Задание 1. Прочитайте текст «Характеристика научного стиля речи»
Научный стиль принадлежит к книжным стилям русского литературного языка. Для него характерны такие особенности: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер речи, строгий отбор языковых средств, стремление к нормативности. Доминирующая функция научного стиля – познавательная.
Появление и развитие научного стиля связано с необходимостью описать и объяснить развитие научных знаний в различных областях жизни и деятельности. В России научный стиль начал складываться в первые десятилетия Х VIII века в связи с появлением научной литературы на русском языке и созданием русской научной терминологии. Значительная роль в формировании научного стиля речи принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам. К концу XIX века научный стиль в русском языке сложился окончательно.
В рамках научного стиля речи в зависимости от характера адресата и целей общения сформировались следующие подстили:
1) собственно научный, адресатом его являются ученые, а целью – получение нового знания о природе, человеке, обществе;
2) научно-учебный, адресат – новые поколения, цель – усвоение научной картины мира;
3) научно-технический, адресат – специалисты технического профиля, цель – применение достижений фундаментальной науки в практике;
4) научно-популярный, адресат – широкие слои населения, цель – повышение общего культурного уровня народа.
В научном стиле в письменной и устной речи существуют различные жанры, виды текстов: учебник, справочник, научная статья, монография, диссертация, лекция, доклад, аннотация, реферат, конспект, тезисы, резюме, рецензия, отзыв.
Главной особенностью, объединяющей подстили научной речи, является наиболее точное, логичное и однозначное выражение мыслей. В соответствии с этим выделяют следующие характерные черты научного стиля:
1) отвлеченность и обобщенность проявляются в том, что в научном тексте почти каждое слово выступает как обозначение отвлеченного понятия или абстрактного предмета – «скорость», «время», «количество», «качество», «закономерность» или общее понятие – « определение», «рассуждение». Часто подобные слова употребляются во множественном числе, например: «величины», «частоты», «широты», «скорости» и др. Используются специальные лексические единицы «всякий раз», «часто», «обычно», «как правило» и др., неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции, например: Для исследования этих процессов применяют два качественно различных и взаимно дополняющих друг друга метода. К таким программам относятся программы русификации клавиатуры.
2) Обобщенность и отвлеченность не означает, что научному стилю не свойственна образность. Часто образность проявляется в научных работах в области гуманитарного знания (литература, история, философия), в естественных науках (литературоведение, химия, геология). Образность научной речи – явление историческое. Свидетельство тому – стершиеся ныне термины-метафоры, которые были ярким образным средством выражения – «язычок», «пестик», «зонтик» (биология), «муфта», «гусеница», «лапа», «плечо», «хобот» (техника), «подошва», «хребет» (геология) и т.п.
3) Чаще других образных средств используется сравнение, так как оно является одной из форм логического мышления и призвано пояснить явление. В научном стиле сравнения точны, оформляются при помощи специальных средств (подобно, как), например: Такие молекулы, снующие в беспорядочном движении, ведут себя подобно мыши. (Эрик Роджерс «Физика для любознательных»). Автор старается дать наиболее точный рисунок процесса и прибегает к олицетворению. Присутствует и слово «подобно».
4) Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.
5) Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с точной лексико-семантической сочетаемостью.
6) Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.
7) Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.
8) Насыщенность фактической информацией. Необходима для доказательности и объективности изложения.
Научный стиль наиболее ярко проявляется в письменной форме речи, но с развитием просвещения и практики проведения научных конференций активно проникает, сохраняя свою специфику, и в устную речь. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
Задание 2. Ответьте на вопросы:
1. Какие особенности характерны для научного стиля?
2. Какую основную функцию выполняет научный стиль?
3. Какие подстили сформировались в рамках научного стиля?
4. Какие существуют жанры научного текста?
5. Что является главной особенностью научного стиля?
6. Какие характерные черты выделяют в научном стиле?
7. В чем наиболее ярко проявляется научный стиль?
Выполните данные упражнения:
Дата: 2019-02-25, просмотров: 455.