Тематика и практика судейства соревнований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На занятиях (частях занятий) организуются проведение учебных схваток (по типу показательных поединков с заранее оговоренном арсеналом действий партнеров) и полной атрибутикой соревнования (руководитель ковра, судья-секундо­мет­рист, арбитр, боковой судья). Студенты по­очередно выполняют роли членов судейской бригады в различных амплуа (арбитров, руководите­лей ковра и т.д.) и борцов-демонстрантов в поединке. Идет опробование и совершенствование при­обретенных знаний, умений, навыков судейства с последующим разбором и оценкой действий сту­дентов - судей.

Скрытие и явные запрещенные действия, приемы; оценка действий и наказание нарушения правил соревнований.

Оценка вариантов сложенных эпизодов непрерывных атак - контратак противоборствующих (по сценарию).

Оценка активности - пассивности ведения борьбы (без завершающих атаку приемов).

Оценка действий в «зоне пассивности» и на краю ковра.

Оценка действий участников схватки при неэтичном поведении (драке, силовых репликах и т.п.).

Оценка действий борцов с различной выраженностью опасного положения, удержания, ам­плитуды и т.д.

Обсуждение результатов действий студентов на всех «должностях» судейской бригады, оцен­ка. Задания для самостоятельной подготовки.

 

Тема 20. Практическое 4ч. Занятие 54-55.

 Практика судейства соревнований. Групповое обсуждение.

Правила соревнований и стратегия подготовки борцов высокой квалификации. Тенденции в методике судейства и коррективы в подготовке борцов различного возраста.

Судейство поединков с угрозой травматизма и опасности для жизни атлетов (разбор ситуаций, угрожающих здоровью спортсменов). Практика судейства на ковре бригадой: руководитель ковра – арбитр; боковой судья; секундометрист; информатор.

Главный секретарь - руководство работой секретариата; составление протокола порядка встреч по кругам; расчет количества поединков по дням соревнований и времени их проведения и т.д.

Главный судья - организатор и руководитель работы всех подразделений, обслуживающих судейство соревнований.

 

Тема 20. Практическое 4ч. Занятие 56-57.

 Система подготовки и повышения квалификации спортивных судей.

Необходимость и значимость владения профессиональными знаниями и навыками спортивно­го судейства тренерами-преподавателями по спортивной борьбе.

Спортивные секции ДЮКФП, ДЮСШ- СДСШОР, ШВСМ как первая ступень подготовки «судей по спорту» (и более высоких категорий - резерва коллегии спортивных судей).

Коллегии судей при федерациях спортивной борьбы. Организация практической подготовки спортивных судей регионального уровня.

Всероссийская коллегия судей по спортивной борьбе и ее региональные филиалы (взаимо­связь планов; стажировка спортивных судей на всероссийских и международных турнирах; присвое­ние званий и работа в системе соревнований и т.д.

Основные направления и содержание тематики семинаров подготовки и повышение квалифи­кации спортивных судей (региональный и федеральный уровни).

Гипотетическая всероссийская система непрерывной подготовки и повышения квалификации спортивных судей по спортивной борьбе (творчество студентов).

Этика спортивного судьи. Требования к личностным и профессиональным качествам судьи по спорту. Искусство предупреждения конфликтов на соревнованиях. Правомерность введения кон­троля и регулирования психического состояния спортивных судей.

Вопросы специальной подготовки спортивного судьи( направления и содержание профессио­нального самообразования).

 

Тема 21. Практическое 6ч. Занятие 58-60.

Тренер-преподаватель спортивной делегации при подготовке и участии в соревнованиях на выезде.

Календарь участия в соревнованиях спортивного коллектива (сроки, количество участников, плановое финансирование), нормирование сметы расходов; спонсорство.

 «Мастер-классы» как высшая действенная форма обмена опытом и повышения квалификации тренеров.

Профессиональное самообразование: основные направления:

техника личной pa6оты (чтение и реферирование специальной литературы; методический архив; дневники; наблюдения и записи; систематизация материалов и т.п.;

технология накопления и осмысления результатов личной работы и опыта коллег;

творческая и деловая связь со спортивными коллективами (инициативы профессионального общения);

творческое и профессиональное содружество с преподавателями ФК образовательных уч­реждения (школ, ссузов, вузов);

базовая научно-методическая литература по ФиС и спортивной борьбе для молодых спе­циалистов.

