Техника и тактика борьбы сквозь призму позиционных решений борцов при ведении противоборства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Позиция как категория структуры поединка.

Стойки (позы) противоборствующих как составляющие позиций и внешний признак возмож­ных позиционных решений. Понятие «позовая активность», рациональная активная поза и т.д.

Захваты как одно из главных условий силового воздействия на противника, ведения противо­борства.

Характеристика захватов различной степени сложности, плотности, функциональных воз­можностей.

Модели базовых позиций поединка: маневрирование вне захвата; завоевание промежуточных захватов (или освобождение от них); завоевание захвата или блокирование (его достижения) сооб­разно целевой установке; борьба в этом захвате - создание» благоприятного момента» для атаки приемом (или разрушение его);

Характеристика позиционных решений на отдельных участках поединка (атаки завершающим приемом; контратаки, накрывания; теснения, силовое подавление; блокирование; удержания, дожи-мания и т.д.).

Поединок как действительность с вероятным характером смены позиций противоборства. Понятие о стандартных позициях в поединке и ситуационно - эпизодическое их чередование.

Понятие о позиционной обеспеченности как категории, характеризующей тактику борьбы. Тактическое превосходство и техническое преимущество как показатели качества победы в поедин­ке одного из противоборствующих.

 

 Тема 9. Практическое 6ч. Занятие 18-20.

 Понятие о позициях ведения противоборства и их решение на отдельных участках поединка.

Вводные замечания. При работе на ковре, прежде, чем студенты перейдут к освоению конкрет­ных позиций - захватов есть необходимость обсудить базовые позиции: борьба в промежуточных захватах как возможность целенаправленного достижение излюбленного захвата; борьба в излюб­ленном (или хорошо известном) захвате - достижение «благоприятного момента» для атаки завер­шающим приемом - решение «благоприятного момента» завершающим атаку приемом - удержание на мосту - дожимания. Обсудить условность данной схемы - последовательности позиций и дать ха­рактеристику мазанке смены позиций в реальном поединке. Затем логично обсудить конкретные позиции - захваты, перечисленные ниже, как вопросы данного занятия:

Техника завоевания позиции с захватом «крест»; соединение благоприятного момента для его решения бросками: прогибом, скручиванием; наклоном и др.

Техника перехода из захвата «крест» в другие захваты: одной двумя изнутри; руки и тулови­ща и т.д. Решение «благоприятных моментов» вертушкой, сваливанием, броском прогибом, теснением и т.д.

Техника завоевания позиции с захватами: одной руки двумя извне; одной руки двумя изнутри;

двух рук захватом снизу; туловища двумя спереди (сзади) и т.д. Создание «благоприятного момента» для его решения различными приемами, завершающими атаку. Опробовать варианты теснений (вы­игрыш позиции «активностью» и др.)

Позиции «опасное положение» с различными захватами для удержания на мосту, «дожимания» противника.

 

 Тема 9. Практическое 4ч. Занятие 21-22.

Техника и тактика борьбы. Пози­ционные решения на отдельных участках поединка.

Предварительные замечания. При подборе учебного материала (в частности .какие из завер­шающих атаку приемы использовать на занятии). Их значение как средство подготовки юных борцов осталось незыблемым. Преподавателю предлагается самостоятельно определиться в подборе учебного материала для цикла практических занятий по годам обучения

ПАРТЕРНАЯ БОРЬБА: ЗАВЕРШАЮЩИЕ АТАКУ ПРИЕМЫ.

1. Перевороты скручиванием с захватами:

1.1. Рычагом. Защиты, контрприемы.

1.2. Разноименной руки спереди - снизу (обратный ключ). Защиты, контрприемы.

1.3. Шеи из-под дальнего плеча. Защиты, контрприемы и т.д. (см. приложение 1)

БОРЬБА В СТОЙКЕ: ЗАВЕРШАЮЩИЕ АТАКУ ПРИЕМЫ.

1. Переводы в партер рывком с захватами:

1.1. За одноименную руку: защиты, контрприемы;

1.2. Шеи с плечом спереди - сверху. Защиты, контрприемы;

2. Переводы нырком с захватами:

2.1. Шеи и туловища сзади - сбоку. Защиты, контрприемы;

2.2. Туловища двумя руками. Защиты, контрприемы и т.д. (см. приложение 2с ).

