Задание 1. Прочитайте текст «Синтаксические особенности научного стиля течи (простое предложение). |
Специфическая особенность научной речи - ее завершенность, полнота и логическая последовательность изложения, тесная связь отдельных предложений, отдельных отрезков текста, его линейная организация. Структурно она выражается различными композиционными и синтаксическими единицами. Такой основной структурой во многих языках является двусоставное повествовательное предложение с нейтральным (в стилевом отношении) лексическим наполнением, с прямым порядком слов и с союзной связью между частями предложения. Например: Частотный словарь дает возможность получить как количественные, так и качественные характеристики морфологической структуры текста.
В русском научном языке также явно преобладают простые распространенные и сложноподчиненные союзные предложения. Среди простых предложений наиболее частотны в научном стиле неопределенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 3-го лица множественного числа настоящего времени во вневременном значении, т. е. для обозначения общепринятых фактов, явлений, закономерностей, существующих постоянно. Лицо здесь мыслится неопределенно. Например: Для построения фигуры проводят прямую линию; Состав помещают в колбу. Реже используются формы будущего и прошедшего времени множественного числа. Например: Выше мы вывели формулу.
Широко представлены обобщенно-личные предложения со сказуемым, выраженным глаголом 1-го лица множественного числа настоящего или будущего времени в том же вневременном значении. Лицо здесь мыслится обобщенно. Они обычно используются для сообщения о результатах действия или для выражения предложения принять совместное участие в действии. Например: Дадим определение функции; Разобьем лист на квадраты.
Часто в научной речи употребляются и безличные предложения разных типов: 1) с модальными словами (выражающими возможность, необходимость, невозможность) в сочетании с инфинитивом. Например: Нужно найти кривую; Нельзя вывести формулу; 2) с безличным или личным глаголом в безличном употреблении с частицей -ся и без нее. Например: Требуется найти величину тока при последовательном соединении источников; 3) с предикативными наречиями на о+инфинитив. Например: Необходимо различать стили речи и формы существования языка.
Стремлением к объективной обобщенности и отвлеченности без указания на субъект действия объясняется широкое использование в научном стиле страдательных (пассивных) конструкций: глагольных (например: Монтаж производится в первый период; Линия определяется алгебраическим уравнением); причастных пассивных конструкций (например: Сила приложена к телу под некоторым углом к горизонту; Точка удалена от плоскости).
Научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).
Типичным для данного стиля является употребление составного именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного характера текста. Например: Сбережение – часть располагаемого дохода. Акция – это ценная бумага.
Широко употребительными в научном синтаксисе являются предложения с краткими причастиями типа может быть использован (этот метод может быть использован при производстве "умных бомб").
Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу. Например: В чем же состоят преимущества использования пластиковых карт?
Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.). Например: Ответ, по мнению автора, всегда опережает свою истинную причину – цель, а не следует за внешним стимулом. Для научных текстов характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно).
Задание 2. Ответьте на вопросы:
1. В чем заключается специфическая особенность научной речи?
2. Какие предложения по структуре чаще всего употребляются в научной речи?
3. Какие односоставные предложения встречаются в научных текстах?
4. Что используется для выражения синтаксической компрессии?
5. Какие предложения по цели высказывания используются в научных текстах?
6. Как выражается композиционная связность изложения в научной речи?
Выполните данные упражнения
Упражнение 1. Прочитайте предложения. Определите их типы. Объясните ваш выбор. 1.Физические законы устанавливаются на основе обобщения опытных данных. 2. Окончательное заключение о строении вещества делают на основе сопоставления информации, полученной разными методами. 3. Согласно общей теории относительности физическое пространство является евклидовым лишь приближенно. 4. С учетом элементарных понятий геометрии (точка, прямая и т.д.) линию можно рассматривать как траекторию перемещения точки. 5. В зависимости от физической природы повторяющегося процесса различают несколько видов колебаний .6. В соответствии с предложенными критериями, все многообразие поверхностей можно разделить на два класса. 7. По некоторым причинам основную характеристику магнитного поля назвали магнитной индукцией.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 771.