Методика организации пропедевтического периода обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В пропедевтический период выявляется имеющийся у учащихся 0-1-х классов запас дочисловых и числовых представлений: количественных, пространственных, временных, представлений о форме предметов, величине и размерах, а также умение считать (счет вербальный и конкретный), знание чисел и цифр, умение производить действия сложения и вычитания, реша ть простые задачи на нахождение суммы и разности (остатка).

Для изучения состояния знаний по математике используются дидактический материал, первые страницы учебника, предметы окружающей действительности, игрушки, картинки и т. д. Выявляются пространственные представления учащихся путем предъявления заданий практичес кого характера («Возьми карандаш в правую руку», «Придерживай тетрадь левой рукой», «Покажи верх (низ) доски», «Кто сидит ближе ко мне, дальше от меня?», «Сядь рядом с Сашей», «Встань между Надей и Витей»).

Необходимо выявить понимание признаков предметов, характеризующих их размер: большой - маленький, больше - меньше, равные по величине, длинный - короткий, длиннее - короче, равные по длине, высокий - низкий, выше - ниже, равные по высоте, широкий - узкий, шире - уже, равные по ширине и т. д. Выявление представлений учащихся о размерах предметов, понимание ими существенных признаков предметов вначале следует провести без использования дидактического материала, применяя знакомые для учащихся предметы окружающей обстановки, например: «Кто больше: кошка или ко рова?», «Что длиннее: класс или коридор?», «Что шире: дорога или тротуар (тропинка)?», «Что выше: дерево или куст?» и т. д. Если учащиеся не дают положительных ответов, то можно предложить для выделения существенных признаков предметов сами эти конкретные предметы, например: мячи — большой и маленький, линейки - длинную и короткую, ленты - широкую и узкую, шарики - металлический и пластмассовый (тяжелый, лег- кий) и т. д.

Учитель выявляет:

- умеют ли ученики считать, и в каких пределах;

- соотносят ли названия числительных с показом соответствующего ко личества конкретных предметов;

- может ли ученик начать счет с любого заданного числа и остановиться при счете в соответствии с

заданием учителя;

- каким образом ученики сравнивают между собой группы предметов (например, «Каких кругов больше: красных или синих?»);

- как сравнивают числа или располагают предметы друг под другом и определяют их количество на

глаз;

- могут ли учащиеся выполнить задание: «Возьми предметов столько же (больше, меньше), сколько

показывает учитель»;

- знают ли ученики цифры, могут ли назвать предъявляемые цифры по порядку и вразброс;

- могут ли соотнести цифру и число, а также цифру и то количество предметов, кото рое она обозначает.

Необходимо проверить знание геометрических фигур: умение отыскивать геометрическую фигуру по

образцу (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), умение назвать фигуру, показать названную учителем фигуру, начертить фигуру, не имея ее образца.

Учитель проверяет, в какой степени учащиеся справляются с решением примеров на сложение и

вычитание в пределах 10.

Проверяется умение решать арифм етические задачи на нахождение суммы и остатка в одно действие. Вначале предлагается решить задачу без пособий, а затем, если учащиеся с ней не оправляются, конкретизировать предметами или рисунком.

При изучении состояния арифметических знаний учитель обр ащает внимание на общее развитие

ребенка, на то, как он принимает помощь. Он устанавливает, насколько хорошо ребенок ориентируется в окружающей его обстановке, каково состояние его речевого развития, наличие общего и специального арифметического словаря, отмечает имеющиеся дефекты речи, над которыми в дальнейшем придется работать.

Не менее важно установить и степень развития моторики ре бенка. Несовершенство моторики, являющееся характерной чертой некоторых детей с ТНР, затрудняет овладение письмом, раб оту с дидактическим материалом, работу с линейкой.


Для пропедевтических занятий педагог составляет специальную про грамму, исходя из индивидуальных особенностей детей и требований общей программы по математике.

Целью уроков в подготовительный период является выявление, уточнение и развитие понятий о размерах, форме предметов, пространственных представлений учащихся, обогащение словаря уча щихся новой терминологией, активизация пассивного словаря, развитие речи, активизация их познавательной деятельности, формирование общеучебных умений и навыков.


Дата: 2019-02-25, просмотров: 476.