Особенности формирования представлений о времени у детей с нарушениями речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Время - всеобщая форма существования материи. Оно существует объективно, вне и независимо от нашего сознания. Время происходит от древнерусского « веремя», что означает вращение. Характерными особенностями времени являются:

а) необратимость (свойство необратимости, протекания времени в одном направлении есть выражение вечного развития природы и общества по восходящей линии, от старого к новому);

б) отсутствие наглядности форм (его не видно, не слышно).

Сознательное восприятие времени у человека складывается в процессе социально -производственной практики. Есть отличие в восприятии времени человеком и животным. У животных восприятие времени - чисто биологический процесс. Физиологической основой восприятия времени является смена процессов возбуждения и торможения. У животных ориентировка во времени - результат условных рефлексов на время.

У человека ориентировка во времени имеет две формы отражения време ни:

а) непосредственное ощущение длительности, работоспособности (условные рефлексы) в восприятии, сопротивлении и т.д.

б) собственно восприятие времени (возникло на основе второй сигнальной системы): знание мер времени (чувство темпа, ритма, скорости).

Чувство времени может находится на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе богатого чувственного опыта без опоры на знание эталонов времени (кричит - кормление, лежит спокойно - бодрствует).

Чувство времени развивается в практической деятельности и играет роль регулятора деятельности. Физиологические исследования показали, что выработка условных рефлексов на время у детей разного возраста происходит с разной скоростью. У детей дошкольного возраста образуется с большим трудом и крайне неустойчива. Восприятие текучести времени, периодичности, затруднено из -за отсутствия наглядности форм. Понимание временных отношений сложно в силу относительного характера некоторых понятий (вчера, сегодня, завтра).

На ранних этапах развития ребёнка ориентировка во времени происходит на основе качественных признаков. Например, говорят: «Ночная рубашка - ночь, умываться – утро». Младший дошкольник выделяет временные отрезки отличительного качества яркими признаками. Они начинают различать части суток, связывая их с привычными для этих отрезков делами, соотносят к определённому времени и некоторые эмоционально привлекательные события. Например, говорят: «Ёлка - когда зима; едем на дачу, купаемся – лето».

Дети 4-5 лет относительно точно определяют небольшие промежутки на основе личного опыта. Например, говорят: «После выходного – рисование». Однако представления о длительности занятия неточны. Когда педагог сообщает детям, что осталась минута до конца занятия, то это не ориентирует детей. Представления о более длительных промежутках времени неточны. Весьма смутно представление о далёком прошлом.

Категория времени отражается в речи. Исследования показывают, что дети 6-7 лет уже правильно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозначаю щие скорость событий во времени (сначала, потом, быстро), хуже - наречия, выражающие длительность и последовательность (вчера, сегодня, теперь, скоро). Такая дифференцировка временных отношений в детском саду формируется ещё медленно и зависит от общего ум ственного и речевого развития детей.


Трудно детям понять особенность суток (сутки кончаются ночью, а утром начинаются).У ребят мал и жизненный опыт, недостаёт знаний о способах измерения времени и потому названия интервалов остаются для них чисто словесными и абстрактными.

В запоминании временных интервалов наблюдается неравномерность, лучше запоминаются те понятия, которые имеют эмоциональную окраску для ребёнка. Длительность времени, определяемая ребёнком, также зависит от того, интересна или нет выполняемая ребёнком работа. В детском саду хорошо и ярко выражено влияние этих субъективных факторов.

В младшей группе дети учатся различать отдельные части суток и правильно их называть. При выделении частей суток наблюдается неравномерность: дети раньше выделяю т те части суток, которые чаще называются взрослыми (утро, ночь).

Конкретным определителем времени является собственная деятельность детей. В режиме дня есть постоянные виды деятельности, имеющие место только раз в сутки (зарядка, завтрак). Необходимо использовать личный опыт ребёнка, задавать вопросы вида: «Вы просыпаетесь утром. Что делаете утром дома (в детском саду)?»

Развитию речи детей способствует дидактическая игра «Когда это бывает?». Дети рассматривают карточки (картины), на которых изображены явления природы или характерная деятельность человека в разные части суток. Они определяют часть суток и объясняют, почему выбрали такой ответ. Дошкольники хорошо воспринимают картины из сказок, связанные с деятельностью персонажа (мишки делают зарядку, зайцы умываются).

Затем задания постепенно усложняются: выбери из 6-8 картинок несколько про день (утро, вечер, ночь). Для закрепления представлений и развития словарного запаса необходимо использовать чтение отрывков стихотворений, рассказов и т.д. (Например, «Спать пора, уснул бычок ...»)

Полезными для детей с речевыми нарушениями являются словесные игры «Назови пропущенное слово» (Например, «Мы делаем зарядку утром, а спим ....» ). Можно уже в младшей группе обращать внимание на природные явления (звёзды, солнце, луна ...) .

У детей средней группы закрепляются знания названий частей суток, обращается внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Детей средней группы нужно знакомят с последовательностью частей суток, показывают их сменяемость. Новой образовательной задачей для этого возраста является формирование представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».

В средней группе дети выходят за рамки личного опыта. Они определяют не только, что сами делают, но и что делают люди в разные части суток (школьники, рабочие).

Развитию речи способствует проведение игр вида «Игра - путешествие в утро, день, вечер». Педагог:

«Мы с вами, как будь-то, пойдём на прогулку утром. Что мы можем увидеть во время этого путешествия?» Дети в плане громкой речи по очереди рассказывают, что они могут увидеть утром. Такие игры обогащают речевой опыт детей, развивают фантазию, формируют связанную речь.