Дипломная (выпускная квалификационная) работа как опыт ведения научно-методической работы специалиста сферы ФиС.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1. Общая характеристика и особенности популярных видов спортивной борьбы и физическое воспитание молодежи.

2. Исторические сведения о видах спортивной борьбы: Спортивная борьба в программе Игр Олимпиад современности.

3. Понятийный аппарат, термины в спортивной борьбе.

4. Биомеханические основы техники ведения борьбы (базовые понятия и их значение роль при обучении действиям противоборства).

5. Понятия: техника и тактика борьбы. Элементы позиционной борьбы (стойка, поза, позовая активность). Решение позиций с различными захватами.

6. Основы техники борьбы: двигательный состав соревнований схватки как основа аналитиче­ского освоения технических действий.

7. Базовые средства, используемые при подготовке борцов 9подходы к их классифицирова­нию; общая характеристика

8. Характеристика тренировочных и соревновательных нагрузок, применяющихся в трениров­ке борцов.

9. Тренировочные задания как исходные структурные единицы учебно-трени­ровочного про­цесса подготовки борцов (основные характеристики составляющих, направленность).

10. Тренировочное занятие как комплекс тренировочных воздействий тренировочных заданий.

11. Микроциклы, этапы подготовки борцов (структура, содержание)

12. Гигиенические требования к условиям занятий спортивной борьбой. Профилактика травма­тизма (аспекты: организационный, методический, психо-физиологи­чес­кий).

13. Нравственное воспитания в спортивных коллективах, культивирующих спортивную борьбу. Агрессивность и спортивная злость.

14. Основы профессионального самообразования молодого специалиста сферы ФиС.

15. Основные положения федерального закона.»0 физической культуре и спорте в РФ.

II ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ

16. Ориентировочная структура и содержание вариативной части программы по ДК, постро­енной на материале «Спортивная борьба».

17. Социализированные занятия по спортивной борьбе в рамках академических занятий (осно­вы содержание вариативной части программы, особенности ее реализации). ^N

18. Упражнения, технические действия методические приемы, рекомендуемые для использова­ния на академических уроках ФК в учебных заведениях.

19. Основные формы занятий по ФК и возможность использования борьбы как учебный мате­риал (урочные, соревнования, малые формы общие черты их структуры).

20. Урок физической культуры в школе, построений на элементах спортивной борьбы (содер­жания, особенности проведения, профилактика травматизма, нравственной аспекты).

21. Элементы самозащиты на уроках ФК и самодеятельных форм физического воспитания.

22. Профилактика травматизма: самостраховка, взаимная страховка на уроках ФК с элементами спортивной борьбы (содержание; структура урока).

23. Особенности организации работы секций по спортивной борьбе в условиях работы образо­вательных учреждений.

24. Методика освоения базовых элементов техники борьбы: маневрирования, противоборство в различных стойках.

25. Методика освоения базовых элементов техники борьбы: захваты, упоры их комбинации (за­воевание, освобождение, теснение, блокирование).

26. Методика освоения базовых элементов (приемов) техники борьбы: решение позиций различными захватами завершающим атаку приемам.

27. Методика специальной физической подготовки борцов силовой и скоростно-силовой на­правленности (основные положения).

28. Основы развития и совершенствования координации, быстроты движений и позовой актив­ности.

29. Основы методики повышения специальной выносливости борцов.

30. Организация и проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровитель­ных и куль­турно-просветительных мероприятий (культивирование спортивной борьбы, пропаганда).

 

СОДЕРЖАНИЕ 4 КУРСА.

Тема 1. Лекция 2ч. Занятие 1.

 Задачи и содержание курса.

 Зачетные нормативы и требования; работа над дипломным проектом и т.д. Далее рассматриваются следующие вопросы:

Соотношение сил на международной арене (анализ выступлений сборной команды РФ)

Технико-тактический арсенал ведущих борцов сборных команд РФ и мира.

Методика судейства на уровне международных встреч. Правила соревнований по версии ФИ­ЛА и их транспортировка при судействе.

Субъективное судейство (разбор случаев; «домашние заготовки» противодействия; коррекция подготовки и т.п.).

