Особенности формирования количественных представлений у детей с нарушениями речи в разных возрастных группах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа воспитания в детском саду предусматривает обучение счету детей дошкольного возраста начиная с 3 лет. Развитие количественных представлений являетс я одним из важных разделов в системе дошкольного воспитания. Обучение счету способствует полноценному психическому развитию каждого ребенка, формирует и развивает его логическое мышление, память, внимание.

Счетные операции сопровождают почти всю практическую деятельность ребенка -дошкольника.

Обучение детей счету требует определенной системы и последовательности в работе.

Нарушение полноценного речевого общения у детей-логопатов отрицательно влияет на развитие их словесно-логического мышления, на основе которого формируются количественные представления. Неполноценность словесной речи и тем более ее отсутствие затрудняют развитие восприятия и наглядного познания действительности, что снижает возможности практической деятельности ребенка-логопата. Например, алалики нередко не могут понять количественные отношения между предметами, не усваивают их числовые обозначения. У детей, имеющих различные нарушения речевой функции, значительно ослаблены психические процессы: у них могут наблюдаться неустойчиво е, поверхностное внимание, плохая память, быстрая утомляемость. Это, в свою очередь, влечет за собой недоразвитие логического и абстрактного мышления. Без целенаправленного обучения детей счету их количественные представления могут оставаться на уровне ра зрозненных конкретно-образных восприятий. Эти дети затрудняются при вос - приятии образа предмета в целом (цвет, форма, величина), не улавливают его особенностей при сравнении с другими предметами. Сложные формы восприятия, требующие весьма тонкой дифференцировки, у детей-логопатов более задерживаются в развитии, чем простые. Например, понятие «круглый» дети - алалики относят только к одному-двум предметам: к мячу, шару.

Выполнение детьми практических заданий, требующих предметно-количественных действий, позволяет постоянно повышать их интеллектуальный уровень. Формирование числовых понятий требует привлечения различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического (хлопки в ладоши, притопы и отсчитывания услышанных звуков, отсчет предметов на ощупь и т. п.), развитие которых подготавливает ребенка к постепенному овладению навыками здоровой речи.

Обучение счёту благоприятно влияет на развитие сложного абстрактного мышления, особенно одной из его сторон — пространственно-количественного анализа.

В условиях лечебно-педагогической работы с детьми- логопатами обучение счету имеет задачу не только максимально развить их интеллектуальные возможности, но и оказать прямое влияние на формирование у них правильной речи.

Взаимосвязь занятий по обучению счету с закреплением полученных речевых навыков выражается в

следующем:

а) словарный запас детей-логопатов обогащается за счет слов и словосочетаний, выражающих количественные отношения между предметами, без которых невоз можно обучение счету, например: больше — меньше, сколько получится (останется), отнять — прибавить;

б) речь ребенка обогащается за счет использования не только уже знакомых слов и выражений, но и других количественных отношений между предметами, что способствует развитию и углублению понимания значения слов, закреплению их в повседневном речевом общении;

в) на занятиях по обучению счету используются и закрепляются навыки самостоятельной фразовой речи.

Таким образом, изучение количественных отношений между предметами не только помогает ребенку -

логопату лучше усвоить их название и числовое обозначение, но и способствует активному использованию этих понятий в самостоятельной речи.

Знания и навыки по счету имеют широкое применение на занятиях по ручному труду, ритмике, лепке, рисованию, аппликации и др. Следовательно, и правильная речь ребенка формируется и развивается не только на логопедических занятиях, но и на разнообразных занятиях с воспитателем.

Итак, при обучении детей-дошкольников счёту с различной речевой патологией приходится разрешать


три основные задачи: во-первых, содействовать развитию интеллектуальных способностей ребенка, его логического мышления; во-вторых, активно содействовать оздоровлению речи и, наконец, в-третьих, готовить ребенка к практической деятельности, необходимой для дальнейшего обучения в школе.

