Принцип комплексного подхода в специальной педагогике и его роль в обучении математике учащихся с речевыми нарушениями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе обучения математике должен о существляться комплексный и системный подход к коррекции речи. Слово существует в языке как взаимодействие лексического и грамматического значений, входит в систему парадигматических и синтагматических отношений, имеет определенную звуковую фор - му. Поэтому формирование, например, грамматического строя речи должно осуществляться в единстве с другими компонентами языковой системы, и в первую очередь с развитием лексики и фонематических процессов. В соответствии с этим принципом в методике большое значение уделяется развитию слухового внимания, фонематического слуха, умения понимать предметно-содержательную сторону высказывания.

Важнейшее значение для преодоления имеющихся у детей нарушений имеют их своевременное выявление и правильная диагностика, контакт логопеда с учителем класса, где обучается ребёнок, с родителями. Таким комплексным подходом обеспечивается успешность проводимого коррекционно - воспитательного воздействия. Родители присутствуют на занятиях логопеда с ребёнком, для них проводятся специальные беседы с психологом, учителем и врачом, в которых раскрывается имеющийся у ребёнка дефект и пути его преодоления.

 

Личностно-деятельнос тный принцип в обучении математике

Личностных подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность ребёнка как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он требует признания уникальности личности ребёнка, её интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала ребёнка, создание для этого соответствующих условий.

Но психика человека не может быть правильно понята и объясне на, если она не рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство.

Принцип деятельностного подхода предполагает учет сложной структуры речевой деятельности

(мотивационно-целевой этап — операционный этап — этап контроля). При выполнении речевой деятельности у детей с нарушением речи отмечается снижение познавательной активности, отсутствие интереса к выполнению речевых заданий, недостаточная сосредо точенность. В связи с этим важная роль отводится формированию и поддержанию интереса к выполнению предлагаемых заданий. Этому спо - собствует использование наглядных пособий, игр, игровых приемов. В процессе деятельности у детей формируются положительная мотивация, умение преодолевать трудности, развивается самоконтроль. Внимание уделяется формированию операционального компонента речевой деятельности, то есть включению речи в различные виды деятельности.

Деятельностный подход выражается в настрое учащихся на общение и учебно-познавательную деятельность с последующим обучением учащихся рациональным приёмам этой деятельности и общения (в ходе чего происходит коррекция личности и интеллекта), а также обеспечивается физическая выносливость и активное состояние анализаторов. То есть этот подход полностью изменяет пассивную позицию ученика в ведущем виде деятельности на активную и позволяет учителю поставить каждого из них в позицию субъекта деятельности.

Принципы учёта структуры нарушений психической деятельности детей с различными

Видами речевых расстройс тв

Особенность формирования математических представлений у детей с нарушением речи состоит в применении принципов коррекции речевых патологий (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина и др.). Это, прежде всего, положение о тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов.

Формирование речи предполагает анализ и сравнение рече вых единиц, выделение и обобщение языковых правил, то есть высокий уровень сформированности вербально -логической и аналитико- синтетической деятельности в целом. В связи с этим в обучении математике ведущую роль играет проблемное изложение учебного материала: постановка проблемных вопросов, использование заданий,


которые заставляют детей решать поставленную задачу, находить ответ на вопрос, узнавать правильное решение. В ходе такого обучения школьники понимают логику и последовательность поиска решения проблемной ситуации, участвуют в совместных опытах, исследованиях и экспериментах.

Необходимо опираться на положение о взаимосвязи речи и моторики. Развитие ручной моторики, как показывают исследования М.М.Кольцовой, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Поэтому в ходе уроков необходимо предлагать разнообразные практические задания, требующие скоординированных действий между руками, а также тактильного восприятия объектов математических операций.

В соответствии с положением о постепенном переходе от наглядно -действенного и наглядно- образного к вербально-логическому мышлению (онтогенетический подход к обучению) целесообразно опираться на начальных этапах обучения на более простые мыслительные операции (анализ, классификация) с опорой на наглядно -образное мышление, а на последующих этапах обучения — более сложные (обобщение, абстракция) с опорой как на образное, так и на словесно -логическое мышление.

Принцип учета поэтапного формирования умственных действий предполагает, что объяснение нового материала начинается с актуализации уже имеющихся знаний, первичн ой ориентировки в предстоящей деятельности, и проходит в виде выполнения аналитических заданий, требующих осмысления и обобщения. Комментирование хода выполнения заданий позволяет увеличить активный словарный запас, научить детей правильно высказывать мысли и перейти от выполнения действий в перцептивной форме к речевому сопровождению операций и действиям в уме. Решение коррекционных задач осуществляется на основе положения Л.С.Выготского о зоне актуального и ближайшего развития, показывающего, что процес с развития не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития данной функции, на котором выполнение задания возможно с незначитель ной помощью со стороны педагога. В соответствии с этим в ходе коррекционной работы целесообразно использовать задания, стимулирующие активность и заинтересованность детей, способствующие перево ду того или иного действия из зоны ближайшего в зону актуального развития.

Онтогенетический принцип предопределяет построение ма тематических заданий с учетом онтогенеза речевого развития (от простого к сложному, от более продуктивных — к менее продуктивным, от семантически противопоставленных — к менее противопоставленным).

Следующий принцип — опережающее развитие семантики по отношению к развитию формально -

языковых средств. Изучая соотношение мышления и речи, многие ученые (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж..Пиаже и др.) пришли к выводу, что формирование речи происходит на определенной ког- нитивной основе. Уровень интеллектуального развития ребенка отражается на уровне семантики, лежащей в основе высказывания. Ребенок начинает использовать ту или иную языковую форму только после того, как овладевает ее значением, поэтому при формировании математических представлений много вре мени отводится на развитие семантики, умения осмысливать интонационную сторону высказывания и определять его цель, узнавать слова в соответствии с их значением, различать слова, близкие по звучанию.

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 1002.