Просмотр соревнований высокого уровня (объем наблюдений; беседы с коллегами; присутст­вие на разборе работы судейской коллегии; анализ, выводы, принятие решений о коррекции учебно-воспитательного процесса и т.д.).

Роль профессионального отягощения специалистов (возможности, формы, смысл, содержа­ние и т.д.).

Профессиональное самообразование и организационно-педагогическая действительность тренера.

 

Тема 2. Лекция 2ч. Занятие 2.

 Общая характеристика программного материала многолетней подготовки борцов в системе ДЮСШ, СДЮСШОР.

Краткая характеристика возрастных особенностей подростков и юношей.

Этапы подготовки и возрастная грация учащихся в учебных группах.

Периодизация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле подготовки учащихся ДЮСШ, СДЮСШОР (логическая схема и реальность»).

Общая характеристика программ для ДЮСШ, СДЮСШОР (ретроспективный обзор) и про­блемы разработки новой программы.

Необходимость и противоречия стандартных программ подготовки. Индивидуализация учеб­но-тренировочного процесса.

Особенности работы в группах подготовки ДЮСШ, СДЮСШОР (задачи, методики и методи­ческие приемы подготовки и т.д.

Документы, правовые, программно-нормативные материалы. ДЮСШ, СДЮСШОР.

 

Тема 3. Лекция 2ч. Занятие 3.

Основы базовой подготовки юных борцов в системе ДЮСШ, СДЮСШОР.

Общетеоретические положения о спортивной тренировке как многолетнем процессе (обзор концепций по Л.П. Матвееву, В.Н. Платонову и др.)

Возрастная классификация групп подготовки в спортивных учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮСШОР, ДЮНФП, ШВСМ) по спортивной борьбе.

Современные методические подходы подготовки борцов (технико-тактический аспект).

Основные положения о базовой системе знаний, умений и навыков (понятия: школа борьбы;

школа движений, базовые элементы техники и т.д.).

Элементы базовой подготовки. Понятия: операции, действия, их совокупности, фрагменты и эпизоды поединков, завершающие атаку, контратаку приемы и др.).

Понятия о позициях как категориях соревновательного поединка.

Основные направления базовой подготовки юных борцов.

 

Тема 4. Практическое 4ч. Занятие 4-5.

 Программный материал групп начальной подго­товки.

Цель, задачи, содержание учебно-воспитательной и тренировочной работы с юными борцами (по группам подготовки).

Подбор, обсуждение упражнений-заданий с элементами акробатики; обязательный минимум специальных упражнений борца.

Специализированные игровые комплексы, формирующие умения маневрирования и действий противоборства в различных стойках.

Освоение захватов, упоров.

Упражнения на «борцовском мосту» (последовательность, сложность, страховка).

Завершающие атаку (приемы в стойке и партере (объем, последовательность освоения).

Упражнения самостраховки (обязательный минимум при академиях и т.д.).

Учебно-тренировочные схватки (целевые установки, частота использования и т.д.).

Соревнования (содержание, частота).

Обязательный минимум теоретических сведений).

 

Тема 4. Практическое 2ч. Занятие 6.

Программный материал групп начальной подго­товки.

Общеподготовительные упражнения (элементы легкой атлетики, спортивных игр, атлетиче­ской гимнастики и т.д.).

Специализированные игровые комплексы:

игры, формирующие умения маневрирования и действий в различных стойках;

игры -задания по освоению захватов, упоров;

- упражнения «на мосту» (обязательный минимум, последовательность освоения, умножения и т.д.);

игры- задания по освоению умения теснений по площади ковра;

игры-задания с необычным началом и продолжения схватки;

- упражнения самостраховки;

Разработка и опробование «обязательного минимума» упражнений для подготовки юных бор­цов.

Элементы техники борьбы:

- в стойке - минимум завершающих атаку приемов (переводы, сваливания, броски);

- в партере (перевороты скручиванием, забеганием, переходом и т.д.). Тренировочные задания по решению эпизодов поединка:

-завоевание обусловленного захвата и освобождение от него;

- то же с теснением по площади ковра;

- уходы с моста после атакующего действия.

Разработка различных вариантов внутри группировочных соревнований (с элементами обще­подготовительных упражнений; по программе СИК; по фрагментам поединка; партерной борьбе; борьба на коленях и т.д. и т.п.).

Разработка перечня упражнений ,их систематизация по разделам, темам учебного материала на учебный год.

