Упражнение 7. Из данных предложений составьте все возможные типы сложных предложений, охарактеризуйте их смысловые особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Власти финансируют создание промышленных парков и технопарков. Они представляют собой участки земли с возведенными на них производственными зданиями со всем инфраструктурным обеспечением. Сюда включаются и транспортные пути. 2. В содержании обучения особое место должно занимать овладение современными управленческими технологиями. Требуется применение активных методов обучения. 3. В современных условиях одной из важнейших задач, стоящих перед общественными движениями и организациями на этапе реформирования и демократизации общества, выступает общественно-политический контроль за деятельностью властных структур. В них избраны представители общественности. 4. При этом окончательное решение относительно дальнейшей участи предприятия в социально-ориентированной рыночной экономике должно быть эффективным, с точки зрения общества. Независимо от способа разрешения финансовых трудностей, переживаемых предприятием (продолжение деятельности или ликвидация). 5. Здесь понимается следующее: предприятие должно продолжать свою деятельность. При этом непременно его стоимость при продолжении деятельности превышает ликвидационную стоимость и наоборот.
             Методические рекомендации для преподавателя:
    Задание предполагает разбор речевых ситуаций (case-study). Цель задания – научиться логично выстраивать высказывания, используя для этого необходимые средства связи. Методика работы: Работа проводится индивидуально. Студенты подбирают к каждому варианту задания как можно больше средств связи (сочинительных и подчинительных союзов). После выполнения задания проводится его обсуждение. При этом возможно назначение 1-2-х экспертов, которые анализируют каждый предложенный вариант и средства связи между предложениями. Эксперты поочередно осуществляют разбор и оценку работ всех студентов группы.



Тема 6.  Научный текст. Структура научного текста.

Задание 1. Прочитайте текст «Структура научного текста».

            Научный текст - это объединенная содержательной связью иерархическая последовательность смысловых частей. Целью научного текста является передача точной и полной информации об объекте, предмете факте исследования. Характерные черты научного текста: связность, целостность, внутренняя осмысленность, возможность своевременного восприятия, осуществление необходимой коммуникации и др. Правильность восприятия текста обеспечивается благодаря реализации различных факторов, среди которых: языковые единицы, их объединения, грамматическая связь между ними, общий фонд знаний, общий коммуникативный фон.

    Определенная последовательность предложений является текстом, если эти предложения объединены тематически. Целостность текста обеспечивается наличием границ текста, его началом и содержательной законченностью, завершенностью.

    В каждом тексте рассматривается определенная тема, (т.е. то, о чем говорится в тексте обобщено, изучено). Тема научного текста включает подтемы, т.е. темы входящие в более широкую тему, являясь частью ее и более узким аспектом ее рассмотрения.

    К тому же каждый текст помимо основной тематически обусловленной информации содержит еще и концептуальную информацию - отражение авторской позиции, авторского замысла, идеи.

    В научном тексте обычно каждое следующее предложение дополняет, уточняет, развивает, оспаривает мнение, высказанное в предыдущем предложении или в предложениях отдаленных фрагментов текстов. Предложения в тексте могут быть связаны последовательно, линейно, одно за другим. Такая связь называется цепной.  Цепная связь реализуется при помощи лексического повтора (У каждого города свои традиции. И среди традиций одна,  как правило,  бывает главной. Так или иначе, она пронизывает все прочие традиции своим духом); местоименной замены (Физика является важнейшей наукой о материи и ее движении, она служит фундаментом современной техники. Ее открытия указывают новые пути овладения силами природы …); союзов.   Эта   связь широко используется в научном стиле. Другой вид связи, используемый для объединения предложений, абзацев – параллельная связь. В случае выбора такого вида связи   очевидные  связующие слова отсутствуют, но предложения связаны между собой лексически, грамматически и по смыслу. (Температура – это физическая величина. Температура обозначается буквой - Т℃. Температура измеряется в градусах. Температуру можно измерить термометром. – Логическая связь в этом тексте параллельная: в начале каждого предложения повторяется тема текста).