 

Тема 9. Практическое занятие 23-25.

 Понятие о позициях решения противоборства и их решение на отдельных участках поединка.

Дать определение, разъяснить суть понятий: стойка, захват, пор, позиция, маневрирование и т.д.

Назвать признаки, характеризующие: стойку, партер, захваты, упоры частями тела.

Дать «свою» систематизацию захватам, упорам по избранным отвечающим признакам (плот­ности, возможностям атаки, блокирования, теснения и т.д.). Дать рекомендации по их использованию для борцов различного возраста и квалификации.

Дать характеристику эффективности завершающих атакующих действий (бросков, переводов, сваливанию, переворотов), выполняемых с различными по плотности захватами.

Предложить комплекс тренировочных заданий по освоению (совершенствованию) решения конкретного участка поединка (по заданию преподавателя).

Дать характеристику фазам атакующего действия противника и предложить варианты контр­атакующих действий на каждую из них в виде тренировочных заданий.

 

 Тема 10. Лекция 2ч. Занятие 26.

Общие положения о средствах и методах подготовки борцов раз­личной квалификации и возраста.

Общая характеристика специфических для спортивной практики средств подготовки борцов:

общеподготовительные и направленно- подготовительные упражнения;

структурно - имитационные и эпизодически -соревновательные упражнения;

- собственно - соревновательные упражнения (разновидности форм и вариантов схваток; спортивно-игровые комплексы и др.).

Методы тренировочного воздействия (обзор).

Понятие о тренировочной и соревновательной нагрузках (обзор).

Тренировочные задания как организационно-методическая основа построения тренировоч­ных заданий, тренировок, тренировочных дней, микроциклов и т.д.

 

Тема 10. Лекция 2ч. Занятие 27.

 Общеразвивающие и направленно-подготовительные упражнения в учебно-тренировочном процессе (технологии разработки комплек­сов тренировочных заданий).

Беговые программы в подготовке борцов; варианты их построения с использованием ком­плексов упражнений из других видов спорта.

Эспандеры, амортизаторы, резиновые жгуты (самостоятельная разработка комплексов с по­следующей защитой - обсуждением перед группой).

Упражнения - задания с отягощением собственным весом тела занимающегося (условия рабо­ты - те же).

Силовые комплексы упражнений с другими внешними отягощениями, используемые в трени­ровке (гантели, штанга, булавы, гири, приспособления и т.д.)

Изометрические упражнения.

Акробатика (обязательный минимум движений в разминке и тренировке).

Спортивные игры по упрощенным правилам и их место в подготовке борцов.

Специализированные игровые комплексы для формирования навыков ведения противоборст­ва.

 

Тема 10. Практическое 2ч. Занятие 28.

Основы подбора и использования структурно-имитационных и эпизодически-соревновательных упражнений.

Упражнение мышц тем: тренировочные задания с использованием моста (атака - защита; дей­ствия и эпизоды на мосту) в различных фрагментах и эпизодов поединка.

Упражнения, связанные с падениями на ковер (самостраховка, взаимная страховка).

Подводящие и имитационные упражнения для бросков подворотом. Страховка, самострахов­ка.

Приемы группы «вертушка» (переводы, броски) - упражнения для их освоения; профилактика травм, несчастных случаев для данной группы приемов.

Броски прогибом (подводящие, имитационные упражнения). Самостраховка и страховка при разучивании бросков и падениях.

Построение и подбор тренировочных заданий при освоении отдельных действий, фрагментов и эпизодов поединка.

Броски подворотом (мельница);подводящие упражнения, самостраховка, страховка).

 

Тема 11. Лекция 2ч. Занятие 29. 

Основные понятия (категории) теории и методики спор­тивной борьбы.

Практические положения.

Общетеоретические базовые понятия: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физкультурное образование; система физического воспитания; система спортивной подготовки; тре­нировка и т.д.

