Упражнение 7. Выполните тесты по теме «Лексические средства научной речи»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Какому стилю присуща данная лексика: «вектор, интеграл, синтаксис»?

A. официально-деловому

B. научному

C. художественному

D. публицистическому

E. разговорному

 2. Для какого стиля характерно употребление данных выражений «винительный падеж, когнитивная лингвистика, природные ресурсы»?

A. официально-делового

B. художественного

C. научного

D. публицистического

E. разговорного

3. Для научного стиля не характерна (ы)

А.  общеупотребительная лексика

В.  общенаучные слова

С.  терминологическая лексика

D.  узкоспециальные термины

Е.  сниженная лексика

4. Лексическое значение слова

А. составляет понятие, в котором обобщены наиболее существенные признаки предметов

B.  служит для связи слов в предложении

C.  выполняет важную функцию в предложении

D.  служит доказательством невиновности обвиняемого

E.  является второстепенным членом предложения

5. Слова и словосочетания, называющие понятия той или иной науки:

A. фразеологизмы

B.  неологизмы

C. термины

D. части речи

E. члены предложения

6. Слово или словосочетание, представляющее собой название определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства.

A. звук

B. фразеологизм

C. предложение

D. текст

E. термин

7. Термины - это …

А. слова и словосочетания, обозначающие конкретные области знания или деятельности

B. словосочетания и предложения

C. слова в переносном значении

D. устойчивые сочетания слов

E. служебные части речи

8. Укажите термин

А. доска

B. ручка

C. криминалистика

D. магазин

E. стул

9. Использование  какой  лексики характерно для научного текста?

A. общенаучной лексики

B. разговорной лексики

C. диалектной лексики

D. жаргонной лексики

E. просторечной лексики

10. В чём заключается особенность использования общенаучной лексики в научном тексте?

A. замена паронимом

B. замена омонимом

C. замена синонимами

D. замена антонимами

E. многократное ее повторение

11. Как используется в научном тексте многозначная общенаучная лексика?

A. используется только в одном из значений

B. используется в переносном значении

C. используется во всех значениях

D. используется в производном значении

E. не используется

Укажите термин

A. дом

B. сорока

C. сокол

D. валентность

E. дятел

В чём особенность употребления в научном тексте общеупотребительной лексики?

A. употребление в переносном значении

B. употребление в обобщенном значении

C. употребление во всех значениях

D. употребление в производном значении

E. не употребляется

Укажите термин

A. сигнификативный

B. разговор

C. река

D. дерево

E. поэт

 

                      Интерактивные упражнения

Упражнение 1. Заполните таблицу, отразив в ней специфические языковые средства, характерные для научного стиля речи.

    Задачи речи. Языковые средства. Определение предмета. Введение термина. Принадлежность предмета к классу. Классификация предметов. Строение предметов. Количественный состав предметов. Возникновение предмета, явления

     Методические рекомендации для преподавателя:
Задание предполагает минигрупповую работу. Цель задания – научиться владеть минимумом моделей предложений, характерных для определенной ситуации учебно-научной сферы.

    Методика работы: Заполняя таблицу, учащиеся выполняют работу попарно. Они подбирают характерные для ситуации письменного или устного общения в научном стиле речи соответствующие языковые конструкции. После выполнения задания преподаватель подсчитывает количество языковых моделей и проверяет их на соответствие предлагаемой ситуации. Каждая модель оценивается в 1 балл. Побеждает та минигруппа, которая набирает наибольшее количество баллов.


Тема 3. Морфологические особенности научного стиля. Употребление имен существительных и прилагательных в научных текстах.

