Тема 4. Употребление имен числительных, глаголов и глагольных форм в научных текстах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 1. Прочитайте текст «Употребление имен числительных,     глаголов и глагольных форм в научных текстах»

Для научного стиля характерно употребление цифрового, а не буквенного обозначения числительных. Количественные (простые, сложные и составные) и дробные числительные обозначаются цифрами. Например: На этих песчаниках… залегает изменчивая по мощности (от 20-50 до 1400м) толща красных косослоистых кварцевых песчаников…; Диаметры частиц порядка 0,1-0,2 мм. В научном тексте напишем 0,5 м, а не полметра. Чтобы избежать неэкономного написания числительных, оканчивающихся на три, четыре и т.д., нули заменяют словами тысяча, миллион и т.д. Например: Запасы углей Аляски ‑ 86,6 биллиона т.

   В научной литературе широко используются сложные слова, составленные из числительного и прилагательного; первая часть слова обозначается цифрой, а затем через дефис присоединяется (чаще всего в сокращении, а во вторичных научных текстах обязательно в сокращении) прилагательное. Например: 17-метровый, 17-м (семнадцатиметровый). В словосочетании типа 5%-ная концентрация окончание изменяется по падежам: 5%-ной концентрации. Порядковые числительные в научных текстах обозначаются цифрой с падежным окончанием: 1-й класс, 1-го класса, 1-му классу.

  Морфологические особенности употребления в научной речи глагола связаны прежде всего с его видо-временными формами. Так, большинство глаголов в научной речи употребляется в форме настоящего времени (в химии-85%; в физике-67,8; в биологии-78,3%); в форме будущего времени (17,2; 10,6; 13,4%) и несовершенного вида (в физике-56,4%; в химии-63,9;в биологии-57,7%).  Форма настоящего времени редко используется в научных текстах в значении действия или состояния, а также в значении общей констатации факта. Прошедшее время используется реже и в основном в тех разделах научных работ, где описывается история открытия, биография ученого, даются исторические экскурсы. Будущее время чаще встречается в математических работах, выражая логическую последовательность суждений, например: После указанных преобразований равенство примет вид….

   Из форм наклонения в научной прозе явно преобладает изъявительное. За ним следует сослагательное в силу того, что в научном поиске  отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко, в основном при описании опытов, например: проверьте результаты…, сравните полученные данные….

К формам повелительного наклонения относятся и широко распространенные в научной речи формы 1-го лица мн. ч.: предположим, обозначим, установим, рассмотрим и т.п.

Проанализируем употребление личных глагольных форм в научном стиле. Наиболее распространены формы 3-го лица един­ственного и множественного числа глаголов как наиболее отвлеченно-обобщенные по значению. Формы 1-го лица множественного числа глаголов и употребляющееся при них местоимение мы характеризуются дополнительными смысловыми оттенками. Они обычно служат для выражения отвлеченно-обобщенного значения: для обозначения всякого человека, человека  вообще:  мы можем определить площадь...; мы придем к выводу...; если мы обозначим...  Данное значение часто  выражается  и личной формой глагола при отсутствии местоимения, например: мо­жем определить...; если обозначим. Возможна замена личной конструкции безличной или инфинитивной: можно определить..., можно прийти к выводу..., если обозначить...

  Формы 1-го лица единственного числа глаголов и ме­стоимение я в научной речи почти не употребляются, так как здесь внимание сосредоточено в первую очередь на со­держании и логической последовательности его изложения, а не на субъекте. Практически не используются и формы 2-го лица единственного и множественного числа как наибо­лее конкретные, обычно обозначающие автора речи и адресата. В научной же речи адресант и адресат отстранены; здесь важно не то, кто говорит, а то, о чем говорят, т.е. тема сообщения, содержание высказывания. Адресуется научная речь обычно не какому-то конкретному лицу, а неопределен­но широкому кругу лиц.

Стремлением к абстракции, к обобщению обусловлена тенденция глагола к десемантизации. Она проявляется в том, что, во-первых, научному стилю свойственны глаголы ши­рокой, абстрактной семантики: иметь(ся), изменять(ся), на­блюдаться, проявляться, кончать(ся), обнаруживать(ся), существовать, происходить, проявляться и т.п.; во-вторых, многие глаголы в научном стиле выступают в роли связки: быть, стать, являться, служить, обладать, называться, считаться, заключаться, отличаться, признаваться, пред­ставляться и др.; в-третьих, ряд глаголов выполняет функ­цию компонентов глагольно-именных словосочетаний, в которых основную смысловую нагрузку несут имена существительные, а глаголы обозначают действие в самом широком смысле и выражают грамматиче­ское значение: находить применение, производить расчеты (наблюдения, измерения, вычисления), оказывать влияние (воздействие, давление, помощь, поддержку, сопротивле­ние), вступать в реакцию (во взаимодействие), приводить к изменению (к улучшению, усилению, ослаблению, расширению) и т.д.

    Большое распространение в научном стиле изложения имеют краткие страдательные причастия. Например: В книге рассмотрены основные проблемы; Выделено 18 структурных типов и подтипов элементов. Краткая форма страдательного причастия более экономна по сравнению с глаголами. Она предпочтительна в неопределенно-личном предложении, так как придает больше объективности изложению. Например: Линия в спектре люминесценции рубина использована для определения состояния генератора (а не линию… использовали…).  Однако следует отметить, что большая часть причастий употребляется в научной речи в полной форме.

            Широко распространены в научной речи также деепричастия и деепричастные обороты. Их употребление позволяет в пределах одного предложения указать свойства предмета, выразить различные отношения между описываемыми действиями и процессами – например, отношения одновременности, следования, способа и характера действия, условия, причины и т.п. Например: Вычисляя силу тока, применяют следующую формулу (отношение одновременности: применяют во время вычислений) и т. д.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Как обозначают числительные в научном стиле?

2. Как записываются сложные слова, в состав которых входит числительное?

3. С чем связаны морфологические особенности употребления глагола в научной речи?

4. Какое наклонение преобладает в научной прозе?

5. Какие глагольные формы наиболее распространены в научном стиле?

6. Какие отглагольные формы широко распространены в научной речи?

Выполните данные упражнения

Упражнение 1.  Запишите числительные прописью. Раскройте скобки, поставьте числительные и существительные в нужную форму. Обоснуйте выбор формы.
         1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 4) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 5) Книга с 480 страницами иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 6) Пароход с 468 пассажирами отошел от пристани. 7) Партизаны захватили вражеский склад с 895 винтовками, 311 автоматами и 16500 патронами. 8) Библиотека института ежемесячно пополняется 300-400 книгами. 9) Разность между 87 и 58 составляет 29. 10) Вес искусственного спутники Земли был равен 1327 килограммов. 11) На дорогу у нас ушло (полтора) суток. 12) В работе кружка принимало участие около (полтора) десятк… студентов. 13) Для 199 чертежей было сделано около 99 расчетов.


Дата: 2019-02-25, просмотров: 776.