Терминология, используемая в спортивной борьбе:

основные положения борца: стойка, партер, лежа

техника, тактика: приемы, контрприемы, попытки, срывы, накрывания, комбинации, связки;

сковывания, теснения, блокирование и т.д.

завершающие атаку приемы: броски, переводы, сваливания, перевороты, удержания, выход

наверх, болевые, удушения и т.д.

- контакты силового взаимодействия: захваты, упоры, хваты, обхваты, удары, швунги, под­сечки, подножки, подхваты, обхваты и т.д.

- стойки: высокие, средние, низкие; право-левосторонние, фронтальные; согнутые, прямые, прогнутые; дистанции между противниками

- способы действий при проведении бросков; переворотов: наклоном, подворотом, поворо­том, прогибом, вращением, седом, рывком, нырком, выседом, скручиванием, переходом, забеганием, накатом и т.д.

тактические подготовки: разведка, маскировка, угроза, ложные действия, обман, повторная атака и др. Методика образования полных названий приемов, действий, слов - терминов (по А. Купцову);

спортивный жаргон.

Проблемы разработки и использования единой терминологии в спортивной борьбе.

 

      Тема 11. Практическое 4ч. Занятие 30-31.

Тренировочные задания по освоению элементов борьбы; моделирование эпизодов поединка.

Разминка с использованием «обязательного минимума» специальных упражнений и элемен­тов техники борьбы спортивно-игровым методом.

. Освоение техники броска (перевода, сваливания) в стойке:

- разучивание приема без сопротивления;

- разучивание приема в движении без сопротивления;

обработка приема на месте с сопротивлением (после входа в прием);

- обработка приема в легкой схватке с регулируемым сопротивлением (захват дается и т.п.);

игровая схватка с сопротивлением в «полсилы»;

- игровая схватка (соперник контратакует);

- тренировочная схватка с партнером меньшего веса;

соревновательная схватка с соперником равной квалификацией и веса;

схватка с соперником квалификацией или весовой категории выше. Освоение техники выполнения приемов борьбы в партере:

разучивание приема без сопротивления (стандартные ситуации);

отработка приема в схватке (с более легким партнером);

• учебная схватка с равным весу партнером;

• соревновательная схватка с равным по квалификации и весу соперником;

учебная схватка с партнером большого веса (или высокой квалификации). Обсуждение достоинств и недостатков данного методического подхода изучения приемов.

 

 Тема 11. Практическое 4ч. Занятие 32-33.

 Средства и методы подготовки борцов различной квалификации.

Обязательный минимум упражнений борца для короткой специализированной разминки.

Освоение элементов противоборства, передвижений в различных стойках посредством подбо­ра игрового материала и тренировочных заданий.

Освоение игрового материала, связанного с изучением захватов и освобождения от них.

Игровые задания с элементами теснений, сковывания, выведения из равновесия, швунгами.

Игровой материал с элементами дебютов (необычных начал поединка) и продолжения борьбы в невыгодных положениях.

Освоение элементов техники выполнения завершающих атаку приемов ы стойке, в игровой форме.

Закрепление пройденного материала в учебных поединках.

 

Тема 11. Практическое 4ч. Занятие 34-35.

Тренировочные задания для освоения действий в эпизодах поединка.

Разминка с использованием обязательного минимума специализированных упражнений, эле­ментов техники спортивно-игровым методом.

Переводы группы вращения (способы переходов на атакующий захват), защиты, контрприе­мы.

Переводы группы рывком за руку (варианты переходов на атакующий захват), защиты, контр­приемы.

Переводы группы нырком под руку: варианты захватов для атаки; защиты, контрприемы.

Переводы групп обвисанием и сваливанием; защиты, контрприемы.

Атаки переводом с продолжением борьбы в партере.

Контрдействия атакуемых борцов при борьбе в партере (выход наверх выседом, контратаки, активные угрозы и т.п.

 

Тема 11. Практическое 2ч. Занятие 36.

 Варианты решений эпизодов поединка в позициях с различными захватами.

