Особенности формирования пространс твенных представлений у детей с нарушениями речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под пространственными ориентирами понимают умение определять своё местонахождение относительно других предметов, а также местонахождение предметов относительно себя или других предметов.


Физиологической основой восприятия пространства является деятельность всех анализаторов, а прежде всего двигательного и зрительного. В основе познания пространства лежит работа вестибулярного аппарата. Пространственная ориентация осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий. В понятие «пространственная ориентация» входит оценка расстояний, размеров, форм, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. В более узком значении, про странственная ориентация - это ориентировка на местности, что включает: а) определение точки стояния субъекта по отношению к другим объектам (например, я справа от стола); б) расположение окружающих объектов относительно человека (слева от меня стол); в) пространственное расположение предметов относительно друг друга (кукла справа от медведя).

Исследования показали, что восприятие пространства начинается у ребёнка с 4-5 недель, когда он фиксирует глазами предмет на высоте 1-1,5 м. Сначала возникают толчкообразные движения, а затем наблюдаются скользящие движения за движущимся предметом (меняющим своё положение в пространстве). Затем возникает поиск предмета на основе слежения глаз за его передвижением в пространстве. Процесс видения предмета на различном рас стоянии говорит о том, что ребёнок 1-го года жизни начинает осваивать глубину пространства.

Сначала предметы воспринимаются в горизонтальном направлении, а затем ребёнок приучается следить за движением предметов и в вертикальном направлении. С ходьбой расш иряется практическое освоение пространства (если ребёнок видит протянутые руки, то отрывается от пола).

Особенности восприятия пространства детьми дошкольного возраста:

- Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребёнком пространственных направлений (вверх - где голова, вниз - пол, сзади - где спина).

- Позднее формируется ориентировка на основе 3-х парных групп основных направлений, соответствующих различным осям человеческого тела (фронтальной, вертикальной и сагиттальной). Сагиттальный (анат.) - расположенный в переднезаднем направлении. Раньше всех выделяется ориентировка «вверху – внизу» и только потом слева - справа, вперёд – назад.

- Ребёнок ошибается в точности различения парно -противоположных направлений (правая - левая и т.д.). Необходимо формировать одновременно взаимно -обратные пространственные направления.

- Ребёнок практически соотносит объекты с чувственно данной ему системой отсчёта (касается рукой, прижимается спиной). Затем указательный жест заменяется движением головы и затем только взглядом. Так от практически действенного способа пространственной ориентировки, ребёнок переходит к зрительной ориентации.

- Площадь, на которую ориентируется ребёнок, вначале крайне ограничена. Ребёнок определяет место положения тех предметов, которые или примыкают или приближены к соответствующим сторонам его тела.

- Ребёнок постепенно переходит от системы с фиксированной точки отсчёта (на себе) к системе с перемещающейся точкой отсчёта (на других объектах).

- Ребёнок не осознаёт пространственной взаимосвязи между предметами. Например, 2 карточки с одинаковыми предметами для ребёнка одинаковы, хотя предметы расположены по -разному. Вот почему сравнение начинают с наложения.

- Пространственные отношения близко расположенных друг к другу предметов ребёнок воспринимает как непрерывность (прижимает игрушки друг к другу).

Таким образом, познание ребёнком пространства и ориентировки в нём - процесс сложный и длительный. Он идёт от диффузного нерасчленённого восприятия к восприятию пространства как целого в единстве его непрерывности и дискретности.

В младшей группе ДОУ дети учатся различать пространственные направления «от себя»: впереди - сзади, справа - слева, вверх - вниз. В начале года важно проверить - знают ли малыши названия частей тела и лица. Если дети затрудняются в этом, то воспитатель постоянно связывает название руки с выполняемыми ею действиями (В какой руке держат ложку, хлеб, кисточку; одна - основная, другая - помощница).

