Упражнение 4. Сравните два отрывка. Сделайте вывод о  принадлежности  текстов  к разным  подстилям  научного стиля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                  МАЛАХИТ Сu2(ОН)2[СО3]    Название произошло от греч. «мальва», так как его цвет напоминает окраску листьев этого растения, или «малакос», что означает «мягкий».

    В химический состав малахита входят: СuО 71,9% (Сu 57,4%), СО2 19,9%, Н2О 8,2%. В очень небольших количествах устанавливаются также СаО, Fе2О3, SiO и др. Они, очевидно, обусловлены адсорбированными или механическими примесями посторонних веществ.

    Физические свойства малахита: цвет зеленый, черта бледно-зеленая, блеск стеклянный до алмазного, у волокнистых разновидностей шелковистый, твердость 3,5-4, хрупок, спайность средняя, удельный вес 3,9-4,1.

    Диагностическими признаками малахита является характерный зеленый цвет, а также часто наблюдаемые формы и радиальноволокнистое строение.

                                          МАЛАХИТ

   Этот камень должен считаться поистине русским, так как ни одно месторождение малахита (Австралия, Северная Америка) не может сравниться с богатством этого поделочного материала на Урале.            Очень значительная мягкость камня, казалось бы, не должна была давать ему распространения, однако густота и красота его зеленого тона, своеобразность и разнообразие оттенков и рисунков придают ему ту красоту, которая производит сильное впечатление как в Эрмитаже (вазы, столы), так и в Исаакиевском соборе (колонны) – в этих двух единственных в мире сокровищницах русского цветного камня.

            Малахит бывает различным по своему строению. Прежде всего, приходится различать два сорта: (1) ленточный, струистый разных тонов, преимущественно светлых, и особенно красивый (2) радиально-лучистый шелковистый сорт темно-изумрудного тона; к сожалению, его полировка очень трудна и непостоянна. Упражнение 5. Запишите 5—6 специальных слов, дифференцирующих близкие понятия (по любому из изучаемых учебных предметов). Упражнение 6. Дайте стилистическую характеристику приведенным фразеологическим выражениям. Составьте 5 предложений (на каждый тип речи), используя указанные фразеологические выражения. Иметь место, море по колено, командировочное удостовере­ние, делать из мухи слона, первая ласточка, семь пятниц на не­деле, с одной стороны... с другой стороны, между Сциллой и Харибдой, что называется, как говорится, целиком и полностью, утереть нос, таким образом, сводить концы с концами, заключительный аккорд, вилять хвостом. Упражнение 7. Приведите не менее 5 существительных с каждым из указанных ниже суффиксов, определите стилистическую окрашенность этих слов: -ств(о); -стви(е); -изм; -аци(я); -чик, -ик; -ишк(о), -ишк(а); -инк (а). Укажите, какие из этих слов чаще употребляются в публицистической речи, в научной, какие — имеют разговорный оттенок. Упражнение 8. Укажите, какова стилистическая окрашенность прилагательных, образованных: а) с помощью приставок между-, сверх-, анти-, внутри-; б) с помощью приставки раз-; в) с помощью суффиксов -оньк-(-еньк-); -ущ-; -ешеньк-(-ошеньк-), -охоньк-(-ехоньк-). Приведите примеры прилагательных с такими морфемами, составьте с ними предложения или подберите соответствующие примеры из литературы. Упражнение 9. В данном ниже тексте выявите типичные для научно-популярного  подстиля  особенности  в   использовании слов разных частей речи и их грамматических форм. Характер отдыха в наш инт..лектуальный век значительно изменился. Что требу...тся для нормального отдыха? Прежде всего тишина. Современные исследования показыва­ют, что человек вернувш...сь с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей. Предст...вление о полном отдых... часто выр...жается в желани... ни(о)чем не думать лежать спокойно как(бы) (в)полусне, по­зволяя свободно разбегаться своим мыслям. Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать только то, что диктуется внутр...ним к...призом (ни)чего запланированного серьезного. Полежать рассе...но подумать лениво побеседовать со знакомыми почитать легкий журнал. Такой отдых мож...т быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это дост...гается в общении с природой. Право на «ничегонеделание», сч...тавш...еся чуть(ли) не поро­ком еще (пол)века тому назад, теперь должно быть призн...но как необходимый эл...мент отдыха. П...сивный отдых как один из видов психической г...г...ены и сам...лечения совершенно н...обходим и его нельзя (не)дооцен...вать. (Ю. Макаренко.) Упражнение 10. Прочитайте отрывок из статьи Д. С. Лихачева. Можно ли на основании этого текста сделать вывод об особенности научного стиля речи?         БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ СО СЛОВАМИ 1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы. 2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность — только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы. 3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена. 4. Главное достоинство научного языка — ясность. 5. Другое достоинство научного языка — легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота. 6. Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть краткие, переход от одной фразы к другой — логическим и естественным, «незамечаемым». 7. Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать написанное вслух для себя. 8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляю­щие думать, к чему они относятся, что они «заменили». 9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном языке всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка. 10. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора. Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем разница. Не употребляйте слова впечатляющий. Вообще будьте осторожны со словами, которые сами лезут под перо,— словами-новоделами.  

