Процесс восприятия формы у дошкольников сложен, в него включается работа всех анализаторов, ведущую роль играют тактильно-двигательные ощущения, двигательный и зрительный анализаторы. С момента овладения речью в восприятии форм включается и рече-двигательный анализатор. У детей важно развивать восприятие формы предметов, это способствует:
- обогащению и совершенствованию их чувственного опыта,
- более глубокому познанию окружающей действительности,
- формированию отчётливых и правильных представлений о свойствах окружающих предметов (размер, цвет, форма),
- обогащению словаря (действия сопровождаются словами, обозначающими качества предметов),
- развитию мысли, смекалки, сообразительности,
- формированию простейших обобщений.
Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного восприятия. Представление о форме как границе между предметом и окружающим пространством возникает у детей очень рано. Исследования показали, что грудной ребёнок по форме бутылки узнаёт ту, из которой он пьёт моло ко. Ребёнок не может обобщить предмет по признаку формы, если нарушено привычное пространственное положение (не узнаёт квадрат повернутый на 45о). В таких случаях непосредственное сходство формы исчезает. Чтобы опознать квадрат нужно как бы мысленно повернуть его, что младший дошкольник сделать не может, т.к. практический опыт ограничен.
Младшие дошкольники опредмечивают геометрические фигуры как обычные игрушки и по аналогии с хорошо знакомыми бытовыми предметами называют их именами этих предметов (цилиндр - стакан, треугольная призма - крыша, два круга рядом - очки).
При обучении восприятие постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют геометрические
фигуры с предметами, а лишь сравнивают (цилиндр как стакан, треугольник как косынка). И только пото м геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с которыми сравнивают окружающие предметы (мяч, яблоко - это шар, тарелка, блюдце - круг). Геометрическая фигура выполняет роль образца, в соответствии с которой подбираются предметы.
Какую же роль при восприятии геометрической фигуры играет образец? Дети уже на втором году жизни свободно выбирают фигуру по образцу, но если фигуры предлагаются контрастные по форме (прямоугольник, треугольник; квадрат, полукруг).
Во многих психолого-педагогических работах доказано, что познание формы осуществляется не только
в процессе восприятия её зрением, но и путём активного осязания и называния словом. Совместная работа этих анализаторов способствует более точному восприятию формы предмета. Однако зрите льное восприятие предмета не удовлетворяет маленького ребёнка. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его, взять в руки. У детей дошкольного возраста наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов: чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и неточно определяют форму. При восприятии предмета более сложной формы схватывают лишь отдельные её свойства, а фигура в целом не опознаётся.
Исследования показали, что самостоятельно дети не могут познать особенности предмета, вычленить его форму. Изучение генезиса движений познающей руки показывают, что движение 3-летнего ребёнка похожи на хватательные, а не ощупывающие. В 4 года появляются ощупывающие движения ладонью. В 5 лет ощупывание двумя руками. В 6 - прослеживание контура фигуры с помощью кончиков пальцев.
Генезис движения глаз показывает, что у детей 3-5 лет движения глаз охватывают лишь внутренние области фигуры (размер). В 6 лет движение глаз по контуру фигуры, как бы моделирует её форму.
Постепенно практическое моделирование формы заменяется зрительным обследованием. Следует
учитывать следующие особенности, обусловленные особенностями развития детей: одни дети пытаются определить свойства предмета самостоятельно, потрогать его; другие предпочитают слушать взрослых, для них главное - слово. Исследования показали, что чем беднее сенсорный опыт, тем более поверхностны представления о предмете, конкретный образ схематичен. Необходимо, чтобы всегда за словом сохранялся чувственный опыт.
Знакомство с геометрической формой начинается с младшей группы. В этой группе дети знакомятся с кругом и квадратом. Каждая фигура познаётся в сравнении с другой. При первом знакомстве воспитатель показывает фигуру и не называя её просит детей найти на столах такую же. При ознакомлении с фигурами большое место отводится приёмам обследования осязательно -двигательным путём (обведение фигуры
пальчиком по контуру). При сравнении двух фигур воспитатель обращает внимание на уголки (фигура катится или нет). Затем можно предложить квадрат и круг меньшего размера, чем у воспитателя, но одного цвета, а затем и по цвету, и по размеру разные. Такие задания подводят детей к пониманию, что форма предмета не зависит от цвета и величины, геометрическая фигура может быть различного размера, цвета.
В этом возрасте детям предлагаются задания вида: возьми круг в правую руку, а квадрат в левую; назови, что в руке; найди пару; угадай, что в мешочке.