Варианты достижения и способы решения позиций при борьбе в стойке и следующих захва­тах:

- одной руки двумя снаружи;

- одной руки двумя изнутри;

- петля (левой или правой из-под разноименной руки, руки соединены на затылке); руки и головы спереди - сверху, руки соединены;

крест (левой или правой из-под разноименного плеча, руки соединены на спине);

туловища спереди (сзади, сзади-сбоку), двумя руками;

плеча сверху плечом (подмышкой), туловища предплечьем;

Варианты достижения захватов и способы решения позиций при проведении приемов в парте­ре:

- накатом (с рукой, за туловище, за грудь);

обратным поясом, задним поясом.

 

Тема 11. Практическое 4ч. Занятие 37-38.

Тренировочные задания по решению эпизодов по­единков (позиции с различными захватами)

Разминка с использованием обязательного минимума специальных упражнений, элементов техники спортивно-игровым методом.

Стойка. Освоение способов решения позиций завершающим приемом (без изменения захва­тов): односторонние одноименные взаимообеспеченные захваты: пример, петля, одной руки двумя снаружи; руки и туловища сбоку;

Стойка. Освоение способов решения позиций завершающими приемами из обусловленного захвата (с изменением захвата).

Партер. Освоение техники выполнения приемов в эпизодах преследование атакой противника при сваливаниях, переводах, случайных падений противника.

Примечание. Данный материал - одна из разновидностей подходов к освоению студентами методики обучения технико-тактическим действиям.

       Тренировочные задания как организационно-методическая основа регламентации учебно-тренировочных нагрузок.

Тренировочные задания как диалектическое единство средств, методов. Целевых установок и условий подготовки борцов. Основные характеристики тренировочных заданий по нагрузке (величина, направленность, специальность).

Тренировочные задания как базовая структурная единица учебно-трениро­вочного процесса (на примерах одного занятия, некоторых микроциклах).

 

Тема 11. Практическое 2ч. Занятие 39.

 Тренировочные задания - структура и содержание параметров, определяющих величину, направленность и специфичность тренировочных воздействий.

Физические способности спортсменов (обзор физиологических, биохимических и психологи­ческих тонов); их проявления в соревновательной деятельности борцов.

Подбор структуры действия (как средства подготовки) и режима мышечной деятельности (как метода) в зависимости от требований соревновательного поединка (обзор).

Характеристика средств (общеподготовительных, специально-подготови­тель­ных и соревнова­тельных упражнений) в тренировочном процессе избранной направленности (силовой, скоростно-силовой и т.д.).

Формулы тренировочных заданий при развитии избранных физических способностей.

Примеры разработки тренировочных заданий (по специфичности, направленности и величине нагрузок).

 Средства и методы подготовки борцов различной квалификации

Составить, объяснить, продемонстрировать и провести один из фрагментов

урока:

-обязательный минимум упражнений борца;

-комплекс акробатических упражнений;

- упражнений, решающих качество блокирующих действий;

-заданий, решающих качество атакующих захватом;

-беговые упражнения как средство развития аэробных компонентов выносливости, предот­вращения монотонии;

- варианты, фрагменты спортивных игр в подготовке борцов;

-комплексы упражнений из тренировочных заданий на развития гибкости;

-упражнения для освоения «моста»;

-специализированные игровые комплексы для формирования навыков ведения противобор­ства, отдельных его структур.

Обсуждение результатов. Записи основных моментов изучаемой темы в тетради.

 

Тема 12. Лекция 2ч. Занятие 40.

 Гигиенические требования к усло­виям занятий, соревнований, повседневной жизни спортсменов

Борьба – контактный, антигигиентичный вид спортивных единоборств. Мероприятия, сни­жающие риск инфекционных заболеваний, негативного влияние на здоровье занимающихся.

Здоровый образ жизни - спортивный образ жизни: сходство и отличительные черты (что дол­жен знать спортсмен - студент; спортсмен - учащийся)

Личная гигиена спортсмена.

Гигиеническое состояние спортивных залов, мест занятий; соблюдение норм поведения спортсменов в залах и т.д.

Гигиена умственного труда (учеба и занятия спортом).

Гигиена сна и отдыха.

Личная гигиена в условиях поездок на соревнования и во время участия в них.

Гигиена половой жизни взрослых борцов - спортсменов.

 

Тема 12. Контрольные вопросы при подготовке к теме.

