Дискалькулия, как минимальная мозговая дисфункция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежных исследований частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20%. В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двига тельного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).


Недоразвитие способностей к вычислительным операциям называется дискалькулией. Частота ее встречаемости среди школьников составляет примерно 5%. Дискалькулия встречается одинаково часто среди представителей обоих полов.

Под дискалькулией обычно понимается специфическая форма неспособности к обучению, а именно неспособность к математике, являющаяся характеристикой развития ребенка. В этиологии дискалькулии важная роль принадлежит нарушению функционирования систем головного мозга (преимущес твенно левого полушария), результатом которого является недоразвитие вычислительных способностей. Слово

«дискалькулия» имеет греческие и латинские корни, означая «плохо считать».

Дискалькулия может наблюдаться как изолированное расстройство или входить в с труктуру других нарушений школьных навыков. Проявляется она в виде нарушения осмысления структуры числа, затруднений операций с числами, особенно со сложными числами и с переходом через десяток. Такие дети с трудом анализируют схему тела, определяют левую и правую стороны, отыскивают геометрические фигуры по образцу, соотносят предметы в пространстве, они плохо усваивают понимание времени на часах в связи с трудностью определения расположения стрелок на циферблате. Часто дискалькулия сочетается с дисграфией в виде зеркального написания сходных букв. Например, А и Д, Р и Ь, В и Б и т.д. Такие дети очень плохо рисуют, не умеют лепить, не могут освоить такие навыки как завязывание шнурков. В старших классах такие дети не справляются с геометрией и черчением. Но интеллектуальные процессы, такие как память, абстрактное мышление, обобщения у таких детей не нарушены. Согласно современному представлению о дискалькулии, по крайней мере, некоторые из ее форм имеют генетическую этиологию.

Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях:

· понимания разрядного строения числа и понятия числа;

· понимания состава числа и связи чисел между собой;

· понимания левого и правого «соседей» числа в натуральном ряду чисел, значения нуля;

· построения числовых рядов, в соответствии с каким-либо правилом;

· выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);

· распознавания цифр и знаков арифметических действий;

· взаимосвязь компонентов и результата арифметических действий;

· заучивания таблицы умножения;

· решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий;

· раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;

· выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.

Выделяют следующие виды дискалькулии:

Арифмерия (неспособность оперировать числами) представляют собой расстройства, развивающиеся при отсутствии нарушений восприятия. Этот подтип описывает узких круг расстройств, связанных с нарушением процессуальных вычислительных способностей.

Олигокалькулия (генерализованная) представляет собой общую неспособность, вызывающую

расстройство широкого спектра математических функций. Олигокалькулия часто сопровождается умственной отсталостью, в то время как остальные формы дискалькулии развиваются при сохранном уровне интеллекта.

Вербальная дискалькулия описывает случаи, когда вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом человек неспособен называть числа, символы или математические операции. Одним из наиболее распространенных симптомов вербальной дискалькулии является неспособность к выполнению простой задачи пересчета (количественного или порядкового ).

Практогностическая (апраксическая) дискалькулия характеризуется неспособностью к использованию абстрактных математических символов при выполнении операций с объектами. Такие люди неспособны пересчитать объекты или проранжировать объекты на основе их раз меров, форм, пространственных характеристик или количества в группе.

Неспособность к концептуализации арифметических функций, основанных на операциях с символами (например, плюсом и минусом), уравнений и математических выражений, является ведущим симптомом лексической или цифровой дискалькулии. Эта форма дискалькулии часто сочетается с другими типами неспособности к математике и неспособности к обучению (например, неспособностью к чтению -


дислексией). Предполагается, что лексическая дискалькулия является р езультатом нарушения визуально- пространственных процессов.

Графическая дискалькулия (графическая дислексия) характеризуется неспособностью конвертировать вербально предъявленную цифру в ее графический символ, заменить словесное представление чисел их символами или даже просто скопировать написанное число. Часто, однако, подобные люди способны конвертировать символическую репрезентацию числа в его словесную форму.

Идеогностическая дискалькулия (диссимболия) представляет собой неспособность к овладению основоположных математических понятий и их связей с другими понятиями. Например, страдающие идеогностической дискалькулией неспособны овладеть даже простыми операциями сложения.

Операциональной дискалькулией называется неспособность аккуратно применять математические

операции. Найденные решения математических задач либо являются ошибочными в результате неправильного применения математических операций, либо, если решения правильны, являются случайным продуктом применения неадекватных математических операций. Опер ациональная дискалькулия считается наиболее трудно диагностируемой, поскольку логика, используемая таким человеком при выполнении математических операций, является труднодоступной.

Псевдодискалькулия представляет собой недоразвитие математических способнос тей, возникающее в результате необразованности, отсутствия мотивации учиться, академического отставания или неадекватности обучающих программ. На поведенческом уровне псевдодискалькулия может проявляться в формах, сходных с акалькулией и дискалькулией, но при этом этиологически им не соответствовать, то есть не являться следствием травмы головного мозга или нарушений функционирования головного мозга, проявляющимися в процессе развития.

Дискалькулия диагностируется с помощью специальных тестов математически х способностей и тестов достижения. Степень тяжести дискалькулии может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от возрастной сформированности высших психических функций. Дискалькулия встречается чаще дислексии. Один из ведущих британских нейрофизиологов профессор Брайан Баттерворт уверяет, что такое нарушение обучаемости, как дискалькулия встречается, не менее часто, чем другое более известное расстройство подобного рода – дислексия.