Закрепление данных знаний о геометрических фигурах можно проводить при решении задач из других
разделов программы. Например, в процессе формирования количественных представлений детей дошкольного возраста.
Дети среднего дошкольного возраста знакомятся с треугольником попарно сравнивая его с кругом и
квадратом. Используются те же приёмы обследования и комментирование: «Пальчик бежит, бежит, добежал до уголка, обвёл его и побежал дальше». У треугольника выделяют углы, стороны, считают их. С целью развития приёмов умственных действий детям предлагаются для сравнения треугольники, квадраты и круги одновременно.
Так же, как и в младшей группе берутся для сравнения большие и маленькие геометрические фигуры, сравниваются путём наложения (можно в возрастающем и убывающем порядке).
Можно проводить следующие игры: «Домино фигур», «Выкладывание узора», «Поручение» и др. Игры - упражнения: «Подбери колёса к автомобилю», «Подбери крышу к домику». Задания на группировку предметов.
В этой группе дети знакомятся с прямоугольником, на основе сравнения с квадратом, методом наложения. В дальнейшем прямоугольник можно сопоставлять с другими фигурами (например, с треугольником), сравнивая количество углов и сторон.
В средней группе воспитатель учит детей узнавать в окружающих предметах знакомы е формы, отвечать на вопросы вида: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки (сиденье стула, косынка и т.д.)?»
Работа ведётся в 2 этапа:
1) дети дают словесное определение формы без деталей,
2) дети определяют не только основную форму предмета, но и ф орму деталей. Можно предложить для этого игру «Геометрическое лото».
В этом возрасте детей знакомят с четырёхугольником - дают ромбы, трапеции, квадраты, прямоугольники. Предлагают посчитать углы, стороны и самостоятельно назвать их количество. Можно предлагать нарисовать в тетради фигуру с заданными данными или выложить её из палочек. В ходе выполнения таких упражнений дети знакомятся с понятием «вершина» - это та точка, в которой пересекаются стороны фигуры. Важное место в системе упражнений занимают задания на группировку геометрических фигур по количеству углов, сторон, вершин, а также на составление новой геометрической фигуры из 2-х данных (например, из 2-х треугольников собрать квадрат).
Для познавательного развития детей большое место отводится дида ктическим играм: «Кто больше увидит?», «Найди по описанию», «Подбери по форме», «На что похожа?» и др.
В подготовительной к школе группе геометрические представления детей углубляются и расширяются. Дети находят в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры. Например, предлагаются задания вида: найдите предметы в форме прямоугольника. Кто больше найдёт? В подобных заданиях можно не называть фигуру, а показывать карточку с её изображением.
Новоё образовательной задачей этого возраста является формиро вание у детей понятия «многоугольник». Для этого детям предлагается рассмотреть несколько многоугольников и ответить на вопросы вида: Сколько углов у фигуры? Сколько сторон у фигуры? Как можно назвать эту фигуру ? Как можно назвать все фигуры одним словом? Что нужно сделать, чтобы найти 6-угольник? Как мы узнаем, как называется эта фигура?
Дети подготовительной группы много работают с тетрадью, где выполняют различные задания по зарисовке и штриховке фигур, графические диктанты. Это способствует не только уточнению их представлений о фигурах, но и развивает мелкую моторику.
В подготовительной группе продолжается работа по видоизменению фигур. Например, дети отрезают (отгибают) углы одной фигуры, чтобы получить другую. Продолжается работа по группировке фи гур (по цвету, форме, размеру, количеству углов, количеству сторон).
Развитию приёма анализа способствуют задания: найди, какая фигура в ряду лишняя? Какой фигуры не хватает?
В подготовительной группе даётся много задач -головоломок. Например, собери из 7 палочек 2 квадрата; собери прямоугольник из 6 палочек; из 5 палочек собери 2 треугольника и 1 квадрат. Эти задачи способствуют развитию сообразительности, памяти, гибкости мышления. Можно использовать логические задачи на поиск недостающих фигур. Например, «Какие геометрические фигуры нужно начертить вместо знака вопроса?».
Особое место занимают игры по составлению из геометрических фигур плоскостного изображения предметов, животных, птиц, и т.д. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а предста вляют собой части разрезанной определённым образом фигуры (квадрата, эллипса, круга, прямоугольника). Детей увлекает результат выполнения задания: составь увиденное на образце или задуманное. Например:
«Танграм» «Пифагор» «Волшебный круг»
Дата: 2019-02-25, просмотров: 566.