Изучение особенностей интеллектуального развития детей-логопатов позволило наметить основные задачи и определенный объем материала по обучению счету в зависимости от характера речевых нарушений и времени пребывания ребенка в специальном учреждении.

Усвоение материала по счету детьми-логопатами дошкольного возраста проводится преимущественно через их игровую деятельность с использованием обширного наглядного материала. Здесь важно оформить представление о количественной совокупности предметов, состоящей из отдельных однородных элементов, научить детей видеть равенство и неравенство различных групп предметов, находить много предметов и один в окружающей среде (сначала в специально подготовленной, а затем и в любой обстановке: в комнате, на прогулке и т. д.).

В развитии логического мышления и речи ребенка -логопата большое значение отводится ознакомлению с простой задачей, содержание которой основывается на знакомом детям речевом материале. При обучении детей-логопатов решению простых задач обязательным является широкое использование наглядного материала. Тематика задач должна отражать события, близкие и знакомые детям, связанные с их игровой и трудовой деятельностью. Весь речевой материал, входящий в задачу, должен отрабатываться заранее, только тогда можно обеспечить сознательное решение задач. Можно вос - создать ситуацию задачи в действительности, например: «У Тани 2 карандаша, Галя дала ей 1 карандаш. Сколько карандашей у Тани?» С этой же целью можно привлечь иллюстрации в отдельных книжках или сюжетных картинках.

Постепенность в овладении детьми простой задачей осуществляется в несколько этапов.

1. Решение наглядных задач. На подготовительном этапе детям предлагают определить результат сложения или вычитания, используя при этом наглядные действия на различных предметах. Например, воспитатель приносит коробку, берет 2 кубика. Сначала показывает, что коробка пустая, потом кладет в нее кубики. Спрашивает, сколько кубиков в коробке. Дети отвечают (безречевые ялалики показы вают на пальцах). Затем воспитатель показывает еще один кубик и спрашивает: «Сколько?» Дети отвечают: «Один». Этот кубик воспитатель кладет в коробку и спрашивает: «Сколько там?» Дети отвечают.

2. Решение задач-инструкций. Воспитатель предла гает детям выполнить ряд поручений, например:

«Коля, возьми две машины. Поставь в гараж». Ребенок выпол няет, воспитатель спрашивает у детей, что сделал Коля. Дети отвечают. «Миша, возьми одну машину, и поставь ее в гараж». Ребенок выполняет. Воспитатель предлагает закрыть дверцы игрушечного гаража и спрашивает: «Сколько машин в гараже?» Дети отвечают.

Таким образом объединяется материал речевых за нятий с обучением счету.

3. Решение задач, условия которых даются в готовом виде. Условие задачи определяется уже в словесном оформлении на основе материала, используемого в предыдущие речевые периоды. Эта работа проводится с детьми-логопатами в период активного закрепления полученных речевых навыков.

При разборе задачи важно, чтобы дети: 1) усвоили ее смысл, поняли отличи е от рассказа, загадки; 2) усвоили структуру задачи (условие и вопрос); 3) поняли, что в задаче отражаются только количественные отношения между предметами; 4) поняли вопрос задачи.

Надо научить детей словесно оформлять арифметические действия, например: «К двум флажкам

прибавить один флажок — получится три флажка» и т. п.

Анализ условия задачи лучше проводить с помощью подвижной картины (на листке картона изображены две вазы — большая и маленькая, в них делают прорези: по десять на каждой вазе; в эти прорези вставляют изображения предметов: яблок, груш и т. д.). Дети перекладывают изображения предметов из одной вазы в другую соответственно требованиям условия задачи.

Обучение детей-логопатов счету требует систематической последовательности в работе с каждой из групп на различных этапах лечебно-педагогической работы с ними.

