Тема 2 Языковые особенности научного стиля. Употребление специальной лексики в научных текстах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 1. Прочитайте текст «Употребление специальной лексики в научных текстах».

   Названные ранее стилевые черты определяют языковые особенности научного стиля.

  Весьма своеобразна лексика научной речи, состоящая из трех основных групп: общеупотребительных слов, общенаучных и терминологических слов, организующих научную мысль

   К общеупотребительной лексике относятся слова, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах. Здесь нет ни одного специального слова, между тем это научная речь. В любом научном тексте такие слова преобладают, составляют основу изложения. Благодаря общеупотребительной лексике, язык науки сохраняет связь с общелитературным языком. Слово в научной речи обычно называет не конкретный, индивидуальный неповторимый предмет, а класс однородных предметов. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлеченным значением. Например: Химия занимается только однородными телами. Береза относится к породе светолюбивых. Здесь каждое слово обозначает однородное понятие: химия, береза вообще, тела вообще.
    Общенаучная лексика – это непосредственная часть языка описания научных объектов и явлений. При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, процесс, базироваться, поглощать, абстрактный, ускорять, ускорение, приспособление и др.
Так, слово вопрос как общенаучное имеет значение «то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: К вопросу о валентности; Изучить вопрос; Узловые вопросы; Национальный вопрос; Поднять вопрос; Оставить вопрос открытым; Вопрос требует незамедлительного решения.

   Третья группа лексикитерминология. Терминология – это ядро научного стиля. Термины воплощают в себе основные особенности научного стиля и предельно соответствуют задачам научного общения.

 Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание.
Термин в отличие от общелитературных слов обладает строгим, четко очерченным значением. Благодаря этому он входит в систему понятий той науки, к которой принадлежит. И нередко системность терминов оформляется языковыми, словообразовательными средствами. Так, в медицинской терминологии с помощью суффикса -ит обозначают воспалительные процессы в органах человека. Например: аппендицит, бронхит, дерматит, гайморит, радикулит и др. Внутри одной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.

Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 процентов общей лексики данного стиля.        Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими, например: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика).

Общенаучные термины предназначены для того, чтобы выражать понятия, применимые ко всем областям научного знания. Это такие слова, как система, программа, категория, функция.  Межнаучные термины – это наименования базовых понятий, общих для определенного комплекса наук. Например, общетехнические, общебиологические, общефилологические и т.д. Например, термин «адаптация» используется как в биологии, так в педагогике и психологии.

  Узкоспециальные термины используются в определенных отраслях знаний. Например, слово «микропроцессор» связано с науками, занимающимися вычислительной техники. Узкоспециальные термины включаются в современные толковые словари, где их специальный характер отмечен особыми пометами. Помета спец. сопровождает все узкоспециальные слова в словаре Ожегова; пометами анот., биол., лингв , и т.д., указывающими на конкретную область употребления, - в словаре Ушакова и в академических словарях (в 4-томном и 17-томном). В этих словарях есть и помета спец ., которая используется в тех случаях, когда тот или иной термин трудно закрепить за какой-либо определенной областью науки или профессии. Большая часть узкоспециальных терминов в толковые словари не попадает. Полно и подробно термины той или иной отрасли знаний представлены в соответствующих отраслевых энциклопедических словарях (лингвистической, медицинском, философском). При общеупотребительных терминах специальные пометы, как правило, в словарях отсутствуют.

   Самой значительной группой в специальной лексике являются научные и технические термины, образующие разнообразные терминологические системы. К терминологической лексике относятся слова или словосочетания, используемые для логически точного определения специальных понятий, установления содержания понятий, их отличительных признаков. Следовательно, для термина (в отличие от не термина, т.е. любого слова вообще) основной характерной функцией является функция определения, называемая дефинитивной (лат. Definitio ‑ определение), а само терминологическое раскрытие содержания понятия дефиницией.   Точность обозначения понятия ‑ очень важное условие для того, чтобы люди в процессе труда понимали друг друга. Терминология - одна из самых подвижных, быстро пополняющихся частей общенародной лексики. Современные исследователи отмечают, что ускоряющиеся за последние десятилетия темпы научно-технической революции приводят к лавинообразному росту информации во всех областях знаний, производственной и научной деятельности. Это влечет за собой огромный рост новых понятий и соответственно их наименований.

