Теменная (первичная) акалькулия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Лобная (вторичная) акалькулия Отдел головного мозга, имеющий поражения

Затылочные отделы коры левог о полушария

Теменно-затылочная область       коры г оловног о мозг а

  Лобные системы мозг а    

обработка

з рительной информации

Понятие числа,

пространственная ориентация

      разрядное Выполнение   Основное нарушение Понятие числа, вычисления, строение числа, выполнение арифметических действий, арифметических действий, решение арифметических     математические задач     отношения  

Среди этих форм наиболее часто встречается первичная акалькулия, возникающая при поражении теменных отделов мозга. Эта форма является основной — здесь арифметические действия нарушаются со своей существенной стороны. Синдром «акалькулии», который возникает при поражении теменно - затылочных отделов мозга, как это отчетливо показано рядом исследований (Гейльброннер, 1910; Пернтц, 1918; Хэд, 1926; Зингер и Лоу, 1933; Ланге, 1936; Крапф, 1937; А.Р. Лурия, 1945; З.Я. Руденко, 1958; С.Л.Цветкова, 1966 и др.), имеет настолько определенный характер, что может быть с успехом использован при топической диагностике этих поражений.

Онтогенез развития математического мышления и та значительная роль, которую продолжает играть пространственный фактор в представлении числа и операциях счета, заставляет предполагать, что нарушения пространственных синтезов, возникающие вследствие поражения теменно -затылочных систем мозга, должны сопровождаться нарушениями в понимании числа и выполнении счетных операций .

Авторы, специально изучавшие нарушения понятия числа и счетных операций при поражении теменно-затылочных отделов  мозга,  единодушно                указывают, что в их основе лежит нарушение определенных пространственных синтезов, или, как они обозначают, «нарушение ка тегории направления в пространстве», «фактора асимметрии». Согласно данным авторам, при поражениях теменно -затылочных систем мозга точки отсчета в асимметрическом пространстве, которые являются существенным условием правильного счета, распадаются, и счет, лишенный своих пространственных координат, становится невозможным.

Известно, что для анализа многозначных чисел, записанных в десятич ной системе счисления, необходимо выделение разрядов, которые при написании занимают различное пространственное место и даже при мысленном представлении продолжают сохранять эту пространственную организа цию. Понятно поэтому, что при нарушении пространственных синтезов и распаде ориентированных (асимметричных) пространственных представлений разрядное строение числа существенно нарушается.

Этот факт виден уже из того, что дети с наиболее грубой фор мой таких нарушений, понимающие непосредственное числовое значение отдельных цифр, не могут записывать или читать многозначные числа. Так, например, они записывают 109 как 100 и 9, 1027 как 1000 и 27, или могут «эхопраксично» записать

«семнадцать» как «71» и прочесть 729 как 7, 2 и 9, не будучи в состоянии синтезировать эти цифры в трехзначное число. Они испытывают большие затруднения и в понимании значения многозначных чисел и нередко оценивают их не по разрядному значению всего числа в це лом, а по значению входящих в него цифр. Поэтому, например, число 489 оказывается для них больше, чем 601, а 1897 больше, чем 3002.

Дефекты понимания многозначных чисел, отчетливо проявляю щиеся при их чтении и записи, еще более резко выступают в процессе анализа разрядного строения числа. Дети с теменно -затылочными поражениями, как правило, не могут показать, какая циф ра в многозначном числе занимает разряд десятков, тысяч или единиц. Они путают пространственное место, занимаемое той или иной цифрой, и часто вообще отказываются решить эту сравнительно простую задачу. Эти дефекты выступают с особенной отчетливостью, если ребёнку предложить прочесть многозначное число, цифры которого написаны вертикально. В этих случаях даже после подробно го разъяснения ребёнок оказывается не в состоянии произвести анализ разрядной структуры числа.