Практический материал по обучению счету детей-логопатов составляется в зависимости от их интеллектуальных возможностей:

1) для детей-логопатов со сниженным интеллектом;

2) для детей-логопатов с интеллектом, приближенным к норме. Этот же материал можно


использовать при обучении счету заикающихся дошкольников, но с учетом специфики речевой работы с ними на определенных речевых этапах.

Для детей-логопатов со значительной задержкой интеллектуального развития первый период обучения счёту рассчитан примерно на 2 месяца, так как внача ле воспитатель должен выявить уровень знаний и представлений о количестве у каждого ребенка. Практичес кий счет в игре вызывает у детей живой интерес и желание научиться считать. Однако употребление числительных может быть детям длительное время недоступно из-за грубых нарушений произношения. На данном эта пе нет необходимости заставлять детей заучивать трудные в произношении слова -числительные; важно, чтобы ребенок научился производить практические действия с разным количеством предметов, научился составлять множество из однородных предметов, воспринимал количество звуков в пределах двух. В этот период формируются понятия «много» и «один». Дети должны: 1) различать много одинаковых предметов и один в специально подготовленных занятиях и в окружающей среде; 2) воспроизводить хлопками услышанное количество звуков, движений (в пределах двух), например: «Хлопни столько раз, сколько я постучала или сколько раз я подняла руку»; 3) уметь воспроизводить простейшие ритмы из двух звуков; 4) уметь сравнивать группы предметов путем приложения предметов одной группы к предметам другой (в пределах двух), например:

«Каждому зайчику дай морковку». Широко используются дидактические игры, способствующие

закреплению понятий «много» - «один» и вообще развитию количественных представлений у детей.

В первый период возможно использование искаженных форм слов-числительных; надо научить детей отвечать на вопрос «Сколько?» указанием на количественные отношения между предметами. Дети должны сами участвовать в формировании понятия множества предметов, причем эти упражнения проводят с различными игрушка ми: с куклами, машинами, утками, кубиками, с игрушечной посудой и др. Важно показать детям, что каждая группа предметов состоит из отдельных предметов — это подготавливает детей к дальнейшим счетным операциям. На последующих занятиях с целью закрепления понятий «много», «один» проводят сюжетные игры «Идем в лес за грибами» или «В сад за яблоками», игра с кубиками «Построим дом». Целью этих занятий является воспита ние умения видеть образующие части. Так, например, дом складывают все дети (по одному кубику кладет каждый ребенок). Получается много кубиков — целый дом. Если убрать один кубик, например «трубу», дом оказывается недостроенным.

Когда дети будут в речи использовать понятия «много», «один», можно провести занятие по закреплению этих понятий в повседневной окружающей обстановке (научить детей находить много предметов и один предмет). Затем дети учатся соотносить количество предметов с разноцветными кружками, полосками, отбирая много и один, и, наконец, представление о количестве «один» закрепляется с помощью зрительного образа — цифры 1.

Повторение и закрепление количественных представлений следует проводить на занятиях по лепке, аппликации, рисованию и в повседневной жизни ребенка. Например, на прогулках составлять букеты из цветов, листьев (каждый принесет «один» цветок — получится «много» — букет) или во время дежурства, накрывая на стол, предложить ребенку проговорить: одна тарелка, одна ложка, одна вилка и т. д., а на всех столах много тарелок, много вилок, много ложек и т. д.

Надо требовать от ребенка употребления этих слов, соотнося их с различными количественными группами предметов. У детей с задержкой интеллектуального развития необходимо как можно больше воздействовать на развитие их логического мышления, используя неодно кратный показ и повторение одинаковых ситуаций с различением предметов по их количеству на о снове их практических работ. Воспитатель - занимается с детьми составлением количественных групп из отдельных предметов (кубики, карандаши, мячи, палочки и т. п.). Орга низованные наблюдения помогают видеть равенство и неравенство количественных групп предметов, находящихся близко друг от друга или на различном расстоянии друг от друга (деревья, дома, игрушки). Дети усваива ют понятия «много», «мало». Овладение детьми про- странственными представлениями «здесь», «там» помогает в формулировании у них фраз типа «Здесь деревья», «Там дома» и т. п.

