы распределения учебного материала в группах начальной подготовки (содержание, технология распределения, предпочтения, профилактика травматизма).
17. Теоретические сведения как образовательный компонент программы обучения юных борцов. (содержание, методика преподавания).
18. Примерная схема периодизации учебно-тренировочного процесса борцов 4-6 годов обучения и далее.
19. Основные мероприятия по воспитательной работе с учащимися спортивных школ.
20. Идейно-патриотическое и нравственное проведение учащихся ДЮСШ, СДЮСШОР.
21. Праздничные мероприятия, знаменательные даты, события в жизни спортивного коллектива (как формы воспитательной работы с юными борцами).
22. Культурно-развлекательные, познавательные мероприятия, диспуты, просветительство в условиях ДЮСШ, СДЮСШОР, ДЮКФП.
23. Принципы планирования содержания непосредственной подготовки ик ответственным соревнованиям юных борцов (5-6 годы обучения).
24. Дать характеристику вариантам изучения и совершенствования техники борьбы «от приема» и «от захватов к избранному приему».
25. Понятие «активность» в оценке соревновательного поединка; варианты моделирования тренировочных заданий с теснением противника.
26. Контратакующие действия противоборствующих; условия контратаки.
27. Учебная документация в ДЮСШ, СДЮСШОР; документы учета и контроля.
28. Профилактика травматизма (направления, организационно-методические мероприятия и т.д.),
29. Урок как основная форма учебно-тренировочного процесса подготовки юных борцов.
30. Общая характеристика этапов подготовки в годичном цикле учебно-тренировочного процесса.
31. Понятие об анализе соревновательной деятельности борцов.
32. Тестирующие тренировки ( назначение, основы построения).
33. Научно-методическое обеспечение подготовки сборных команд (основные положения).
34. Понятия о нормативных требованиях по физической подготовленности учащихся ДЮСШ-СДЮСШОР (переводные тесты в группах подготовки).
35. Основные положения организации соревнований в системе спортивных школ.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 4.1
Вариант 1
1. Принципы спортивной тренировки
2. Методы развития силы в спортивной борьбе
3. Особенности подготовительного периода подготовки
4. Влияние индивидуальных биоритмов на принцип периодичности тренировочных нагрузок
5. Каким образом влияет на качество борьбы индивидуальные физические качества борцов и их составные части
Вариант 2
1. Понятие о циклах в спортивной тренировке, из каких периодов они состоят.
2. Методы развития быстроты в спортивной борьбе
3. Особенности этапа предварительной подготовки в соревновательном периоде тренировки
4. Влияние сезонных биоритмов на принцип периодичности тренировочных нагрузок
5. Каким образом влияет на качество борьбы индивидуальные сенсомоторные качества борцов и их составные части
Вариант 3
1. Организация-учебно-тренировочных сборов
2. Методы развития выносливости в спортивной борьбе
3. Особенности этапа непосредственной подготовки в соревновательном периоде тренировки
4. Пути повышения специальной выносливости в спортивной борьбе
5. Каким образом влияет на качество борьбы индивидуальная нервная типология борцов и их составные части
Вариант 4
1. Особенности распределения объема и интенсивности нагрузок в периодах, этапах, мезоциклах и микроциклах
2. Методы развития гибкости в спортивной борьбе
3. Особенности переходного периода подготовки
4. Принципы медико-педагогического контроля объема и интенсивности тренировочных нагрузок
5. Каким образом влияет на качество борьбы индивидуальные психодинамические свойства темперамента и их составные части
Тема 4.4
Вариант 1
1. Визуальный экспресс-контроль техники в момент исполнения и экспресс-коррекция.
2. Символы технических действий борьбы стоя
3. Методика определения показателей выигрышности
Вариант 2
1. Инструментальный экспресс-контроль техники
2. Символы технических действий борьбы в партере и лёжа
3. Методика определения показателя технической разнонаправленности
Вариант 3
1. Оперативный контроль с использованием киносъемки, с отставленной коррекцией техники
2. Методика обобщения стенографического материала
3. Методика определения показателей комбинационной эффективности и динамической защищенности
Вариант 4
1. Основы текущего контроля технико-тактической оснащенности в ходе соревнования и отставленная коррекция технического арсенала
2. Символы технических действий борьбы стоя
3. Методика определения показателей активности
Вариант 5
1. Основы итогового контроля технико-тактической оснащенности в сумме соревнований и отставленная коррекция технического арсенала
2. Символы технических действий борьбы в партере и лёжа
3. Методика определения качественного показателя эффективности
Тема 3.2
Вариант 1
1. Сенсомоторные качества, обеспечивающие координированность.
