Подбор дидактических игр и руководство ими
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Наиболее трудным, а для некоторых детей на пер вых годах обучения нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. В то время как вышеназванные функции мыслительной деятельности у части детей еще недостаточно развиты.

Для успешного обучения и воспитания детей необ ходимо на первых же годах школьного обучения про - будить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность.

Наличие познавательных интересов к учебному предмету способствует повышению активности

учащихся на уроках, уменьшению отвлечении, повышению успева емости, самостоятельности при в

Наряду с различными методами и приемами, а также использованием разнообразия дидактических материалов, одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.

Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в младших классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число арифметических действий,

упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д.

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя по ложительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной у чебной задачи. Следовательно, если, например, основной задачей данного урока является закрепление знаний по составу числа, то и дидактическая игра, включенная в занятие (урок), должна этому способствовать.

При подборе игр необходимо учитывать, особенно сти участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре.

С большим интересом дети принимают игры, осно ванные на внесении элементов воображаемой ситуа-

ции, например игры «Магазин», «У нас в гостях матрешки», «Школа» и т.д. В этих играх они «играют» определенные роли. Роль увлекает их, а увлеченные игровой ситуацией и выполняемой ролью, они неза - метно для себя решают учебные задачи.

Особый интерес дети проявляют к играм, которые со держат элемент ожидания или неожиданности, например к играм «Что изменилось?», «Который по счету?» и т.д.

Учащихся I—II классов больше увлекает в игре ее результат. У них появляется тяга к играм на со - ревнование. Вначале их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем в соре вновании


между учениками в классе. Постепенно интересы уче ника расширяются, он переживает не только свой личный успех или неудачу, но успех или неудачу своей команды, класса. Поэтому большой популяр ностью пользуются игры «Лучший счетчик класса», «Кто вер нее и быстрее?», «Кто первый догонит пилота?»,

«Какая команда лучше?» и т.д.

Такие игры, кроме решения учебных задач, способ ствуют воспитанию навыков правильного поведения в коллективе. Каждый ученик чувствует ответственность за исход игры команды в цело м. Это подтягивает, дисциплинирует учащихся.

С интересом учащиеся воспринимают игры «Лабиринт», «Арифметическое лото», «Занимательные квадраты», игры на задумывание и угадывание чисел, например: «Угадай, какое число я задумал», «Какой ответ должен получиться?» и т.д.

Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, учитель заранее подбирает дидактические игры. При выборе игр необходимо учитывать, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели уро ка, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности.

Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием до лжны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подго товкой для их проведения.

Зная, что у младших школьников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду

деятельности, а следовательно, и к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами — одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой учащимся игре.

Например, для закрепления знаний по составу чисел первого десятка проводится игра «Что изменилось?». В этой игре используется различный дидактический ма териал: вначале предметы, затем картинки, наконец, числовые фигуры и карточки с цифрами.

Нередко на уроках математики в младших классах учащиеся не просто решают примеры и задачи, а делают это в ситуации игры. Например, учитель увлекательно рассказывает о том, что юные следопыты нашли зашифрованное письмо, нужно помочь им его расшифровать. Это можно сделать, если решить столбик примеров и вместо цифр, которые получаются в ответах, поставить нужные буквы.

При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и ее воспитывающую роль.

Известно, что младшие школьники легко возбудимы, быстро отвлекаются, с трудом можно сосредоточить их внимание на главном. Поэтому в урок не следует вклю чать такие игры, которые бы дезорганизовывали урок, были излишне шумными. Лучше подбирать игры, ко торые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку, терпение.

Следует учитывать, что любая дидактическая игра, включенная в урок математики или проводимая в свободное от занятий время, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, предус - мотренных программой по математике, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу.

Наиболее ценными дидактическими играми являются те, которые требуют от учащихся проявления наибольшей самостоятельности, преодолению неуверенно сти в своих знаниях для отдельных детей, которые нуждаются в постоянной помощи или хотя бы одобрении того, что они делают.

Если игра предполагает наличие дидактического материала (игрушки, картинки, таблицы, геометрические фигуры, цифры, монеты и т.д.), учащихся с ним нужно заранее познакомить.

Нередко материал к игре учитель или воспитатель готовит сам. Лучше всего привлекать к изготовлению игр (например, «картонное лото», «геометрическое до мино» и другие игры) учащихся. Это позволит воспитывать бережное отношение к играм, к материалам, из которого готовятся игры.


Дата: 2019-02-25, просмотров: 591.