Умение выделять один предмет из количественной группы однородных предметов формируется в сопоставлении на конкретном материале (наблюдения за количеством предметов в комнате, во время игр детей). Нужно, чтобы дети согласовывали слова «много» и «один» с существительными (например, один мяч, много флажков и т. п.), понимали значение вопроса «Сколько?» и при ответах умели правильно отвечать, например: «Здесь одна чашка», «Там много чашек» и т. п. Счет должен войти в п рактическую


жизнь детей, во все занятия и игры. Важным моментом этого периода является переход к изучению состава числа 2 из единиц. Понятие о составе числа дается в игровой форме, ис пользуется наглядный материал, от практического счета дети переходят к отвлеченному счету различных предметов в пределах двух с проговариванием числительных.

Второй период обучения счету (3 - 4 месяца) предполагает закрепление количественных представлений в пределах трех; основная задача - научить детей считать множества (предметы, звуки, движения в пределах трех). Дети должны называть числительные по порядку, указывая предметы счета («один флажок», «два флажка», «три флажка») и называя итог всей пересчитанной группы («всего три флажка»). Дети учатся отсчитывать предметы по названному числу из большого количества («Отсчитай три кубика»). Надо научить детей определять количество предметов не только зрительно, но и по осяза нию (проводится игра «Волшебный мешочек»). Важно, чтобы дети запоминали указанные количества предметов при выполнении поручений: принести столько-то, найти столько-то и др., запоминали итоговое число после счета. Постепенно от пересчета конкретных предметов, игрушек дети переходят к счету различных предметов, изображенных на картинках. Закрепление состава числа проводится на картинках, где изображены животные, деревья, грибы, флажки, с переходом к более отвлеченным формам (разноцветные полоски, кружки). Так абстрагируется понятие о числе. На занятиях используется разнообразный наглядный материал (флажки, грибки, елочки и др.), изменяется игровая тематика, которая направлена на расширение словарных возможностей и использование детьми коротких фраз. Особое внимание уделяется развитию умения детей считать предметы по осязанию, считать звуки, воспроизводить заданное количество движений.

В третьем и четвёртом периодах (5 - 6 месяцев) проводится за крепление количественных представлений в пределах четырех - пяти. Изучается состав этих чисел. При переходе к изучению группы предметов из четырех - пяти надо показать детям, что число не зависит от конкретного содержания предметов, от их размера, цвета, расположения в пространстве. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать устойчивыми и прочными навыки счета в этих пределах у детей при помощи различны х анализаторов (зрения, слуха, кинестетических ощущений). В этот период начинается составление с детьми наглядных ситуационных задач. Например, воспитатель просит ребенка: «Лена, подойди ко мне и поставь на стол два кубика. А Толя поставит с другой стороны один кубик. Давайте теперь расскажем, что мы сделали». Так составляется и решается задача. Подобны е задачи надо широко использовать в жизни детей: на прогулке (составление букетов из листьев, цветов; строительные и подвижные игры), в группе (проведение дежурств, различные игры, трудовое воспитание).

Игровая тематика занятий постоянно видоизменяется в зависимости от словарных возможностей детей данной группы.

Поскольку детям с задержкой интеллектуального развития приходится обычно преодолевать и

значительные речевые трудности, мы сочли наиболее целесообраз ным в условиях логопедического учреждения развивать у детей количественные представления только в пределах пяти.

Предполагается, что дети-логопаты с интеллектом, приближенным к норме, уже имеют основные

сведения о количестве, умеют пересчитывать множество предметов в пределах пяти и составлять грушу из требуемых предметов по заданному числу. Поэтому в первый период примерно в течение 2 месяцев с ними уточняются и развиваются количественные предс тавления в пределах пяти. Изучается состав чисел и их цифровые обозначения в пределах трех.