2. Составные части психологических свойств личности.
3. Психолого-педагогические понятия, характеризующие волевую подготовленность.
4. Задачи и содержание морально-этической подготовки детей.
5. Задачи и содержание эмоциональной подготовки подростков.
Вариант 2
1. Структуры, обеспечивающие энергетику.
2. Составные части интеллектуальных качеств.
3. Психолого-педагогические понятия, характеризующие эмоциональную устойчивость.
4. Задачи и содержание морально-этической подготовки подростков.
5. Задачи и содержание волевой подготовки юношей.
Вариант 3
1. Структура функциональных механизмов.
2. Составные части нервно-типологических особенностей.
3. Психолого-педагогические понятия, характеризующие морально-этическую воспитанность.
4. Задачи и содержание эмоциональной подготовки детей.
5. Задачи и содержание волевой подготовки молодежи.
Вариант 4
1. Функциональные уровни «поломки» энергетических адаптирующих структур.
2. Составные части психодинамических свойств темперамента.
3. Задачи и содержание эмоциональной подготовки юношей.
4. Задачи и содержание морально-этической подготовки молодежи.
5. Задачи и содержание волевой подготовки детей.
Вариант 5
1. Функциональные уровни «поломки» сенсомоторных адаптирующих структур.
2. Составные части психологических свойств личности.
3. Задачи и содержание эмоциональной подготовки молодежи.
4. Задачи и содержание морально-этической подготовки юношей.
5. Задачи и содержание волевой подготовки подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аганянц, Е.К. Некоторые практические основы физиологии физических упражнений: метод. пособие [Текст] / Е.К. Аганянц, О.В.Пирожков, Е.М. Бердичевская. - Краснодар,1994. – 65 с.
2. Алферов, Т.В. Динамика развития скоростных качеств борцов [Текст]/ Т.В. Алферов, В.Я.Обухов // Спортивная борьба. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 49-52.
3. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье [Текст]/ Н.М. Амосов. - М.: Физкультура и спорт. 1987. – 110с.
4. Банникова, Т.А. Физическое воспитание и здоровье детей и подростков [Текст]/ Т.А. Банникова, Ю.Н. Синицын. – Краснодар, 2000. – 131 с.
5. Барышева, Н.В. Основы физической культуры школьника: Учебное пособие для учителей физической культуры [Текст]/ Н.В. Барышева, В.М. Манияров, М.Г. Неклюдова. – Самара, 2001. – 126 с.
6. Бекешов, В.А.. На ковре – юные борцы [Текст]/ В.А. Бекешов.- Киев, Здоровье, 1990.-158с.
7. Березняк, В.В. Применение активных методов обучения при подготовке специалистов по спортивной борьбе [Текст]/ В.В. Березняк.- М.: Физкультура и спорт, 1988. –37с.
8. Борисов, Н.Б. На борцовском ковре [Текст]/ Н.Б. Борисов. - М.: Физкультура и спорт, 2004.-103с.
9. Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст]/ Л.В. Былеева.- М.: Физкультура и спорт, 1982.-224с.
10. Вершанин, Г.Г. Подготовка спортсменов высокой квалификации [Текст]/ Г.Г. Вершанин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко // Спортивная борьба. – М.: Физкультура и спорт, 1980. С.3-9.
11. Возрастная динамика двигательных и вегететивных функций в связи с мышечной деятельностью: Учебное пособие [Текст]/ под редакцией Е.К. Аганянц. – Краснодар, 2000. – 104 с.
12. Галковский, Н.М. Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) [Текст] / Н.М. Галковский, А.З. Катулин. - М.: Физкультура и спорт, 1988.-550с.
13. Гальперин, С.И. Физиологические способности детей [Текст] / С.И. Гальперин. – М.: Просвещение, 1975.- 245с.