Подбор материалов для теоретической подготовки юных борцов.

 

Тема 4. Практическое 2ч. Занятие 7.

Программный материал групп начальной подготовки.

Провести фрагмент разминки на материале «обязательного минимума» упражнений борца (обосновать выбор комплекса, выделить важные детали и т.п.).

Показать и обосновать методику использования элементов самостраховки на тренировках с начинающими борцами.

Обосновать методику использования упражнений «мостик» (в разминках,

в фрагментах по­единков и т.д.).

Объяснение и проведение игр-заданий из известных вариантов СИК (организация, методика умножения).

Обучение завершающим атаку приемам (переводам, сваливаниям, броскам в стойке).

Обучение переворотам в партере (скручиванием, забеганием, переходам и т.д.).

Обучение решениям фрагментов - эпизодов поединка (на материале реализации изучаемых приемов).

Организация вариантов схваток различного технико-тактического назначения (установки на противоборство в соответствии с изученным материалом).

Подбор спарринг-партнеров для реализации установок тренера.

Домашние задания юным борцам (зарядка, отдельные элементы техники борьбы, парные упражнения и т.д.).

Тематика бесед с родителями и юными борцами.

 

Тема 4. Практическое 2ч. Занятие 8.

Программный материал групп начальной подго­товки.

Дать обзор и обоснование подбора учебного материала для борцов 1-2 годов обучения.

Обосновать рекомендации по общеподготовительным упражнениям.

Охарактеризовать базовые элементы противоборства и их соотношение в учебном процессе.

Рассказать и показать «обязательный минимум» упражнений для юных борцов.

Перечислить и продемонстрировать приемы самостраховки.

Дать обоснование правомерности использования СИК (специализированных игровых ком­плексов).

Показать организацию «игр в касания» для формирования навыков маневрирования и проти­воборства в различных стойках.

Продемонстрировать и объяснить суть игр-заданий по освоению захватов.

Теснения и игровой материал для его освоения.

Необычные исходные положения начала и продолжения поединков в игровой форме.

Упражнения по «мосту» - важный раздел учебного материала (доказать обязательность уп­ражнений, последовательность освоения и усложнения).

Обучение завершающих атаку приемов (сваливаний, переводов, бросков, переворотов - по заданию преподавателя).

Подобрать комплекс упражнений для самостоятельных занятий юных борцов.

Минимум теоретических сведений для юных борцов.

 

Тема 5. Практическое 2ч. Занятие 9. 

Учебно-тренировочные группы подготовки

Обсуждение варианта периодизации годичного цикла подготовки для групп 3-4 годов обу­чения.

Примерное распределение учебного материала в годичном цикле подготовки.

Характеристика отдельных частей программного материала:

- разминки (особенности содержания);

- акробатика и специальные упражнения борца;

- освоение и совершенствование способов передвижений, маневрирования;

- освоения захватов-упоров (атакующие и блокирующие);

- элементы техники (завершающие атаку приемы в стойки и партере);

Периодизация годичного цикла подготовки (общая характеристика):

- подготовленный (к соревновательному) период, IX-XII месяцы;

-соревновательный период ,1-Ш (первая половина месяца);

-подготовительный (к базовому) период , III-V месяцы;

-период базовый подготовки, VI-VII месяцы;

- период самостоятельной подготовки, VIII месяц.

Особенности организации подготовки юных борцов 5-6 годов обучения:

характеристика средств подготовки (см. предыдущий раздел 3-4годов обучения), направле­ния усложнений заданий. Особенности периодизации годичного цикла подготовки борцов 5-6 годов обучения.

 

Тема 5. Лекция 2ч. Занятие 10.

 Учебно-тренировочные группы подготовки (про­грамма, формы занятий; зачетные требования).

- подготовительный к соревновательному периоду (IX-XII месяцы);

соревновательный период (I-IV месяцы);

подготовительный к базовому периоду (май месяц)

период базовый подготовки (VI- VII месяцы) на случай выезда в загородние спортивные ла­геря или продолжения занятий летом в городе;

период самостоятельной подготовке (август) по заданию тренера.

Далее, преподаватель дает краткую характеристику отдельными группами тренировочных за­даний, которые наиболее предпочтительны в каждом из периодов.

 

Тема 5. Практическое 2ч. Занятие 11.