На этом же этапе целесообразно ознакомить детей с решением наглядных задач в пределах трех.

Во втором периоде основной задачей является изучение состава чисел в пр еделах четырех-пяти. Начинать занятия, надо обязательно с закрепления состава числа в пределах трёх, напомнить детям, что данное число можно разделить на две группы; например, «на столе стоят две чашки, а в буфете - одна; объединив их мысленно, дети говорят, что всего три чашки (если две перенести в буфет, там их будет три). Таким же образом составляются две группы предметов в пределах четырех - пяти.

Дети знакомятся с печатными цифрами; запомина ние их происходит постепенно, в различных играх и

занятиях; например, детям предлагают показать количество игрушек в соответствии с цифрой или предметы, или прыгнуть соответствующее число раз и др. Дети знакомятся с геометрическими формами (треугольник, квадрат, круг).

В этот период продолжается знакомство с простой задачей путем решения детьми задач-инструкций.


В третий - четвёртый периоды происходит знакомство детей с задачей в готовом словесном оформлении. Сначала надо познакомить детей со структурой задачи (условием и вопросом); воспитатель повторяет задачу и составляет ее.

Первую задачу воспитатель составляет на основе того, что по его заданию делает ребенок. Например, воспитатель предлагает Пете подойти к столу, взять три флажка: один — в правую руку, остальные - в левую. Дети объясняют, как у Пети получилось число 3. На наглядных примерах дети составляют рассказ-задачу. Когда дети усвоят процесс составления задачи, надо обратить их внимание на существование в ней двух частей: описания действия и вопроса. От детей необхо димо требовать объяснения того, как был найден ответ при решении задачи. В этот период закрепляются поня тия

«прибавить», «отнять», «получится». В это время дети-логопаты, уже имея достаточную словесную речь, могут сами придумывать задачи, целью которых является тренировка и закрепление полученных речевых навыков. Дети изучают состав чисел от 6 до 10.

Заикающиеся дети, как правило, имеют интеллект, соответствующий норме, поэтому при обучении их счету можно использовать программу для детей-лотопатов с интеллектом, приближенным к норме.

Дети - логоневротики в логопедическом учреждении на ходятся 3-4 месяца, поэтому содержание программы по обучению счету должно быть направлено, в основном, на развитие и упорядочение имеющихся знаний детей о количестве в пределах 10 и одновременно служить оздоровлению речи заикающегося дошкольника. В работе с заикающимися дошкольниками большое место отводится двигательным упражнениям с использованием элементов счета, а также тренировке речи в задачах - драматизациях, в самостоятельном составлении задач по предметным картинкам.

Особенностью проведения занятий по счету с заикающимися дошкольниками является строгое соблюдение определенных требований к речи детей в зависимости от речевого периода и речевых возможностей каждого ребенка. При обучении счету заикающихся дошкольников важно учитывать периодичность речевых этапов, взаимосвязь каждого предыдущего периода с последующим, постепенное усложнение речевого материала с переходом к активной самостоятельной речи. Занятия по счету должны способствовать развитию у заикающихся детей правильного речевого дыхания, моторики, неторопливого темпа речи, слитности произношения слов и т.д.

Все занятия по счету, с заикающимися дошкольника ми должны всегда отражать специфику каждого речевого периода. Так, например, на этапе сопряженно-отраженной речи воспитатель ограничивает речь детей повторением простых однотипных фраз; в период рас сказа заикающийся дошкольник по заданию воспитателя самостоятельно составляет содержание задачи на основе тех же выполняемых действии. В период спонтанной речи детям предлагают сюжеты с игрушками, на основе которых заикающиеся придумывают и решают задачи. По усмотрению воспитателя используются и сюжетные картины с вставными фигурками (тематика картин отражает разделы программы родного языка). Например, картина

«Лес» с вставными грибами, цветами, деревья ми, животными или «Новогодняя елка» и др.