 Гигиенические требования к условиям проведения занятий, соревнований и образу жизни спортсменов.

Перечислите основные гигиенические мероприятия, на которые необходимо сосредоточить внимание занимающихся.

Назовите основные гигиенические требования к занимающимся (личная гигиена, экипировка).

Дайте совет по организации режима учебы, отдыха, питания юных спортсменам. . Укажите простейшие средства дезинфекции одежды, обуви, ковра.

Поведение занимающихся вовремя тренировок.

Напомните. Как должны располагаться занимающиеся на ковре во время выполнения зада­ний, ожидание очереди, отдыха.

Сформулируйте основные правила взаимного отношения партнеров.

Можно ли тренироваться и как при наличии легких травм, болезни или вскоре после излече­ния?

Подскажите действия по профилактике простуды.

Что можно рекомендовать по использованию оздоровительных сил природы?

 

Тема 13. Практическое 2ч. Занятие 41.

Профилактика травматизма в системе подготов­ки и соревнований борцов различной квалификации.

Личная гигиена и основные гигиенические требования к местам занятий, экипировке, как воз­можным причинам травматизма.

Меры безопасности при занятиях на различных площадках.

Оборудование специализированных залов: безопасность расположения приспособлений ус­тройств для тренировки.

Правила поведения занимающихся на тренировке; организация группы в процессе занятий.

Доврачебная помощь при травмах.

Локальные травмы борцов и учебно-тренировочный процесс.

Реплики преподавателя по вопросам предотвращения травматизма в процессе занятия (опро­бовать варианты возможных замечаний, указаний, рекомендаций занимающихся).

Самостраховка, страховка при выполнении тренировочных заданий.

Предварительные замечания. Во вступительном слове коллективно разбираются основные по­ложения предупреждения травматизма:

организация занимающихся в условиях работы многочисленных групп;

- поведение партнеров при выполнении атакующих (контратакующих) приемов в парах;

травмогенные действия борцов;

- психологическое значение страховки и самостраховки у начинающих борцов;

- основные приемы страховки борцов при выполнении отдельных атакующих действий (бро­ски прогибом, подворотом, вращениями и т.д.).

характеристика специальных упражнений для овладения навыков страховки и самострахов­ки.

Примечание. Материал данной темы рекомендуется закреплять на всех практических занятиях 1-3 годов обучения.

 

 Тема 13. Практическое 2ч. Занятие 42.

Профилактика травматизма в системе подготовки и соревнований борцов различной квалификации.

Занятие проводится как итоговое (по типу зачета) по теме, связанной с важным разделом про­граммы.

Информация, которая по мнению студента своевременна именно при решении конкретных задач тренировки (называет задачи, объекты возможных травм, предостережения, рекомендации).

Предоставляется возможность всем (по очереди) опробовать свой педагогический арсенал действий. Демонстрация базовых приемов самостраховки при падениях и их методики их освоения. Страховка при обучении акробатическим упражнениям, используемым на занятиях борцов. . Страховка при освоении сложных и травмоопасных приемов (бросков прогибом, поворотом и др.)

Распоряжение занимающихся на ковре в многочисленных учебных группах (выполнение травмоопасных приемов).

Спортивный (борцовский) зал: зоны безопасности; размещение инвентаря: ограждение окон, стен и т.п.

Команды, сигналы, жесты, требуемые немедленного прекращения действия, обязанность бес­прекословного выполнения обсуждаемых команд.

Тренер-судья и профилактические команды, сигналы во время тренировочных схваток. Опас­ные позиции (предвидение и реакция тренера.

Самостоятельные дополнительные занятия юных борцов (инструктаж, предупреждения, кате­горический запрет - примеры заданий и профилактические указания).

Осмотры оборудования, инвентаря на предмет безопасности их использования.

Рекомендации при работе с тяжестями.

 

Тема 14. Лекция 2ч. Занятие 43.

Оборудование мест занятий; тренажеры, нестан­дартные приспособления «самоделки».

Рассматриваются примеры «самоделок» из «подручного» материала и обсуждается возмож­ность проведения кафедрального конкурса: Самоделки на дворовых площадках, «домашний стади­он» - как рекомендации будущих тренеров будущим ученикам и их родителям.