Учебно-тренировочные группы подготовки.

Основные специальные упражнения борца для юных борцов.

СИК применительно для данной категории обучающихся в ДЮСШ.

Комплексы заданий по освоению способов выполнения упоров.

Комплексы зданий по изучению способов выполнения комбинированных упоров с захватами и их решение.

Задания по решению захватов приемами.

Тренировочные задания по решению блокирующих упоров и захватов (типовые варианты).

Задания по освоению действий, осложненных теснением противника. . Решение заданий дебютами (мгновенные решения позиций с различными взаиморасположени­ем).

 

Тема 5. Практическое 2ч. Занятие 12.

 Учебно-тренировочные группы подготовки (учебный материал программы 3-6 годов обучения).

Вопросами для методического осмысления и освоения данной формы занятий может служить содержание предыдущих практических занятий.

Тема 5. Практическое 2ч. Занятие 13. 

 Учебно-тренировочные группы (программа обуче­ния, средства подготовки).

Методика подбора тренировочных заданий для разминки (с учетом подготовленности контин­гента). «Обязательный минимум» специальных упражнений борца.

Средства формирования базовых элементов технико-тактических действий (стойка, маневри­рования, упоры-захваты, теснения и др.).

Завершающие атаку приемы борьбы в стойке, партере и лежа (сваливания, переводы, броски, перевороты).

Комбинации, связки завершающих атаку приемов (в пределах программы).

Технология распределения учебного материала в годичном цикле подготовки.

 

Тема 6. Практическое 6ч. Занятие 14-16.

Захваты-упоры как условия си­лового противоборства и позиционных решений в поединке.

Условность и необходимость группировки захватов на атакующие; блокирование (обсужде­нии и систематизация) абсолютные» захваты (перечислить, продемонстрировать одностороннее по­зиционное превосходство).

Понятие»плотность захвата», дистанция как возможность решения позиции (атакой, защитой различными приемами).

Понятие «позовая активность», как методическая целесообразность анализа эффективности стоек, позиций для повышения технико-тактического мастерства борцов;

Демонстрация и анализ возможностей решения позиций с различными захватами; их класси­фицированные (рабочие).

Демонстрация вариантов перехода из захвата в захват различной плотности (обоснование так­тической необходимости, «безопасности», эффективности решения и т.д.).

Взаимоисключающие захваты: тактика - не дать противнику добиться и реализовать свой «коронный» захват (тактическая целесообразность данного действия; способы решений и т.д.).

«Абсолютные» захваты: целесообразность их освоения и включения в арсенал противоборст­ва (относительная безопасность от контрдействий противника, например: туловища с руками спере­ди, сзади, сбоку: руки и шея спереди - сверху; туловища с рукой спереди, сзади-сбоку и т.д.).

Упоры: способы их выполнения в различные части тела (в пределах правил): их значение для защиты и атаки; поиск способов их преодоления.

Комбинированные варианты захватов - упоров в арсенале противоборства.

Разбор и составление личного комплекса тренировочных заданий по освоению и совершенст­вованию решений позиций с различными захватами.

Понятия об обобщенных позициях противоборства: вне захватов: в промежуточных захватах;

в излюбленном (коронном) захвате; в позиции «благоприятный момент», в позиции «опасное поло­жение», методический смысл данной классификации.

Методические возможности анализа обобщения позиций; логичность подбора и разработки тренировочных заданий по решению ситуационных положений на участках схватки обобщения по­зиций.

Освоение и совершенствование решения позиций с различными захватами ТЕСНЕНИЕМ (выигрыш активности).

Освоение и совершенствование решений позиций с избранным захватом ГЛУХОЙ ЗАЩИ­ТЫ.

Освоение и совершенствование решений позиций с различными захватами мгновенно возни­кающими (ситуационным и стандартными) позициями. Усложнения - один из борцов в невыгодной позиции: на коленях, спиной к противнику и т.п.

 

Темы 7. Практическое 4ч. Занятие 17-18.

Изучение и совершенствование техники борьбы на различных этапах подготовки.

I ВАРИАНТ. Изучение и совершенствование техники борьбы «от приема».

1. Разминка с использованием обязательного минимума специальных упражнений и элемен­тов техники борьбы спортивно-игровым методом.