                   

                     Интерактивные упражнения по теме

                             Научный стиль речи

Упражнение 1. Проанализируйте тексты, принадлежащие к научному стилю речи. В процессе анализа пользуйтесь планом:
Сфера применения (где может быть использован данный текст?).
Задачи речи (зачем текст составлен?).



Стилевые черты

Языковые средства (книжная и нейтральная лексика; терминология; морфология слов; характеристика предложений).

Жанр текста.

Методические рекомендации для преподавателя:

Задание предполагает обсуждение в группах. Цель задания – научиться выявлять специфические особенности текстов научного стиля речи.
Методика работы:

Студенты делятся на три подгруппы. Первая анализирует текст № 1, вторая – текст № 2 (в течение 10-15 минут); после чего представители групп знакомят с результатами своего анализа. Третья группа – эксперты. Их задача – оценить полноту и правильность ответов групп, соответствие плану, доказательность и логичность высказываний.
                                      Текст 1

ПОЛИМЕРЫ (от поли.. и греч. meros - доля, часть), вещества, молекулы которых (макромолекулы) состоят из большого числа повторяющихся звеньев; молекулярная масса полимеров может изменяться от нескольких тысяч до многих миллионов.  

По происхождению полимеры делят на природные или биополимеры (напр., белки, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук) и синтетические (напр., полиэтилен, полиамиды, эпоксидные смолы), получаемые методами полимеризации и поликонденсации. По форме молекул различают линейные, разветвленные и сетчатые полимеры, по природе - органические, элементоорганические, неорганические полимеры. Для линейных и разветвленных полимеров характерен комплекс специфических свойств, напр. способность образовывать анизотропные волокна и пленки, а также существовать в высокоэластичном состоянии.   

Полимеры - основа пластмасс, химических волокон, резины, лакокрасочных материалов, клеев, ионитов. Из биополимеров построены клетки всех живых организмов. Термин «полимеры» введен                          Й.Я. Берцелиусом в 1833.

                                           Текст 2

Научный стиль представляет собой информационное пространство функционирования научных речевых жанров. Основная функция речевых жанров научного стиля - информативная (сообщения).
Общее содержание функции научного стиля можно определить как объяснение, которое включает в себя закрепление процесса познания и хранения знания (эпистимическая функция), получение нового знания (когнитивная функция), передача специальной информации (коммуникативная функция).

Основные качества научного стиля подчеркнутая логичность, смысловая точность (однозначность выражения мысли), информативная насыщенность, объективность изложения, скрытая эмоциональность, обобщенно-отвлеченный характер изложения, использование отвлеченной лексики. Многочисленная терминология представляет именно этот лексический пласт. Отвлечённость и обобщённость лексического уровня ведёт за собой аналогическую черту морфологического уровня.




Дата: 2019-02-25, просмотров: 2251.