В этой группе в образовательной деятельности детей рекомендуется использовать модель частей суток. Это круг разделённый на четыре равных сектора. Каждый сектор окрашен в цвет соответствующий части суток. (Например, красный – утро, жёлтый – день, синий – вечер, чёрный – ночь). Сначала модель может быть дополнена деталями (солнце, звёзды), т.к. не все дети м огут сразу запомнить соответствие цвета и части суток.

Учитывая стереотипность мышления части детей с ТНР, необходимо просить их вести отсчёт не только в последовательности «утро, день, вечер», а и устанавливать последовательность с различных точек отсчёта. Например, предлагать отвечать на вопросы: Что наступает после дня? Что наступает после вечера? В случае затруднения дети обращаются к модели частей суток. Так постепенно дети подводятся к понятию сутки, учатся отвечать на вопрос: «Как можно назвать одним словом утро, день, вечер, ночь?». Педагог включает в образовательную деятельность дидактические игры: «Назови соседей», «Назови все части суток».

В этой группе детей знакомят с понятиями вчера, сегодня, завтра. Для этого лучше взять какое -нибудь эмоционально - окрашенное событие. Педагог строит предложения: «Завтра будет праздник. Сегодня скоро праздник и т.д.» Затем строит предложения, связанные с деятельностью.

Старший дошкольный возраст - начальный этап понятийного логического знания времени. Дети стар шей группы должны уметь последовательно называть дни недели, отвечать на вопросы: Какой день сегодня? Какой день был вчера? Какой день будет завтра?

Чтобы показать взаимосвязь всех единиц времени, чтобы её чётче осознали дети лучше использовать модель календаря. Работая с календарём дети учатся отвечать на вопросы: Сколько листков календаря? Как называется первый день? А третий среда почему? Есть два выходных, как они называются? В какие дни недели вы не ходите в сад? Когда у нас музыкальное занятие?


Дети должны усвоить взаимосвязь: день - это один листок календаря. Чтобы дождаться следующего дня, нужно ждать утро, день вечер, ночь (сутки).

В этом возрасте варианты игровых заданий могут быть различны: «Найди пару», «Найди соседей», «Чья неделька быстрей соберётся?».

В конце каждого месяца с детьми проводится беседа по вопросам: Какой месяц кончился? Сколько в нём недель? Сколько каких дней?

Детей 5 года жизни можно познакомить с формой движения времени по кругу или календарём. Но даже

если использование зам кнутых циклов и раскроет суть времени как последовательность сменяющих друг друга явлений, оно не формирует у дошкольника общего представления о диалектической зависимости будущего и прошлого через настоящее.

Многие педагоги в своей работе используют модели: 1) части суток, 2) дни недели, 3) времена года. Цветовое решение связано с окраской объектов живой и неживой природы: зелёный - весна, красный - лето, жёлтый - осень, синий - зима. В модели дней недели используются цвета радуги. Такая модель позволяет н а основе наглядно-образного мышления понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений.

Дети подготовительной группы учатся называть месяцы года, знакомятся с понятием календарный год. Для этого продолжают работать с календарём и моделями. Также в этой группе дети знакомятся с секундомером, часами (песочными и моделью), выделяя 1, 3, 5, 10 минутные интервалы, устанавливая между ними взаимосвязь и отношения.

Знание режима, временных промежутков (отрезков) поможет детям психически подготовиться к тому или иному виду деятельности. Знакомство с календарём необходимо при подготовке детей к школе, когда детей приучают к твёрдому распорядку занятий по часам и дням недели. С помощью календаря дети узнают о празднике, заранее начинают готовиться к нему.

Проблемой формирования у детей временных представлений занималась Г.Д.Рихтерман. В целях выяснения знаний детей о днях недели была проведена беседа. Ответы детей показали, что названия дней недели усваиваются неравномерно. Такие дни как воскресенье, суббота , пятница, понедельник дети знают лучше, чем вторник, среда, четверг.

Дети часто путают, заменяют один день недели другим, или вместо дня называют месяц, время года, праздник или просто характер погоды (пасмурный, солнечный день). Больше половины детей вер но ответили на вопрос: «Как узнать, какое сегодня число?» То есть они уже были знакомы с календарём. Только 50% детей знали, что в неделе 7 дней, остальные называли случайное количество дней. Некоторые утверждали, что в неделе 6 дней, а воскресенье - выходной день - он не считается.

В подготовительной группе - 20% детей правильно называли текущий месяц, 30% прошедший месяц (т.к. его часто называли). Будущий месяц не мог назвать практически никто, большинство детей отвечало так: сейчас двадцатый, октябрьский, осенний, новый год и т.д.

О количестве месяцев дети говорили случайные числа, часто называли число 3. Среди названных месяцев больше всего называли январь и декабрь.

Неравномерность в усвоении детьми названий месяцев объясняется разным содержанием деятельности,

эмоциональной напряжённостью, в связи с чем, один месяц знаком больше других.

Необходимо систематически знакомить детей с календарём со старшей группы, т.к. в этом возрасте у детей есть необходимый запас количественных представлений, они знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем.

Знакомя детей с календарём, необходимо так строить систему работы, чтобы они активно действовали с материалами, моделями календаря и осознанно овладели эталона ми времени. Важно показать, что первый день месяца не обязательно должен начинается с понедельника, нужно вспомнить последний день предыдущего месяца и узнать, с какого дня недели начинается месяц. Требуется всего 4-5 занятий и несколько обобщающих игр для того, чтобы у детей сформировалось чёткое представление о временах года и эталонах его измерения. Большое развивающее значение имеет связь учебного материала с литературными и музыкальными произведениями.

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 560.