Тема 5. Синтаксические особенности научного стиля речи (простое предложение)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Задание 1. Прочитайте текст «Синтаксические особенности научного стиля течи (простое предложение).

       Специфическая особенность научной речи - ее завершенность, полнота и логическая последовательность изложения, тесная связь отдельных предложений, отдельных отрезков текста, его линейная организация. Структурно она выражается различными композиционными и синтаксическими единицами. Такой основной структурой во многих языках является двусоставное повествовательное предложение с нейтральным (в стилевом отношении) лексическим наполнением, с прямым порядком слов и с союзной связью между частями предложения. Например: Частотный словарь дает возможность получить как количественные, так и качественные характеристики морфологической структуры текста.

   В русском научном языке также явно преобладают простые распространенные и сложноподчиненные союзные предложения. Среди простых предложений наиболее частотны в научном стиле неопределенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 3-го лица множественного числа настоящего времени во вневременном  значении, т. е. для обозначения общепринятых фактов, явлений, закономерностей, существующих постоянно. Лицо здесь мыслится неопределенно. Например: Для построения фигуры проводят прямую линию; Состав помещают в колбу. Реже используются формы будущего и прошедшего времени множественного числа. Например:  Выше мы вывели формулу.

 Широко представлены обобщенно-личные предложения со сказуемым, выраженным глаголом 1-го лица множественного числа настоящего или будущего времени в том же вневременном значении. Лицо здесь мыслится обобщенно. Они обычно используются для сообщения о результатах действия или для выражения предложения принять совместное участие в действии.  Например:  Дадим определение  функции; Разобьем лист на квадраты.

     Часто в научной речи употребляются и безличные предложения разных типов: 1) с модальными словами (выражающими возможность, необходимость, невозможность) в сочетании с инфинитивом. Например: Нужно найти кривую; Нельзя вывести формулу; 2) с безличным или личным глаголом в безличном употреблении с частицей -ся и без нее. Например: Требуется найти величину тока при последовательном соединении источников; 3) с предикативными наречиями на о+инфинитив. Например: Необходимо различать стили речи и формы существования языка.

Стремлением к объективной обобщенности и отвлеченности без указания на субъект действия объясняется широкое использование в научном стиле страдательных (пассивных) конструкций: глагольных (например: Монтаж производится в первый период; Линия определяется алгебраическим уравнением); причастных пассивных конструкций (например: Сила приложена к телу под некоторым углом к горизонту; Точка удалена от плоскости).

   Научный стиль характеризуется стремлением к син­таксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны словосочетания имен сущест­вительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).

   Типичным для данного стиля является употребление составного именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного ха­рактера текста. Например: Сбережение – часть располагаемого дохода. Акция – это ценная бумага.

     Широко употребительными в научном синтаксисе являются предложения с краткими причастиями типа может быть исполь­зован (этот метод может быть использован при производстве "умных бомб").

Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу. Например: В чем же состоят преимущества использования пластиковых карт?

Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по со­общению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.). На­пример: Ответ, по мнению автора, всегда опережает свою истинную причину – цель, а не следует за внешним стимулом. Для научных текстов характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно).

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. В чем заключается специфическая особенность научной речи?

2. Какие предложения по структуре чаще всего употребляются в научной речи?

3. Какие односоставные предложения встречаются в научных текстах?

4. Что используется для выражения синтаксической компрессии?

5.  Какие предложения по цели высказывания используются в научных текстах?

6. Как выражается композиционная связность изложения в научной речи?

Выполните данные упражнения

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Определите их типы. Объясните ваш выбор.      1.Физические законы устанавливаются на основе обобщения опытных данных. 2. Окончательное заключение о строении вещества делают на основе сопоставления информации, полученной разными методами. 3. Согласно общей теории относительности физическое пространство является евклидовым лишь приближенно. 4. С учетом элементарных понятий геометрии (точка, прямая и т.д.) линию можно рассматривать как траекторию перемещения точки. 5. В зависимости от физической природы повторяющегося процесса различают несколько видов колебаний .6. В соответствии с предложенными критериями, все многообразие поверхностей можно разделить на два класса. 7. По некоторым причинам основную характеристику магнитного поля назвали магнитной индукцией.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 728.