Детям можно предложить слепить из пластилина или нарисовать самим задачу, но с определенными числовыми данными. Затем дети по рисункам или макетам из пластилина могут «отгадывать» задачи друг друга, т. е. по их рисункам рассказывать. В ответах детей обяза тельно надо предусматривать больше самостоятельной речи, без подсказки воспитателя. Так же можно учить детей самостоятельно составлять задачи по сюжетным картинкам; например, на тарелке нарисовано 4 яблока, девочка ест одно яблоко, или на ветке сидят 4 птицы, летит еще одна и т. д.

С целью тренировки, речи заикающихся дошкольников в эмоциональной обстановке можно давать задачи- инсценировки; например, все дети - зайцы выбирают одного - волка. Волк ловит зайцев, не успевших занять свой домик. Затем детям предлагается составить и решить задачу. Полезно предложить детям творческие игры с игрушками. Например, организовать аэродром, горку и др. с определенным числом предметов. Можно устроить соревнование лодочек (наливают в таз воду, дети пускают свои лодочки в таз и дуют на них; затем составляется задача: сколько лодочек вышло вперед; сколько отстало и т. п.). На основе своих действий дети придумывают задачи. В играх речь детей приобретает большую эмоциональность, что позволяет эффективнее закреплять навыки здоровой речи в повседневной обста - новке.

От составления задач на конкретно-образном материале постепенно переходят к задачам на

заданную тему. Например, воспитатель предлагает придумать раз ные по содержанию задачи про


строителя, врача, повара и др.

Намеченный объем материала по обучению счету детей-логопатов следует рассматривать как ориентировочный, и его распределение в программе по периодам дается условно. Последовательность использования материала должна строиться в зависимости от овладения детьми предыдущим разделом.

 






Пример программы коррекционно-развивающего обучения счётной деятельности детей дошкольного возраста на логопункте (для детей-логопатов со сниженным интеллектом)

I период (2 месяца).

1. Выявить речевые и интеллектуальные возможности каждого ребенка при подготовке детей к восприятию различных количественных групп предметов.

2. Сформировать понятия: «много», «мало», «один».

3. Сформировать у ребенка представления о количественной груп пе предметов, состоящей из двух каких-либо предметов.

4. Научить детей считать предметы в пределах двух (предметный счет) на наглядном материале; числа и цифры I, 2. Умение узна вать печатные цифры и соотносить их с количеством предметов.

5. Воспроизводить количество хлопков, отстукиваний в пределах двух.

6. Ввести количественные понятия «один», «два» во фразовую речь детей («здесь два карандаша»,

«там два шара» и т. п.).

II период (1,5—2 месяца).

1. На конкретном материале дать ребенку представление о  количественной             группе, состоящей из 3 предметов.

Число и цифра 3. Состав числа 3. Учить детей отсчитывать и вы кладывать, приносить определенное количество предметов по образцу в пределах трех, за тем по названному числу (предметы отсчитыва ются ребенком из большего количества). Например, «отсчитай столько флажков, сколько кубиков поставили»,

«отсчитай и принеси столько мячей, сколько кружков на этой карточке»; затем «принеси два флажка, три флажка, один флажок» и т. п.

2. Сложение и вычитание в пределах трех на конкретном материале (карандаши, флажки, мячи,

кубики и т. п.); затем можно считать палочки, кружки, на счетах.

3. Решение простых задач с использованием наглядных ситуаций в пределах трех (пок аз и обыгрывание).

4. Развивать слуховое внимание у детей. Учить воспроизводить заданное количество хлопков и отстукиваний, учить считать звуки на слух в пределах трех.

III период (1,5—2 месяца).

1. Сформировать у ребенка представление о количестве из четы рех предметов. Число и цифра 4. Состав числа 4.