Причины возникновения дискалькулии и коррекционная р абота.

Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно - логического мышления), зрительно-пространственного и зрительно - воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций. Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности.

Клиническая диагностика специфических дискалькулий осложнена многозначностью этиологи и заболевания. Продуктивность усвоения арифметики у такого ребенка значительно ниже возрастного уровня, ожидаемого в соответствии с уровнем развития интеллекта и показателями успеваемости. Оценка проводится на основании стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей умственному возрасту. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социально-эмоционально-поведенческие проблемы. Можно выделить следующие группы причин основных затруднений детей с дискалькулией.

1. Недостаточность операций абстрагирования, что проявляется при переходе из конкретного в абстрактный план действий. В связи с этим возникают трудности при усвоении числового ряда и его свойств, смысла счетного действия.

2. Недостаточность развития мелкой моторики, несформированность зрительно -моторных координаций. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся, как овладение написанием цифр, зеркальное их изображение.

3. Недостаточность развития ассоциативных связей и пространственной ориентацией. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся, как трудности при переводе из одной формы (словесной) в другую (цифровую), при определении геометрических линий и фигур, затруднений в счете, при выполнении счетных операций с переходом через десяток.

4. Недостаточность развития мыслительной деятельности. В связи с этим младшие школьники испытывают трудности в формировании правил на основе анализа нескольких примеров, трудности в процессе формирования умения рассуждать при решении задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение.


5. Несформированность познавательного отношения к действительности, что характеризуется “интеллектуальной пассивностью”. Учебную задачу дети воспринимают лишь тогда, когда она переведена в практический план. При необходимости решать интеллектуальные задачи у них появляется стр емление использовать различные обходные пути (заучивание без запоминания, угадывание, стремление действовать по образцу, использовать подсказки).

6. Слабость обработки зрительной информации. Это самая распространенная причина проблем с математикой. Чтобы хорошо справляться с этим предметом, надо уметь визуализировать числа и математические ситуации в задачах. Когда у человека есть общие проблемы с обработкой зрительной информации, это иногда называют «невербальными учебными трудностями». Когда именно они ле жат в основе школьных математических проблем, очень часто им сопутствуют проблемы с правописанием и почерком. Навыки чтения и письма при этом могут быть относительно устойчивыми.

7. Математическая «фобия». У некоторых школьников из-за отрицательного опыта в прошлом, непоследовательного обучения, отсутствия уверенности в себе появляется страх или «фобия». Иногда математическая фобия создает столько же трудностей, сколько и то, что принято называть учебными трудностями.

Коррекционная работа с детьми при дискалькулии предполагает совместное участие специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога, психотерапевта и др. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце коррекционных мероприятий. Комплексные медико -педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте.

В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно- пространственной деятельности, интеллекта (по детской методике Векслера) и др.

Решающее значение в коррекции дискалькулий у данного контингента детей играет проведение специального комплекса педагогических, в том числе логопедических занятий, и медикамен тозной терапии, направленных на устранение определенных нарушений высших функций и зрительно -пространственного гнозиса. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур. Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с переходом на групповую. В зависимости от степени выраженности дискалькулии и форм ее проявления занятия направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развитие способностей программирования арифметических (математических) конструкций, формирование процессов самоконтроля.

В зависимости от степени тяжести дискалькулии рекомендовано от 30 (при легкой степени) до 270 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме. Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дискалькулии и основного неврологического заболевания, от степени улучшения функций счета в процессе лечения и обучения до достижения возможного результата.

В результате лечения происходит активизация высших психических функций, в том числе зрительной и слуховой памяти, переключаемости внимания, развитие, до возможного уровня, абстра ктно-логического мышления и символических представлений, зрительно -пространственного гнозиса, улучшение навыков счетных операций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление общего состояния и снятие проявлений школьного невроза.

Рекомендации для учеников с трудностями в изучении математики:

1. Старайся «визуализировать» - образно, зрительно представить себе математическую задачу. Может быть, стоит даже нарисовать картинку, чтобы задача стала понятней.

2. Больше времени уделяй рассматриванию любой визуально й информации, которая прилагается к задаче (рисунок, таблица, график и т.п.).

3. Прочитай задачу вслух и внимательно вслушайся. Это позволяет подключить слуховые навыки

(которые могут быть сильными).

4. Попроси дать образец.

5. Попроси дать или придумай пример из жизни, где требуется такое же решение.

6. Решай задачи на бумаге в клеточку и следи за строчками, чтобы цифры держались в ряд.


7. Если вы работаете с заданиями на отдельных рабочих листах, попроси лист без чужих пометок, чтобы не перегружать себя обилием визуальной информации.

8. Больше времени уделяй заучиванию математических правил, формул, фактов. Попробуй произносить их ритмически или петь, или учить под музыку.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Какие трудности, связанные с математической деятельностью, возникают у детей с оптической дискалькулией?

2. Перечислите проблемы, возникающие у детей с теменной акалькулией в процессе обучения математике.

3. В чём особенность математической деятельности детей с лобной акалькулией?

4. Перечислите виды дискалькулии у детей. Каковы причины возникновения дискалькулии?

5. В чём заключается коррекционная работа логопеда, направленная на преодоление дискалькулии?

6. Подберите методики диагностики у детей дочисловых и числовы х представлений, представлений о размерах предметов.

7. Составьте таблицу по классификации дикалькулии.

8. Подготовьте сообщение на тему «Распространённость дискалькулии среди школьников».

 

 





Дата: 2019-02-25, просмотров: 738.