Тема 5а. Синтаксические особенности научного стиля речи (сложное предложение)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 1. Прочитайте текст «Синтаксические особенности научного стиля речи (сложное предложение)».

      В научных текстах распространены разные типы сложных союзных предложений. Наиболее типичными сложноподчиненными предложениями являются предложения с придаточными причины и следствия. Например:Благодаря тому, что свет распространяется в вакууме, до нас доходит солнечный свет и свет далеких звезд. Там, где нет упругой среды, звуковые волны не распространяются, вследствие чего в космосе стоит абсолютная тишина.   

     Довольно часто в научной речи встречаются сложноподчиненные предложения с союзным придаточным условия(например: Если же соответствующим образом выбрать начало координат, то уравнение параболы, упростится); цели (например:Чтобы найти эту величину, необходимо положить равным нулю выражение, стоящее в скобках); причины и следствия (например: Полученное выражение не имеет смысла, так как логарифмы отрицательных чисел не существуют; Поверхность набухает,   вследствие  чего вознкают трещины).

  В научной речи часто используются сложноподчиненные двучленные предложения со сравнительной придаточной частью, например: Два многоугольника с одинаковым числом сторон подобны, если углы одного соответственно равны углам другого и стороны одного пропорциональны соответственным сторонам другого.

   Используются также предложения с уступительной придаточной частью, например: Хотя общее количество энергии остается постоянным, количество полезной для нас энергии может уменьшаться и в действительности уменьшается.

     Бессоюзные сложные предложения употребляются преимущественно при  перечислении,   классификации,  например: Брошенный вертикально вверх шарик движется замедленно, его ускорение направлено вертикально вниз; действующая на шарик сила притяжения Земли тоже направлена вниз.          Широко распространены в научном стиле такие сложные структуры, как многочисленные сложноподчиненные предложения, имеющие одну главную и несколько придаточных частей, например: Неясным был вопрос о том, обязательно ли заряд связан с частицами вещества и, если связан, с каким именно.

  Поскольку в сложноподчиненном предложении основная мысль обычно содержится в главной части, в научной речи главное предложение чаще предшествует придаточному, выступая в качестве логического центра и исходного пункта всего высказывания. Например: Установление закона электролиза еще не доказало строго, что в природе существуют элементарные электрические заряды.

   В качестве главного предложения часто употребляются неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные предложения.Например: Предположим, что в некоторой точке ряд расходится, тогда он будет расходиться в любой точке; Положим, что функция удовлетворяет дифференциальному уравнению; Известно, что все элементарные функции непрерывны; Можно заключить, что существует такое значение, при котором ряд сходится абсолютно; Отсюда очевидно следует, что исходное дифференциальное уравнение имеет единственное решение при данных начальных условиях. Как видно из примеров, безличные предложения, являющиеся главным предложением, обычно имеют определенный тип сказуемого, а именно составное сказуемое с модально-оценочным значением служебной части. По содержанию они выражают отношение говорящего к излагаемому в придаточной части факту.

    Широко используются в научной речи конструкции с деепричастными оборотами, которые всегда содержат элемент добавочного сообщения, подчеркивают ту или иную мысль, событие или явление. Например: Окончив читать лекцию, профессор спросил, есть ли у нас вопросы.

 

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Какие типы сложных союзных предложений используются в научных текстах?

2. С какой целью используются бессоюзные предложения?

3 Какие сложные структуры распространены в научном стиле?

4 Как располагаются главное и придаточное предложение в сложноподчиненном предложении?

5 Какие предложения часто употребляются в качестве главного предложения?

6  Какие конструкции широко используются в научной речи?

Выполните данные упражнения

Дата: 2019-02-25, просмотров: 544.