Задание 1. Прочитайте текст «Употребление имен существительных и прилагательных в научных текстах»

   Научный стиль с морфологической точки зрения характеризуется широким употреблением   имен существительных со значением признака действия, состояния на -ние, -ие, -ость, -ка, -ция, -фикация и т.п.  Например: создание, проверка, зависимость, акция, электрификация.  Большинство существительных в научном стиле имеет абстрактное значение. Преобладают неодушевленные существительные среднего рода и форм единственного числа, например: исчисление, вычитание, рассуждение. Среди существительных мужского и женского рода многочисленны слова с абстрактным значением: фактор, импульс, стимул, синкретизм, период, метод, способ, процесс, результат, возможность, мощность, потребность, форма, масса, величина, интенсификация и т. д.    Увеличение числа существительных происходит за счет образования производных форм от глаголов, прилагательных и наречий: широко употребляются отглагольные существительные (измерить – измерение, делить – деление) либо существительные, выражающие отвлеченное значение (точный – точность, четко формулировать – четкость формулировки).              

  Своеобразно представлены в научной речи формы числа и падежа имен существительных. Большинство существительных употребляется только в форме единственного числа. Это связано с широким использованием отглагольных существительных, а также существительных, обозначающих названия химических элементов, веществ и т.д. Для научного стиля характерно употребление единственного числа в значении множественного, например: Лупа - самый простой увеличительный прибор; Ежегодно тысячи людей отправлялись в тайгу на охоту за соболем. В данных случаях существительные, обозначающие считаемые предметы (лупа, соболь), называют целый класс предметов с указанием их характерных признаков или имеют собирательное значение. При этом абстрактные и вещественные существительные в научном стиле обычно употребляются в форме множественного числа, приобретая конкретное значение (шумы в сердце, мощности, емкости и т. п.) или значение 'сорт', 'разновидность' (смазочные масла, активные кислороды, низкие температуры, белые и красные глины и т. д.).    

  Среди падежных форм чаще употребляются формы родительного падежа, которые выступают в функции определения, например: реакция соединения, попытка решения, температура плавления, норма литературного языка, язык межнационального общения, теорема Пифагора, аксиома параллельности, знак конгруэнтности фигур. После родительного падежа по частотности употребления идут формы именительного и винительного падежей; в составе пассивных конструкций распространены формы творительного падежа, например: открыт Менделеевым, установлен Ньютоном, определен Павловым.

    В научном стиле относительные прилагательные  представлены шире, чем качественные, например:  линейная алгебра, числовая прямая, циклическая группа. Полные формы прилагательных преобладают над краткими, так как для научной речи характерны атрибутивно-именные словосочетания: техносферная безопасность, пожарный рукав.              Краткие прилагательные могут выражать качественный признак предмета и рациональную оценку. Краткие прилагательные, употребляющиеся в именной части составного глагольного сказуемого широко используются в тезисах, например: Справедлива следующая теорема… Сумма двух чисел равна сорока . Только в научном стиле речи краткие прилагательные могут указывать на постоянный признак. Наиболее употребительными  являются краткие прилагательные: равен, вероятен, близок и др.   

        Сравнительная и превосходная степени используются достаточно редко. В основном это аналитические формы, например: погрешность менее высокого порядка, приближение с более высокой точностью , более сложный, более компактный, более инертный, наиболее простой, наиболее важный.  Причем превосходная степень обычно образуется путем сочетания положительной степени прилагательного и наречий наиболее, наименее; иногда используется наречие очень и почти не употребляется самый. Синтетическая форма пре­восходной степени с суффиксами -ейш-, -айш- в силу ее эмо­ционально-экспрессивного оттенка нетипична для научной речи, за исключением некоторых устойчивых сочетаний терминологического характера, например: мельчайшие частицы, про­стейшие организмы. Из синонимичных форм сравнительной степени повыше несколько (немного) выше употребляют­ся, как правило, вторые.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Какие имена существительные преобладают в научном стиле?

2. За счет чего происходит увеличение числа существительных?

3. Как представлены в научной речи формы числа и падежа существительных?

4. Какие падежные формы чаще употребляются в научных текстах?

5. Какие прилагательные преобладают в научном стиле?

6. Какой признак выражают обычно краткие прилагательные?

7. Какие формы сравнительной и превосходной степени употребляются в научных текстах?

Выполните данные упражнения:

Дата: 2019-02-25, просмотров: 468.