Требования, предъявляемые к терминам:

 1. Точность, четкость в обозначении понятия.

2.В пределах каждой терминологической системы термин должен иметь одно единственное значение.

 3. В пределах одной терминологической системы не должно быть терминов-омонимов.

 4. Не следует употреблять в одном научном тексте термины-дублеты.

Способы образования терминов различны. Например, наблюдается терминологизация существующих в языке слов, т.е. научное переосмысление общеизвестного лексического значения.  Этот процесс идет двумя путями:  1) путем отказа от общепринятого лексического значения и придания слову строгого, точного наименования, например: сигнал в теории информации - «изменяющаяся физическая величина, отображающая сообщения»;  2) путем полного или частичного использования тех признаков, которые служат основой лексического значения слова в общенародном употреблении, т.е. наименование по сходству, смежности  и т.д., например: дырка - дефектный электрон в ядерной физике; драпри - разновидность формы полярного сияния; шейка - промежуточная часть вала машины и т.д. Заметим, что присущие словам с уменьшительными суффиксами экспрессивно-эмоциональные значения при терминологизации, как правило, исчезают. Ср. также: хвостик (у инструментов, приспособлений), лапка (часть станины машин; деталь приборов) и др.

Для образования терминов широко используется словосложение: атомоход, дымоуловитель, кривошип, токовращатель; способ аффиксации: литье, облицовка, созвездие, плавка, подогреватель; присоединение иноязычных элементов: авиа-, авто-, био- и др. Широко применяется способ терминологизации словосочетаний: элементарные частицы, первичное излучение, космические лучи, оптическая плотность, космическая медицина и др.  Распространение научно-технической терминологии, ее проникновение в разные сферы жизни приводит к тому, что в языке наряду с процессом терминологизации общеупотребительных слов наблюдается и обратный процесс - освоение литературным языком терминов, т.е. их искусствоведческих, литературоведческих, физических, химических, детерминологизация. Например, частое употребление философских, медицинских, производственных и многих других терминов сделало их словами общеупотребительными: абстракция, аргумент, диалектика, материализм, мышление, понятие, сознание; концерт, сюжет, стиль; амплитуда, аккумулятор, контакт, контур, реакция, резонанс; анализ, авитаминоз, диагноз, иммунитет, рентген; капрон, комбайн, конвейер, мотор; накал, спайка, отдача, фильтровка и др. Часто оказываясь в контексте с общеупотребительными словами, термины метафоризируются и теряют свое специальное назначение, например: анатомия любви, география подвига, склероз совести, инфляция слов.

Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в…, представляет собой…, состоит из…, применяется для … и пр.

Неупотребительны в научном стиле слова и устойчивые словосочетания с эмоционально-экспрессивной и разговор­ной окраской, а также слова ограниченного употребления (архаизмы, жаргонизмы, диалектизмы и т.д.).

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Из каких основных групп состоит лексика научной речи?

2. Какие слова относятся к общеупотребительной лексике?

3. Что такое общенаучная лексика?

4. Что такое термин?

5.  Какие бывают термины?

6. Какие требования предъявляют к документам?

7. Каковы способы образования терминов?

8. Что такое детерминологизация?

9. Какие фразеологические сочетания используют в научном стиле речи?

Выполните данные упражнения:

Упражнение 1. Охарактеризуйте словарный состав данного текста:

а) абстрактная лексика;

б) общеупотребительные и узкоспециальные термины;

в) происхождение терминов: терминологизация общеупотребительной




Дата: 2019-02-25, просмотров: 1154.