Особенности формирования представлений о величине у детей с нарушениями речи в разных возрастных группах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ознакомление с величинами является одной из задач сенсорного и умственного воспитания. Адекватное

восприятие величины требует практического оперирования предметами, развитие глазомера, включение в процесс восприятия слов, участие мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Умение выделить величину как свойство предмета, дать ей название важно для познания каждого

предмета в отдельности, для понимания отношения между ними. Это способствует появ лению у детей более полных знаний об окружающей действительности. Формирование представлений о величине создаёт чувственную основу для овладения величиной как математическим понятием в школе. Наблюдая за деятельностью взрослых, дети часто сталкиваются с измерением. Отражая труд взрослых в сюжетно-ролевых играх «Ателье», «Магазин» дети воспроизводят действие измерения, которое обогащает содержание детских игр.

Потребность в простейших измерениях возникает у детей в практических делах - сделать одинаковые по длине, ширине грядки, встать по росту друг за другом, кто прыгнул дальше, чья постройка выше.

Научившись правильно измерять, дети смогут использовать свои знания на занятиях по ИЗО, в процессе труда. Овладение измерением совершенствует глазомер. Развитый глазомер является основой многих практических навыков и умений и требуется людям разных профессий.

Овладение измерением способствует развитию всех видов мышления (наглядно -действенного, наглядно- образного, логического). Особенно активизируется причинное мы шление (Что будет, если взять другую мерку? Чем больше мерка, тем меньшее количество раз нужно их взять).

Способы и результаты измерения выражаются в речевой форме. Воспитатель создаёт ситуации, в которых ребята должны доказать правильность своих суждений.

Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности (осознание цели, правил, последовательности действий, точность и аккуратность при выполнении задания), на формирование мелкой моторики.

Измерение способствует совершенствованию счётной деятельности и формированию понятия числа. На основе измерения познаётся новая функция числа. Закрепляются знания по всем разделам программы (отношение целого и части, измерение сторон геометрических фигур, сложение и вычитани е).

В детском саду обучение измерению ограничивается условными мерками, представление о величине гораздо конкретнее нежели у учащихся. Но данные знания помогают обогатить представления о величине и подготовить ребёнка к школе.

В младшем дошкольном возрасте наблюдаются следующие особенности восприятия детьми величины предметов.

- Малыши прочно закрепляют признак величины на конкретных примерах. Например, говорят: «Моя кукла больше», «Нет, наша собака больше».

- С трудом овладевают относительностью величины. Напр имер, ребёнку предлагают поставить 5 игрушек уменьшающихся по величине. После выполнения задания, предлагают показать самую большую игрушку. Ребёнок верно показывает. Но если убрать эту игрушку и спросить: «Где теперь самая большая игрушка?», ребёнок ответит: «Вы её спрятали».

- Не соотносят размеры предметов. Например, затрудняются посадить большого мишку на маленький стул и наоборот.


- Не выделяют величинные параметры (длина, ширина и т.д.) Например, определяя самый высокий, выбирают самый большой предмет.

- Путают длину и другие параметры. Например, вместо тонкая говорят узкая.

- Не видят отличий по величине, если различия выражены не ярко.

- Не понимают слова «величина».

При формировании понятия «Величина» в младшей группе предусмотрено попарное сравнение предметов по одному из признаков (длина, ширина, высота). Результат сравнения отражается в речи (длиннее, короче, одинаковые и т.д.) Основное требование к дидактическому материалу - яркая выраженность сравниваемых признаков. Например, сравниваются деревья, дома, дети разного роста. В групповой и индивидуальных формах организуется работа с полосками бумаги. В начале берутся полоски разные по цвету и с помощью них дети овладевают таким способом сравнения длины как наложение. Воспитатель должен показать приём сравнения: совместить концы полосок и сделать вывод о том, что длиннее тот предмет, один конец которого выступает. Другим способом сравнения (приложением) дети овладевают, работая с полосками одинакового цвета. Обучение этим способам сравнения ведётся постоянно. Рекомендуется придерживаться следующей последовательности ознакомления с величиной: сначала рассматриваются контрастные величины (большая - маленькая, длинная - короткая, широкая – узкая, высокая – низкая), затем равные.

При сравнении необходимо учить детей показывать размер сравниваемых предметов и обозначать результат сравнения словами (например, красная лента короче синей, а синяя лента длиннее красной).

Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям : посадить мишек на скамейку; поставить машины в гараж; подберём ленточки куклам и мишкам; кто быстрее придёт в свой домик; чей домик выше. Для закрепления используются игры «Поручения».

В средней группе появляются новые задания. Детей учат сравнивать пр едметы по 2-м параметрам одновременно. Например, ленты равной длины, но разной ширины, или разной длины и ширины. В этом возрасте дети овладевают сравнением 3-5 предметов менее контрастных по размеру, уменьшая разницу от 5 до 3 см. Дети должны овладеть сравниваемой оценкой величины (длиннее, короче, ещё короче и т.д.).

Организуется раскладывание детьми предметов в порядке возрастания и убывания величины. Сначала дети раскладывают предметы в ряд по образцу, затем по правилу, используя приёмы наложения и приложения, а также можно и на глаз. В образовательную деятельность включаются задания на расположение предметов по длине, ширине и высоте.

Так постепенно у ребёнка формируется представление об относительном характере величины: один и тот же предмет может быть больше и меньше в зависимости от того, с каким предметом его сравнивают.

В средней группе используются игровые ситуации: «Построим лесенку», «Наведём порядок», «На какой ступеньке петушок?»

В старшей группе продолжается обучение решению задач по упорядоче нию предметов по длине, ширине,

высоте. Количество предметов увеличивается до 10, а разница размеров между ними уменьшается от 3 до 1 см. Усложнение действия сравнения величин происходит по направлениям: 1) предметы располагаются то по одному, то по двум признакам; 2) указанный предмет сравнивается не только с соседними, а со всеми слева - справа стоящими (красная полоска шире зелёной, но уже синей). Таким образом, дети подводятся к выводу: каждый элемент в ряду меньше, чем все предыдущие и больше, чем все последующие и наоборот.

Проводятся игры: «Угадай, какого не хватает?», «Который лишний?», «Найди своё место», «Что изменилось?». Можно давать логические задания. Например, найди два предмета, чтобы они вместе были равны образцу.

В старшей группе формируются представления о 3-х мерности предметов. Длину, ширину и высоту может иметь один предмет (шкаф, квартирный дом). Дети приходят к заключению: большими или меньшими предметы называются в зависимости от размера всех трёх измерений. Дети учатся определять ра змеры предметов на глаз, выполняя задания вида: расставь матрёшки по росту, построй на глаз домики разной высоты от самого высокого до самого низкого; сравни по высоте 3, 4, 5, 6 этажные дома.

В старшей группе детей учат элементарным способам измерения. Ср авнивают по величине два предмета с помощью третьего.

В основном в подготовительной группе занимаются измерением. Даются упражнения в установлении

транзитивности отношения «быть меньше (больше) по величине» между предметами различных размеров. В отношении величин проводят игры требующие смекалки и сообразительности. Например, «Угадай, кто выше? Петя выше Саши, Саша выше Коли. Кто самый высокий?».

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 724.