14. Гуминский, А.А. Руководство лабораторным занятиям по общей возрастной физиологии [Текст] / А.А. Гуминский.- М.: Просвещение, 1990.-238с.
15. Гумонян, Г.С. Спортивная борьба: Уч. Пособие [Текст] / Г.С. Гумонян. – М.: Физкультура и спорт,1985.-144с.
16. Дахновский, В.С. Изучение некоторых приемов оценки физической и функциональной подготовленности борцов [Текст] / В.С. Дахновский, Г.Б. Венглярский, Г.А. Арустамов, С.С. Лещенко. – М.: ФиС, 1987. -168 с.
17. Дворкин, Л.Д. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт [Текст] / Л.Д. Дворкин // Серия «Хит сезона». – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 384 с.
18. Дементьев, В.А. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах [Текст] / В.А. Дементьев, О.Б. Малков. – М.:ФиС, 1986. 89 с.
19. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология [Текст] / Ю.А. Ермолаев. – М..: Высшая школа, 1985. – 400с.
20. Ермоленко, Е.К. Возрастная физиология детей преддошкольного и дошкольного возраста [Текст] / Е.К. Ермоленко. - Краснодар, КГИФК, 2001. – 60 с.
21. Иванов, И.И. Программы целевых заданий совершенствования структуры атакующих действий борцов высокого класса: метод.рекомендации [Текст] / И.И. Иванов, М.Н. Карданов.- М.,2000. – 15с.
22. Коротков, И.М. Подвижные игры в занятиях спортом [Текст] / И.М. Коротков.- М.: ФиС, 1981. – 50 с.
23. Ларионов, Г.Е. Планирование и организация учебно-тренировочного процесса [Текст] / Г.Е. Ларионов. – Омск, 2001. – 24 с.
24. Ленец, А.Н. Тактика в спортивной борьбе [Текст] / А.Н. Ленец. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 55 с.
25. Лукачи, А. Игры детей [Текст] / А. Лукачи. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 160 с.
26. Лукашин, Ю.А. Сто игр на нашем дворе [Текст] / Ю.А. Лукашин. - М.: Детская литература, 1986. –103 с.
27. Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии [Текст] / А.А. Маркосян. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
28. Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие [Текст] / Б.Н. Минаев, Б.Н. Шиян. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
29. Неробеев, В.Н. Спортивные аттракционы [Текст] / В.Н. Неробеев. - М.: Просвещение, 1984. – 40 с.
30. Пархоменко, Н.Н. Управление подготовкой борцов высокого класса [Текст] / Н.Н.Пархоменко, А.А. Новиков // Спортивная борьба. – М.: Физкультура и спорт, 1983. С.3 – 6.
31. Пахромович, Г.Н. Основы классического дзюдо: метод. пособие [Текст] / Г.Н. Пахромович. – Пермь, 1993. – 302 с.
32. Подскоцкий, Е.Б. Комплексный контроль [Текст] / Е.Б.Подскоцкий // Спортивная борьба. – М.: Физкультура и спорт, 1983. С.47 – 49.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Преображенский, С.А. Борьба – занятие мужское [Текст] / С.А. Преображенский. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 133 с.
2. Рыбалко, Б.М. Влияние структуры тренировочных средств на уровень развития специальной выносливости борцов [Текст] / Б.М. Рыбалко. - М.: ФиС, 1982. -161 с.
3. Тарсунов, Н.Н. Таджикские национальные игры [Текст] /Н.Н. Тарсунов. – Душанбе, 1981. – 82 с.
4. Туманян, Г.С. Спортивная борьба [Текст] / Г.С. Туманян. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 200с.
5. Хутиев, Т.В. Управление физическим состоянием организма [Текст] / Т.В. Хутиев, Ю.Г. Антомонов, А.Б. Котова, О.Г. Пустовойт. – М.: Медицина, 1991. – 254 с.
6. Чепчик, В.Д. Физическая культура в социальных процессах [Текст] / В.Д. Чепчик. - М.: Т.Е.И.С.,2002. – 166 с.
7. Шпитальный, В.Б. Основы научно-исследовательской и методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для высших физкультурных учебных заведений [Текст] / В.Б. Шпитальный, Л.П. Шульгатый. – Краснодар, 2002. – 100 с.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 234.