2. Освоение техники бросков, переводов, сваливаний в стойке:

- на месте без сопротивления;

-в движении без сопротивления;

-на месте с сопротивлением после входа в прием;

-в движении с сопротивлением после входа в прием;

- в учебной схватке с полусопротивлением (захват дается);

- игровая схватка с сопротивлением в «полсилы»;

- игровая схватка (соперник контратакует);

-тренировочная схватка с партнером меньшего веса;

-соревновательная схватка с соперником равного веса;

- схватка с соперником высокой квалификации или весовой категории.

3. Освоение техники выполнения приемов борьбы в партере:

-без сопротивления;

-учебная схватка с более легким партнером;

-учебная схватка с равным по силе партнером;

-соревновательная схватка с равным соперником;

-учебная схватка с партнером большего веса (или высокой квалификации).

4. Обсуждение достоинств и недостатков опробованных методических подходов изучения и совершенствования приемов.

II ВАРИАНТ. Изучение и совершенствование техники борьбы на основе решения позиций из обусловленного захвата.

1. Разминка с использованием обязательного минимума специальных упражнений, элементов техники спортивно-игровым методом.

2. Стойка. Освоение способов решения позиций завершающими приемами из обусловленного захвата без смены и с последующим изменением захвата.

3. Партнер, Освоение техники выполнения приемов.

Примечание. При необходимости возможен цикл занятий по данной тематике.

 

Темы 8. Практическое 2ч. Занятие 19.

Тренировочные задания для ос­воения и совершенствования технико-тактического арсенала ведения борьбы.

Комплекс заданий по освоению и совершенствованию упоров, комбинированных упоров с за­хватами (Упоры - любыми частями тела в различные точки туловища и ног), их преодолению с реше­нием позиции теснением или приемами.

Комплекс заданий по освоению и совершенствованию захватов завершающим атаку приемами.

Задания по освоению технико-тактических действий, осложненных теснением (активность как способ достижения победы).

Решение стандартных и ситуативных взаиморасположений противоборствующих вначале и в процессе поединка (типа, дебютов).

Обсуждение и опробование вариантов решения позиций с обусловленным захватом различ­ными приемами (типа: «крестовой» - вертушка, броски прогибом и подворотом, привод обвисанием и т.п.).

Обсуждение и опробывние вариантов решения позиций с различными захватами обуслов­ленным, завершающим атаку приемом (типа: бросок подворотом с разными захватами: например, руки и шея; руки и туловища ; руки через плечо и т.д.)

Обсуждение и опробывание вариантов реализации»опасного положения» - удержание, дожимание, защита, уход, контратака). Положение»мост» - атака- защита, тактический вариант.

Излюбленный (коронный) захват - позиции достижения благоприятного момента для атаки и ее решения.

 

Тема 8. Практическое 2ч. Занятие 20.

Решение позиций «опасное положение» (прие­мы удержания на «мосту», дожимания).

Вопросы для обсуждения:

1. Составление перечня и ранжирование атакующих (контратакующих) приемов, завершаю­щихся «опасным положением» противника.

2. Составление перечня захватов атакующего борца для удержания противника в опасности положения, дожимания.

3. Разработка и апробирование ситуации после атаки: способов перехода из захвата в удоб­ный захват для удержания - дожимания противника в опасном положении.

4. Анализ и освоение (совершенствование) способов «тупрования» противника; варианты защиты уходом «на мост»; уходом из опасного положения.

5. Анализ способов смены захватов (на более эффективные) в момент завершения атакующе­го (контратакующего) приема.

6. Разбор вариантов «дожимания» нижнего борца в опасном положении (обмен опытом, ос­мысление действий ведущих борцов и т.п.).

7. Психическое воздействие на противника для «чистой кладки» противника применением по­вторных атак.

 

Темы 8. Практическое 2ч. Занятие 21.

 Решение позиций «опасное положение (приемы удержания на «мосту», дожимания, уходы).

Анализ завершающей части атакующих приемов (бросков, сваливаний, приводов, переворо­тов): определение степени «опасности» технического действия (в баллах, визуально и т.д.) как меры преимущества атакующего борца над противником при переходах к завершению атаки.

Разбор ситуации: атака приемом с быстрой перегруппировкой на удержание в опасном поло­жении противника - важного элемента эффективности атаки (анализ и выбор эффективных бросков в захватах, их смена и т.п.).

