Упражнение 6. Прочитайте текст. Определите тему текста, дайте тексту заголовок. Определите, к какому стилю он относится, аргументируйте свою точку зрения. Перескажите текст
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Одним и важных признаков (качеств, свойств) научного текста считается логичность. Согласуясь с этой особенностью, все части научного текста должны быть жёстко взаимосвязаны тематически, по смыслу; они должны быть объединены последовательно, выводы должны вытекать из фактов, излагаемых в тексте. С точки зрения лингвистической это осуществляется типичными средствами. Одним из наиболее распространенных способов связи предложений является соединение рядом стоящих предложений при помощи повторяющихся существительных (лексический повтор).

    Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями предложения или между предложениями внутри абзаца описываются при помощи конструкций: ввиду того что (этого),  в  силу того что, в результате, вследствие чего, следовательно, в связи с чем, поскольку, в таком случае, следовательно и под. Если необходимо сопоставить или противопоставить некие информационные блоки, рекомендуется оформлять это с помощью таких средств: с одной (другой) стороны; наоборот, напротив, но, хотя, однако, а; не только, но и: так же; в противовес сказанному и другие. Обобщение, вывод формулируются с использованием следующих вводных конструкций: итак, следовательно, таким образом, словом, вообще говоря, из этого следует... На последовательность указывают вводные слова сначала, прежде всего, потом, далее; во-первых, во-вторых, наконец и т.д. Пояснения, иллюстрации, уточнения, выделение частного случая осуществляются введением в текст конструкций: например, так, к примеру, только, лишь, особенно, в частности, причём. Для введения обобщающей информации используются такие, к примеру, конструкции: рассмотрим следующие случаи, приведём пример, рассмотрим, сравним.

 

Упражнение 7. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю речи.  Проанализируйте грамматику, выпишите:     а) отглагольные существительные на -ие/-ние; б) глаголы в личной форме, определите их вид и время; в) причастия и деепричастия. Определите, какие средства используются составителями для объединения данных предложений в единый текст.

Ключевые слова

Одним из наиболее актуальных способов представления научного текста являются ключевые слова – КС. Увеличивающийся информационный поток делает необходимым... поиск наиболее оптимальных средств, облегчающих доступ к важной информации, закодированной в данном тексте.

Известно, что главные смыслы текста содержатся в определенных словах, словосочетаниях, конструкциях. Слова, определяющие содержание текста и являющиеся носителями   его  основного смысла называют ключевыми. Ключевые слова – наиболее значимые и существенные лексические единицы, необходимые для понимания содержания текста, вычленения основной информации. Именно они имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, являются опорными при составлении плана текста, определении микротем. В части организации поисковых систем ключевые слова также очень важны, поскольку именно эти несколько базовых лексических единиц являются теми смысловыми вехами, с помощью которых поисковая система понимает, о чем идет речь в искомом материале. Она воспринимает тог запрос, в соответствии с которым следует выводить статью в качестве результата поиска.

    Как же определить, какие слова являются ключевыми? Существуют определенные признаки ключевых слов.

1) частотность, повторяемость в данном тексте;

2) семантическая близость к теме текста (это могут быть синонимы, родо­видовые конструкции, слова, словосочетания);

3) информационная насыщенность (слова, передающие максимум информации на минимальном пространстве; иными словами, это, в первую очередь, термины).

Научный текст очень нелегко понять. Обычно научный текст рассчитан на восприятие подготовленного человека. Для точного и правильного  понимания текста необходимы действия многих составляющих, одним из которых является следующий процесс: текст сворачивается в объёме в некий «кокон» и хранится в долговременной памяти человека, воспринимающего текст в виде набора ключевых слов. Добавим, что в зависимости от объёма воспринимаемого текста список ключевых слов и словосочетаний может составлять 5-10 единиц.

(по материалам статьи: Москвитина Т.Н. Ключевые слова и их функции в научном тексте. Вестник ЧГПУ. Филология и искусствоведение// 2009, С. 277 - 285.)

Упражнение 8. Определите тему текста. Дайте тексту заголовок, определите основные  микротемы, выделив абзацы. Определите, к какому функционально-смысловому типу речи относится этот текст. Аргументируйте свою точку зрения.