Обсуждаются приспособления с резиной, блочными устройствами, эспандерами (схемы при­способлений, комплексы упражнений и т.д.).

 

Тема 14. Практическое 2ч. Занятие 44.

 Оборудование мест занятий борцов (гипотетические планы спортплощадок, схемы приспособлений, устройств, поделок для дома).

Плоскостные спортсооружения: наиболее удачные спортплощадки (для дворов, парков, пус­тырей и т.п.), пригодные для занятий спортсменов, подростков и юношей.

Приспособления, позволяющие моделировать действия по отдельным фрагментам «прора­ботки» мышечных групп для борцов (с комплектом заданий, обоснованием необходимости и т.д.).

Удачные комплексы заданий с использованием традиционного инвентаря спортзалов (канаты, скамейки и т.д.).

Комплекс тонизирующий гимнастик по принципу самосопротивления и т.д.

 

Тема 15. Лекция 2ч. Занятие 45.

 Правила соревнований по спортивной борьбе как фактор, опреде­ляющий тенденции ее развития.

Спортивная борьба: греко-римская, вольная, самбо, дзюдо - общие положения и различия в арсенале ведения противоборства. Специфика в оценке технических действий: организации соревно­ваний, церемонии проведения и т.п.

Эволюция правил соревнований как фактор, влияющий на изменение методики подготовки борцов и зрелищность вида единоборства.

Основные разделы международных правил соревнований (по версии ФИЛА, ФИД и др.)

Атрибутика проведения соревновательных поединков; судейские жесты, реплики и т.п.

 

Тема 15. Практическое 2ч. Занятие 46.

 Правила соревнований. Судейская коллегия.

Функциональные обязанности членов судейской бригады, обслуживающих работу ковра:

судья - информатор;

боковой судья (жесты, реплики);

- арбитр (школа жестов, реплики и т.д.);

руководитель ковра (жесты, реплики);

- судья- хронометрист;

судья - технический секретарь.

Задания для самостоятельного изучения правил соревнований, «проработки» свода функцио­нальных обязанностей и т.д.

 

Тема 15. Практическое 2ч. Занятие 47.

 Правила соревнований, судейство.

Работа судейской бригады на ковре. На примере поединков 2-4 пар борцов осваивается техни­ка судейства всех членов бригады: руководитель ковра; арбитр, боковой судья, судья-хронометрист, судья - информатор; главный судья (для рассмотрения конфликтных ситуаций); секунданты борцов (для подачи апелляций и т.д.).

Преподавателям готовится (консультируются) «участники соревнований» (студенты) ориен­тируются на сложные сюжеты поединка с тем, чтобы их коллеги - судьи могли приобрести опыт правильной оценки трудных и спортивных ситуаций.

Работа секретариата соревнований: студенты распределяются по рабочим группам и по зада­нию (вводной) преподавателя гипотетические поединки расписываются по кругам (для вводных заданий используется документация одного из прошедших соревнований).

На каждом из занятий подводится итоги и дается оценка успехам - неудачам всем, участ­вовавшим в работе.

Студентам, показавшим определенные успехи на занятиях объявляется рекомендация при­нять участие в судействе ближайших соревнований (для аттестации как судьи по спорту).

 

       Тема 16. Лекция 2ч. Занятие 48.

 Нравственное воспитание борцов. Спортивная этика и агрессивность.

Агрессивность человека (в жизни, в спорте; формы ее проявления у подростков и юношей; возможные пути ее снижения, устранения, трансформации в спорте и т.д.).

 «Спортивная» агрессивность и этикет спортсмена. Направленность как социальный феномен общества и спортивная деятельность и т.д.

Нравственность и студенчество. Необходимость и возможности самовоспитания. Кодекс еди­ноборца и т.д.

Мероприятия в студенческой жизни и воспитание (самовоспитание) будущего специалиста сферы ФиС (и спортивной борьбы, как частности).

Система самообслуживания (санитарное состояние спортзала, аудиторий, бани и т.д).

Тема 16. Практическое 2ч. Занятие 49.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 278.