Анализ позиций: завершающая часть атакующего приема - захват для удержания - дожимания (оценка качества выполнения каждой из частей технического действия; подбор, разработка тре­нировочных заданий для устранения ошибок, повышения эффективности действий).

Защита, уходы и контратаки из опасного положения.

 

Тема 9. Практическое 6ч. Занятие 22-24.

Тренировочные задания по освоению действий с не­обычным взаиморасположением противоборствующих.

Обсуждаются и опробываются тренировочные задания, моделирующие решения позиций не­обычных начал и продолжения схватки:

Уход с контратакой после атаки противника (рассматриваются возможности действий при раз­личных известных захватах учитывая фазы выполнения атакующего приема).

Продолжение противоборства после вынужденного ухода в невыгодное взаиморасположение с противником (на коленях, на четвереньках, спиной или лицом к сопернику и т.п.).

Варианты исходных взаимоположений борцов начала поединка (игровые варианты заданий - дебютов).

Решение заданий дебютами: взаимная атака освоенным приемом без предварительной подго­товки (мгновенная атака по команде обусловленным приемом в течение 15-20с.).

Изучение решений дебютами взаимообеспеченных захватов: левой (правой) из-под плеча ру­ки соединены в «крест»; левой (правой) из-под плеча с правой (левой) соединены в «петлю»; левую (правую) руку захватом двумя снаружи и т.д. Опробываются варианты мгновенной атаки при захва­тах, равноценных для активных действий, решений обоими борцами (в стиле «дебюты»).

Защиты, контратаки в коротких и мощных спуртах.

 

Тема 10. Практическое 2ч. Занятие 25.

Упоры различными частями тела (как составляю­щая комбинированных захватов) и блокирующие действия.

Апробация комплекса комбиниро­ванных упоров различными частями тела (руками, головой, тазом, коленями, животом) в отдельных взаиморасположениям и захватов (с атакой, совершенствованием, уходом):

-руками (в предплечья, плечи, туловище, живот, голову и .д.);

-руками и головой (комбинированные варианты упоров);

-тазом, бедром, полотенцами (в плотных захватах);

-животом (при положении упора головой противником в нижней стойке; борьбе в партере, лежа и т.д.);

- упоры в атакующих захватах («петле», одной руки двумя снаружи и т.д.);

- в положении «глухой защиты» и т.д. Примечание. Тема изучается как на практических занятиях, так и семинарах - консультациях.

 

Тема 10. Практическое 2ч. Занятие 26.

Тренировочные задания по освоению действий, ос­ложненных теснением.

Разбираются и оцениваются возможность активного решения позиций в известных за­хватах (либо теснением, либо атакой избранным приемом, либо активным фоном ведения схватки и т.д.):

комплексы заданий по преодолению блокирующих упоров обусловленными атакующими захватами;

комплексы заданий по освоению действий нейтрализации позиционного преимущества противника путем борьбы во взаимоисключающих захватах (варианты тактических реше­ний).

Примечание. Для «прочувствования» создания полноты представлений теснений, силового по­давления и т.д. Спарринг-партнеры подбираются с разницей на 2-3 весовые категории.

 

Тема 11. Практическое 2ч. Занятие 27.

Индивидуализация подготовки одаренных юных борцов при переходе в группы высшего спортивного мастерства.

-разминка (варианты, содержания, времени проведения, акцепты); задания для самостоя­тельных занятий и т.д.;

- специальная физическая подготовка (принципы подбора направленно-подготовительных упражнений);

тренировочные задания для освоения новых и совершенствования знакомых позиций с решением атакующих и блокирующих захватов;

- освоение и совершенствование завершающих атаку (оцениваемых) приемов в стойке и пар­тере (переводов, сваливаний, бросков, переворотов) при решении позиции с различными за­хватами;

положение»мост» - защита, атака, контратака (удержание, дожимание, уходы, контратака, тактические варианты;

эпизоды поединка по решению задач отдельных его частей;

учебные и тренировочные схватки (подбор и инструктаж спарринг- партнера; требования и установка и т.д.;

принципы формирования контратакующего стиля ведения борьба; активной защиты;

психические установки, активизация волевых проявлений (в методических приемах, реп­ликах, инструктаже и т.д.);

вопросы нравственного воспитания при работе с юными борцами высокого класса.