   Мы часто наблюдаем падение различных тел на землю. При падении тел происходит уменьшение их скорости, особенно если падают очень легкие тела. Это происходит потому, что воздух препятствует движению тела, уменьшая его скорость. А как происходит падение тел при отсутствии воздуха, то есть в вакууме? Проделаем такой опыт. Возьмем стеклянную трубку, поместим в нее кусочек свинца и легкое перышко, выкачаем из трубки воздух. Мы увидим, что тела в вакууме падают одинаково. Это так называемое свободное падение тел. Но если мы впустим в трубку немного воздуха, то перышко и свинец будут падать по-разному. Изучая падение тел, физики установили, что высота падения тел пропорциональна квадрату времени падения. Следовательно, падение есть равноускоренное движение (если воздух не мешает сильно движению) Иначе говоря, падение тел есть движение с постоянным, одинаковым для всех тел ускорением, которое направлено вниз.

   Как движется тело, брошенное вертикально вверх? Опыт показывает, что в этом случае тело движется равнозамедленно, но с тем же ускорением, с которым тело падает вниз. Итак, тела, брошенные вблизи поверхности Земли, движутся с одним тем же ускорением. Ускорение свободного падения всегда обозначают буквой g. Измерения показали, что в разных местах Земли ускорение свободного падения неодинаково. Самое большое ускорение – на полюсах, самое маленькое – на экваторе. При расчетах движения падающих тел, брошенных вертикалью вверх, ускорение принято считать равным 9,8 м/сек2.

 

Упражнение 9. Прочитайте текст. Проанализируйте лексику, выпишите: а) термины, общенаучные слова и конструкции, обеспечивающие логичность и связность выражения мыслей; б) отглагольные существительные на ие/-ние, определите их падеж, определите их разряд; в) причастия и причастные обороты. Скажите, какие типы предложений использованы в этом тексте, приведите примеры. Сделайте вывод о стилевой принадлежности текста.

                                          Механическая работа

    Первый вопрос, который мы будем рассматривать – это вопрос о том, в каком случае совершается работа, то есть когда мы считаем, что

совершается работа. Известно, что понятие механической работы связано с перемещением тела под действием силы, если нет перемещения, то нет и работы. Когда мы двигаем тележку, поднимаем груз, растягиваем или сжимаем пружину, мы совершаем работу. Во всех этих случаях перемещается точка приложения силы. Если точка приложения силы не перемещается, то работа не совершается. Например, если груз, висящий на нити, неподвижен, не перемещается, то сила тяжести, действующая на него, работы не совершает. Но при падении груза сила тяжести совершает работу. Итак, механическая работа совершается только тогда, когда перемещается точка приложения силы.

    Величина производимой работы зависит от величины силы, совершающей работу, и от расстояния, на которое перемещается точка приложения силы. Чем больше сила и чем больше расстояние, на которое перемещается точка приложения силы, тем больше работа.

Например, чем тяжелее груз и больше высота, на которую его надо поднять, тем больше будет работа, которую нужно совершить, чтобы поднять груз. Далее рассмотрим вопрос о том, как изменяется величина работы при совпадении направления силы и пути. Величина работы изме­ряется произведением силы на путь, пройденный телом под действием этой силы, если направление силы и пути совпадают. Если обозначить работу буквой А, силу буквой F, то и путь буквой S, то А= Fх S

Отсюда следует, что работа – это физическая величина, характеризующая действие силы на определенном пути.

    Сила может производить положительную и отрицательную работу. Если направление силы совпадает с направлением перемещения, то работа силы является положительной. В этом случае сила производит положительную работу и сообщает телу положительное ускорение. Сила, совершающая положительную работу, называется движущей силой. Например, сила тяжести совершает положительную работу и является движущей силой.

    Если же сила направлена в сторону, противоположную перемещению, то она совершает отрицательную работу и сообщает телу отрицательное ускорение. Сила, совершающая отрицательную работу, называется силой сопротивления. Так сила тяжести представляет собой силу сопротивления и совершает отрицательную работу при подъеме тел. Сила трения также всегда отрицательна, так как направлена против перемещения тела. Итак, сила, направление которой противоположно направлению перемещения, называется силой сопротивления Сила сопротивления препятствует движению. поэтому совершает отрицательную работу.

Если сила направлена под углом к направлению перемещения, то работа равна произведению силы на пройденный путь и косинус угла между направлением силы и направлением перемещения: А= Fх S х cos x l– где l – угол, между направлением силы и направлением перемещения.

Итак, механическая работа — это скалярная физическая величина измеряемая произведением модуля силы на модуль перемещения и косинус угла между ними.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 569.