Упражнение 9. Установите, в каких из приведенных ниже сочетаний возможна замена краткой формой, в каких - нет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Белый снег – белый стих, круглый шар – круглый сирота, глухой согласный – глухой человек, тупой угол – тупой человек.

Упражнение 10. Объясните употребление полной и краткой формы прилагательного у приведенных ниже прилагательных.

       1.Ребенок больной. 2. Ребенок сегодня болен. 3. Книга нужная, полезная. 4. Эта книга нужна для занятий. 5. Река глубокая. 6. Вода холодна для купания. 7. Моя подруга очень веселая. 8. Она сегодня необычно весела. 9. Мой брат сильный. 10. Этот студент силен в математике. 11. Ира удивительно хороша. 12. Ира у нас хорошая. 13. Эта книга полезная. 14. Эта книга полезна детям. 15. Ты умна. 16. Ты умная.

Упражнение 11. Сравните словосочетания. Объясните разницу в значении. Всегда ли эти словосочетания синонимичны? Придумайте с ними предложения.
  Статуя из бронзы – бронзовая статуя; крылья орла – орлиные крылья; билет на проезд – проездной билет; вода из реки – речная вода; сарай из дров – дровяной сарай; ограда из камня – каменная ограда; книга из библиотеки – библиотечная книга; пальто отца – отцовское пальто; сердце матери – материнское сердце; село в степи – степное село; газета области – областная газета.

Упражнение 12.  Прочитайте тексты и выполните задания.                          

                                           Текст 1

  Величайшее3 богатство народа — его язык! <...> Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...

   Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)

                                       Текст 2

  Воздействие человека на среду обитания, согласно объективным закономерностям, вызывает ответные противодействия ее компонентов.

Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех

пор, пока они не превышают пределов его адаптационных возможностей. При этом человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимосвязи, образуя неразрывную систему «человек - среда обитания». В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно менялись: человек эволюционировал, увеличивалась численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад жизни людей, а также социальная основа существования общества.

  Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра,  освоенные людьми;  естественная природная среда стала

испытывать все возрастающее влияние человеческого общества, появились

искусственно созданные человеком городская, бытовая и производственные

среды. В результате активной преобразующей деятельности человека им создан новый вид и тип среды обитания - техносфера. При создании техносферы  человек стремится к повышению комфортности своего обитания, обеспечению своей защиты от внешних воздействий. Однако при этом техносферные условия наряду с положительным влиянием оказывает и

негативное воздействие на человека и окружающую его природную среду. (Добровольская С.Т., Зефиров Т.Л. «Техносферная безопосность человека в современных условиях»)

   Найдите в текстах прилагательные, относящиеся к разным разрядам.

1. Из первого абзаца каждого текста выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.

2. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).


Дата: 2019-02-25, просмотров: 518.