2. Сложение и вычитание в пределах четырех на конкретном ма териале. Знакомство с понятиями

«прибавить», «отнять», «получится».

3. Научить детей словесно оформлять свои действия, например: к трем флажкам прибави ть один флажок, получится четыре флажка; от двух кубиков отнять один кубик, останется один кубик и т.п.

4. Использовать количественное понятие числа 4 во фразовой речи детей, способствовать с помощью пересчета различных предметов расширению активного слова ря.

IV период (1,5—2 месяца).

1. Познакомить с количеством предметов в пределах пяти. Число и цифра 5. Состав числа 5.

2. Сложение и вычитание в пределах пяти на предметном материале с постепенным переходом к палочкам и счетам.

3. Уметь различать предметы по величине, объему. Понятия: «большой», «маленький», «длинный»,

«короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий» (широко использовать наглядный материал, поделки и игры детей с предметами различной величины и формы).

4. Закрепление у детей полученных навыков счета в пределах пяти с использованием речевых возможностей детей (давать детям больше речевых игр на счет и практического материала, требующего знания о количестве предметов, широко использовать момент закрепления счета во время трудовых процессов у детей, в лепке, рисовании, аппликации и др.).


Расширять активный словарь детей, развивать отвлеченное мышление и фразовую речь на материале их практических наблюдений за окружающими предметами (прогулка, труд, игры с включением количественных представлений).

5. Развивать фразовую речь детей при разборе и решении прос тых задач-инструкций в пределах пяти на наглядном игровом и ситуативном материале.

Пример программы коррекционно-развивающего обучения счётной деятельности детей дошкольного возраста на логопункте (для детей-логопатов с интеллектом, приближенным к норме, и для заикающихся дошкольников)

I период (1,5—2 месяца).

1. Выявить имеющиеся у детей представления о количестве путем составления ими количественных групп предметов из пяти.

2. Выполнение детьми задач-инструкций на предметном материа ле в пределах пяти.

3. Пересчет предметов и отвлеченный счет в пределах пяти. За креплять навыки слитного произношения двух-трех числительных на одном выдохе (для заикающихся дошкольников). Учить детей считать и пересчитывать количество предметов: счет на слух, счет движений, счет по осязанию, отсчет предметов на палочках и счетах в пределах десяти,

4. Число и цифры 1, 2, 3. Состав этих чисел.

5. Решение наглядных задач и задач-инструкций в пределах трех.

II период (2 месяца).

1. Всестороннее использование счетного материала для воспита ния и закрепления навыков правильной речи с помощью предметных картин с подвижными фигурами (в пределах пяти).

2. Числа и цифры 4, 5. Состав чисел 4, 5.

3. Сложение и вычитание в пределах пяти на конкретном материале.

4. Составление ситуативных задач в пределах пяти. Умение вы делять в задаче вопрос.

III период (2 месяца).

1. Числа и цифры 6, 7. Состав чисел 6, 7.

2. Сложение и вычитание в пределах шести-семи на предметном материале.

3. Составление задач по предметным картинкам в пределах пяти. Умение самостоятельно составлять условия задачи на основе наглядного материала (выполнение задач-инструкций, пересказ сюжета предметной картины к данной задаче).

IV период (2 месяца).

1. Числа и цифры 8, 9, 10. Состав чисел 8, 9, 10.

2. Сложение и вычитание в пределах десяти на предметном ма териале.

3. Самостоятельное составление простых задач в пределах пяти на основе обыгрываемых детьми действий, творческих игр с игрушками.

Широко использовать на занятиях по счету пройденный речевой материал, по возможности включая его в счетные операции.

Примечание. В зависимости от подготовленности и интеллектуальных возможностей детей, а также продолжительности срока их пребывания в стационаре можно ограничиться формированием ко - личественных представлений у детей в пределах пяти либо продол жить изучение количественных групп в пределах десяти.


Дата: 2019-02-25, просмотров: 926.