 

Темы 11. Практическое 2ч. Занятие 28.

Индивидуализация подготовки одаренных юных борцов.

Предварительные замечания. На материале предыдущих тем занятий студенты «ревизуют» из­вестные средства подготовки борцов с учетом индивидуальных особенностей, соревновательного опыта и тенденций ведения схваток ведущими борцами. Направления работы:

-подбор тренировочных заданий по специализированной подготовке (разминка, самостоятельные занятия);

- анализ соревновательной деятельности борца (собирательный образ); принятие решений по коррекции тренировочного плана; разработка методики изменений в тренировочные зада­ния по специальной физической и технико-тактической подготовке (общие направления);

-разработка конкретных тренировочных заданий по отдельным разделам подготовки (ори­ентиры - см. в тематике предыдущих занятий)

 

Темы 11. Практическое 2ч. Занятие 29.

 Индивидуализация подготовки ода­ренных юных борцов.

Анализ личного соревновательного опыта (каждым студентом); оценка слабых и сильных сто­рон соревновательной подготовленности.

Выбор направлений повышения специальной физической корректировки для совершенство­вания корректировки избранных технико-тактических действий (тактических подготовок).

Совершенствование структуры (корректируемых) технико-тактических действий, фрагмен­тов, эпизодов поединка (аналитический подход).

Совершенствование избранных технико-тактических действий фрагментов, эпизодов, цело­стного ведения схватки посредством интегральных методик (схватки: учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, по заданию, соревновательные и т.д.).

Арсенал методических средств подготовки для реализации вышеперечисленных направле­ний индивидуальной работы с борцами (традиционные методики применительно к личностным ка­чествам спортсменов).

Примечание. Учебный материал данной темы - содержание предыдущих занятий.

 

Темы 12. Лекция 2ч. Занятие 30.

Программный материал и основы подготовки учащихся различного возраста системы ДЮСШ, СДЮСШОР.

Предыдущие и эта темы связаны единой идеей – непрерывной подготовки борцов высокой квалификации.

Тренер и его собственная консультация многолетней подготовки борцов (обмен мнениями).

. Факторы, определяющие становление высшего спортивного мастерства. Анализ соревновательной деятельности и тренировочного процесса - основные условия раз­работки подходов индивидуализации программ подготовки.

Индивидуальные признаки борца, определяющие его успех на соревнованиях:

при совершенствование «коронных» завершающих атаку приемов, в тактике ведения поединка;

- при совершенствование функциональных и физических кондиций борцов с учетом особен­ностей (и требований) соревновательной деятельности;

при оценке поведения, поступков в экстремальных условиях подготовки и участия в сорев­нованиях и педагогических воздействиях (психологический аспект). Примечание. Частные вопросы по каждому из направлений собеседования выбирает преподава­тель.

 

Темы 12. Лекция 2ч. Занятие 31.

Содержание программы базовой подготовки в группах начального обучения.

Краткая характеристика возрастных особенностей детей и подростков.

Этапы подготовки и их характеристика по годам обучения.

Преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса по годам обучения.

Урок как основная форма занятий; режим учебно-тренировочной работы; наполняемость учебных групп.

Проблемы методики обучения юных борцов (игровая направленность занятий; формы класси­ческой организации тренировок, соревнования, теоретическая подготовка).

 

Тема 13. Лекции 2ч. Занятие 32.

Базовые положения по управлению подготовкой учащихся в системе ДЮСШ, СДЮСШОР по спортивной борьбе.

Вводные занятия: понятийный аппарат (по теме лекции).

Принципиальная схема управления процессом подготовки юных борцов.

Педагогический контроль, учет - исходный опыт первого самостоятельного планирования учебно-тренировочного процесса. Объекты педагогического контроля и его разновидность. Техноло­гия обобщения и осмысления информации. Принятие решений.

Планирование подготовки юных борцов (исходные положения и данные; основы технологии).

Опыт планирования в научно-методической литературе по спортивной борьбе (логика рассу­ждений и методическое обоснование авторов различных школ и взглядов).

Объекты планирования в системе подготовки и воспитания юных борцов в системе ДЮСШ, СДЮСШОР.

Профессиональные самообразование - ключ к технологиям управления процессом подготовки и воспитания юных граждан и спортсменов.

 

Тема 14. Практическое 4ч. Занятие 33-34.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 209.