Можно давать задания: «Возьми флажок», «Покажи полоску». Большое внимание уделяют развитию умения определять различные стороны на себе (правая нога, ухо, глаз ...). Проводя упражнения, нельзя рассаживать детей друг против друга, что избежать зеркального показа.


Постепенно переходят к ориентировке «от себя» (покажи флажком вверх, вниз и т.д.). Проводятся дидактические игры: «В прятки», «Куда бросили мяч?» и др. В младшей группе дети получают первые навыки ориентировки на плоскости листа (карточки).

Дети средней группы продолжают определять пространственное расположение предметов о тносительно себя. Сначала предметы располагают на небольшом расстоянии от ребёнка, постепенно расстояние увеличивается. Ребёнок должен понять относительность в определении местоположения предметов от самого себя (для этого поворот направо на 900, значит уже справа, а не впереди). В этом возрасте проводятся дидактические игры: «Угадай, где находится?», «Кто ушёл, где он стоял?», «Куда пойдёшь, что найдёшь?»,

«Кто дальше бросит?».

Дети учатся передвигаться в указанном направлении, осваивают понятия «близко - далеко». Продолжается работа по формированию умения ориентироваться на листе бумаги. Педагог использует указания: вверху листа, внизу листа, справа, слева.

Дети старшей группы самостоятельно создают ситуации по пространственному  расположению

предметов от себя. (Например, педагог предлагает задания вида: встань так, чтобы слева был стол, а ....). Для закрепления умения передвигаться в заданном направлении проводятся игры: «Путешествие», «Яков, где ты

?»(на звук), «Разведчики», «Жмурки с колокольчиком», «Найди флажок», «Откуда голос?».

Новая задача в старшей группе - уметь определять положение предметов по отношению друг к другу. Эта задача может быть достигнута в ходе дидактических игр: «Где, что стоит?», «Что изменилось?» (Катя была впереди Нины, а сейчас сзади) «Прятки».

Большую пользу приносит упражнение «Найди такую же картинку», в ней даются предметы в разных пространственных взаимоотношениях. Такие задания хорошо выполнять с детьми в свободное время.

В старшей группе дети должны научиться ориентироваться на плоскости (середина листа, верхний левый угол, нижний край, левый край и т.д.). Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов.

В подготовительной группе важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Дети подготовительной группы должны научиться использовать полученные знания с закрытыми глазами при быстром темпе. Можно давать упражнения на внимание. Например, «Достань правой рукой левое ухо».

Для развития умения ориентировки в ближайшем окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин», «Дорога в школу».

Дети учатся определять у впереди стоящих правую и левую руку, части тела. Полезно использовать загадки на смекалку. Например: «Шёл человек в город, навстречу 4 человека. Сколько человек шло в город?». Зрительные и слуховые диктанты, используемые в подготовительной группе, также способствуют формированию пространственной ориентации.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Приведите примеры заданий, которые можно использовать для фор мирования у дошкольников представлений: а) о количественном числе; б) о порядковом числе; в) о взаимосвязи между количественным и порядковым числами.

2. Составьте задания, которые можно предложить детям для усвоения отношений «больше»,

«меньше», «равно» между множествами в ДОУ, учитывая психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи.

3. Разработайте конспект индивидуального занятия с дошкольником по обучению счёту в пределах

10.

4. Подберите речевой материал для формирования представлений о време ни и пространстве у детей

ТНР (стихи, загадки, потешки, песенки, пословицы, скороговорки и т.д.).

5. Обоснуйте необходимость и возможность развития мелкой моторики у детей с ТНР в процессе формирования элементарных математических представлений. Приведите прим еры организации этой деятельности.

6. Приведите примеры дидактических игр с детьми дошкольного возраста, направленные на их познавательное и речевое развитие.

7. Перечислите основные этапы формирования представлений о величинах и их измерении у

дошкольников. Приведите примеры упражнений и проблемных ситуаций.





Глава 6. Вопросы методики обучения математике в начальной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Дата: 2019-02-25, просмотров: 560.