Дидактические игры, способствующие развитию количественных представлений у детей -
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логопатов

1. Игра с уточками. Цель: формирование понятий «много» и «один».

Дети делают из кубиков ручей и пускают в него утку с утятами. Воспитатель рассказывает: «Была одна утка, у нее было много утят (ставит на стол утку с утятами). Одного утен ка взял Коля (дает Коле), другого забрала Таня (дает Тане) и т. д. Утка пришла к ручью и зовет деток (дети имитируют крик утки: «кря -кря»). Приплыл один утенок, который был у Коли (Коля кладет утенка в ручей), потом приплыл второй утенок и т. д. Сколько утят возвратилось?» «Много», - отвечают дети. При изучении состава чисел 2, 3, 4, 5 игру можно изменить, например, пустив в ручей только двух утят, и сказать, что утка опять зовет: «Кря-кря». «Почему?» -

«Потому что пришли не все утята». - «Прибежал еще один утенок» (ребенок кладет утенка в  ручей).

«Сколько утят плавает с мамой-уткой?» - «У утки три утенка».


2. Одеваем куклу. Цель: сравнить величины предметов «большой» - «маленький». Упражнять в умении считать до двух.

Нужно взять две куклы разной величины. Для каждой куклы - предметы одежды соответствующего размера. Под руководством воспитателя дети определяют величину кукол и выбирают платья, которые им годятся. Различия в величине должны быть достаточно значительными, чтобы дети могли их легко заметить.

Так же проводится игра с двумя матрешками, для которых выбираются соответствующие кубики: большой и маленький.

Воспитатель говорит: «Поставь маленькую матрешку на маленький кубик» или «Возьми большую

матрешку и поставь ее к маленькой» и т.д.

3. Много - мало. Цель: формирование понятий «много», «мало».

Три мешочка. Два из них наполнены различными предметами. Дети на ощупь определяют, в каком мешочке много, в каком мало, в каком нет ничего. Затем сравнивают.

4. Покажи, что большое. Цель: познакомить детей с понятиями «большой», «маленький». Упражнять в умении считать до двух.

Воспитатель показывает игрушки различной величины, знакомит с обеими величинами, проверяет,

усвоили ли дети эти понятия, потом предлагает отдельным детям выбрать все маленькие предметы и все большие.

5. Какой шарик в мешке. Цель: учить определять величину шарика на ощупь.

Воспитатель кладет на стол два шарика — большой и маленький, а еще два таких же прячет в мешочек, чтобы дети их не видели, затем предлагает вызванному ребенку засунуть руку в мешочек и ска зать, какой шарик он взял (большой или маленький).

6. Волшебный мешочек. Цель: формирование умения считать предметы.

Картинки с изображениями животных кладут в мешочек. Ребенок выбирает одну картинку и говорит, сколько на ней нарисовано животных, например один з айчик или одна курочка и два цыпленка. Если ребенок правильно сосчитал, оставляет картинку у себя, если нет, кладет ее обратно в мешочек и берет дру - гую.

7. Игра с бусами. Цель: упражнять детей в счете до двух, до трех и т.д.

Дети нанизывают на нитку столько цветных бусин, сколько говорит воспитатель, например одну красную и две синие. Воспитатель контролирует действия детей, затем кто-нибудь из них пересчитывает бусины.

8. Принесем игрушки. Цель: формирование умения отсчитывать предметы по указанию.

Воспитатель просит каждого ребенка принести определенное количество игрушек из разложенных на столе: «Коля, принеси два грибка», «Петя, принеси два мяча». Если ребенок правильно выполнил задание, дети ему аплодируют; если не точно выполнил задание, дети вместе счита ют игрушки, исправляют ошибку. Когда дети принесут все игрушки, находившиеся на столе, они могут поиграть с ними.

9. Прибавь ровно столько. Цель: формировать умение составлять множество, равное данному по количеству.

Воспитатель кладет на пол два мяча и вызывает одного ребенка. «Выбери из этой корзины столько мячиков, сколько взяла я. Сколько я взяла? А сколько ты?» Ребенок считает: «Один, два. Один, два». Потом воспитатель кладет три кубика и просит поставить к ним столько же матрешек. Таким же образом воспитатель вызывает других детей.

10. Закрой грибочки. Цель: научить определять количество с помощью зрительного и слухового анализаторов (в пределах пяти), устанавливать взаимно-однозначное соответствие между элементами множеств.

На все столы воспитатель ставит маленькие корзиночки с грибами. Каждому ребенку дают одну карту с разным количеством грибов. «Возьмите грибы и каждый гриб на карте закройте одним  грибком».

«Возьмите столько грибков, сколько их на карте». Воспитатель контролирует действия каждого ребенка,

затем предлагает; «Коля, положи в корзину три гриба и скажи громко, сколько грибов ты положил» и т. д. Далее воспитатель говорит: «Пусть каждый возьмет свою карту в руки и слушает внимательно, сколько раз я ударю в барабан. Если я ударю два раза, приносит свою карту тот, у которого на ней нарисовано два гриба».

11. Наседка и цыплята. Цель: формировать умение пересчитывать элементы предметного множества и


звуки.

В середине круга садится воспитатель - наседка, вокруг нее садятся дети - цыплята. У цыплят в руках карточки, на которых нарисовано разное число цыплят; дети определяют, у кого сколько цыплят на карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она стучит три раза, ребенок откладывает ту карточку, на которой три цыпленка, и пищит три раза «пи-пи-пи» и т. д.

12. Сколько пешеходов идёт по улице. Цель: формировать умение пересчитывать элементы предметного множества.

Воспитатель предлагает сыграть в «прогулку»: «Построим улицу. Стулья будут домами». Дети ставят стулья. Затем строятся в ряд, проходят по улице и садятся на места. Потом воспитатель посылает одного или двух детей пройти по улице в магазин, в детский сад и т. д., а дети должны сосчитать, сколько прошло пешеходов и т. д.

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 524.