    Структура научного произведения (текста) определяется логикой коммуникативно-познавательной деятельности. Именно логика определяет последовательность основных структурных элементов каждого научного произведения (текста), то есть его композицию.                               Композиция это построение, соотношение и взаимное расположение частей произведения. Композиционно любой научный труд в зависимости от жанра может иметь трехкомпонентную структуру: введение, основную часть, заключение. Именно такая структура характерна для курсовых и дипломных работ.

Композиционно-смысловая структура научного текста может быть представлена так:1) план развернутого содержания (первичный текст) и 2) план свернутого, сжатого содержания (вторичный текст).

План развернутого содержания реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение; основная, центральная часть; выводы и заключение. Названные части дополняются списком использованной литературы, иногда приложением и иллюстрациями. План развернутого содержания формально выражает развитие логики мысли.

Введение – это сформулированные проблемы исследования, изложение исходных данных о предмете речи, о задачах и методах исследования, авторской оценке их решения. Автор формулирует новое знание, что и определяет дальнейшее восприятие адресатом содержания текста.

Основная часть посвящается раскрытию, детализации, доказательству, аргументации положений работы, выраженных во введении в общем виде. В начальных разделах содержится информация обзорного характера, в центральной же части помещается главная информация, отвечающая требованиям новизны и ценности, полноты и достоверности. Освещается процесс исследования, дается анализ и обобщение полученных результатов, их толкование и объяснение.

  Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного, концептуального содержания работы, краткая формулировка главных выводов. Если основная идея и проблема научной работы, сформулированные во введении в общем виде, затем развертываются в основной части, то это первый этап вариативного повторения их.

Второй этап повторения основных мыслей научного текста осуществляется в заключении, когда автор обобщенно вновь повторяет основные концептуальные мысли.

  План свернутого, сжатого содержания представлен заглавием работы (текста), аннотацией и оглавлением, в котором зафиксированы названия всех частей и разделов текста. Это план так называемых вторичных текстов.

Заглавие (название) работы впервые акцентирует внимание читателя на основной идее авторской концепции. То, что выражено в заглавии в предельно краткой форме, в тексте затем раскрывается с нужной степенью подробности.

Заглавие научного текста – это определенная информация, которая в предельно сжатом концентрированном виде отражает основное смысловое содержание научного текста и его идею. Заглавие – это высший уровень обобщения содержания текстов.

  Вторым уровнем обобщения содержания научного текста является аннотация. В аннотации обобщается содержание всего текста. Она выполняет «осведомительную, сигнальную функцию», содержит ориентирующие сведения. Это небольшой по объему вторичный текст концептуальных мыслей.

Главная цель аннотации – обозначить важнейшие проблемы, которые планируются решать в основном тексте. По сути, это повторение к заголовку, но только уже развернутое.

Оглавление научной работы – последнее звено в рамках сжатого выражения содержания. Оно кратко представляет все важнейшие смысловые компоненты содержания, основные темы, содержащие все подтемы и микротемы данного текста. Оглавление служит своего рода основанием, на котором разворачивается все обширное содержание.

   Итак, текст представляет собой образец речевого произведения, состоящий из заголовка и предложений, абзацев, объединенных тематически, грамматически, по содержанию.

Задание 2 . Ответьте на вопросы:

1. Что представляет собой научный текст?

2. Какими характерными чертами обладает научный текст?

3. Что рассматривается в каждом тексте?

4. Что включает в себя тема научного текста?

5. Как могут быть связаны предложения в тексте?

6. Что такое композиционная структура научного текста?

7. Какова структура первичного текста? О чем идет речь в каждой из его частей?

8. Чем представлен план сжатого содержания текста? Что фиксируется в каждой части вторичных текстов?

Выполните данные упражнения

Дата: 2019-02-25, просмотров: 441.