Дети с нарушением разрядного строения числа, как правило, не могут выполнить даже относительно простые вычисления. В грубых случаях для них недоступны даже операции в пределах де сятка, и они могут считать лишь путем присчитывания по единице с по мощью пальцев. В других случаях счетные операции в пределах одного десятка могут оставаться сохранными, хотя их выполнен ие протекает замедленно и, видимо, опирается на иные, более наглядные средства. Однако вычисления с переходом через десяток таким детям недоступны. Например, числа 17 и 25 складываются в любом случайном порядке: 1+7+2+5=15 или 1+5=6, 7+2=9, всего 69 и т. п.

Естественно, что операции сложения двузначных чисел в уме, с пе реходом через десяток, так же трудны для таких детей из-за невозможности подвергнуть слагаемые числа разрядному анализу. Даже тем, у кого счет в уме остается как будто сохранным, свойственны дефекты пространственной ориентации счета.


Так, производя операцию вычитания 31-7, мы, как правило, сначала округляем уменьшаемое и, получив результат 30-7=23, прибавляем единицу, откладывая её вправо от мыслимого ряда, и получаем результат 23+1=24. Более сложный характер носят операции счёта при вычитании двузначного числа (например, 51- 17), где наряду с только что перечисленными условиями требуется двойной переход через десяток и удерживание в оперативной памяти двойной системы элементов.

Именно эти операции нарушаются у людей с поражениями теменно -затылочных отделов левого полушария; начиная выполнять первую из описанных выше операций (30-7=23), они не знают, куда именно

– вправо или влево – надо отложить оставшуюся единицу, иначе говоря, какое именно действие надо с ней

произвести.

В случаях относительно лёгких поражений подобные нарушения выступают в более сложных процессах: в вычитании двузначного числа из двузначного или в вычитании однозначного числа из двузначного, требующего перехода через десяток и промежуточным дроблением уменьшаемого на удобные слагаемые, и т.п.

Характерно, что хорошо укрепившиеся речедвигательные стереотипы (например, таблица умножения) остаются, как правило, у таких детей сохранными. В то время как операции менее привычного умножения нарушаются. Малодоступными являются также операции деления и операции с дробями, которые требуют довольно сложной системы промежуточных звеньев и предполагают осуществление всей системы математических действий в уме.

Нарушение счета у детей с теменно-затылочными поражениями мозга проявляются, наконец, в распаде операций, связанных с осознанием математических знаков. Например, задание: «запиши в квадратики арифметические знаки так, чтобы получилось верное равенство 22 – 12 [ ] 6 [ ] 3 = 13», вызывает большие затруднения. При выполнении таких заданий дети с синдромом акалькулии заполняют пробелы случайными знаками.

У детей с синдромом первичной акалькулии наблюдаются  диффузные  представления    об

«уменьшении» (которое может быть одинаково выражено как знаком «-», так  и знаком «:»), об

«увеличении» (одинаково выражаемом знаками «+» и «·»), об отношениях «больше (меньше) на», «больше (меньше) в».

Обучение таких детей направлено, прежде всего, на восстановление пространственных схем отсчета, на восстановление понятия о числе (его составе и разрядности), понимания вычислительных приёмов и т. д. Значительная роль в этом обучении принадлежит внешним опорам, вынесению структуры операций наружу, а также средствам, способствующим постепенной интериоризации восстанавливаемых действий. На определенном этапе обучения существенная роль принадлежит громкой речи — проговариванию.

При различных по локализации и тяжести поражениях теменно -затылочной области нарушения пространственных синтезов, лежащих в основе счетных операций, могут иметь разный характер.

При поражениях, расположенных в затылочных отделах  коры  головного мозга («оптическая

акалькулия») и в значительной мере вовлекающих систему зрительной коры, нарушение этих пространственных синтезов может оставаться очень близким к нарушению других оптико- пространственных процессов. Такие дети не могут отчетливо различать близкие по графической структуре цифры, делают «зеркальные» ошибки как при чтении и письме букв, так и при чтении и письме цифр. Они смешивают 6 и 9, не дифференцируют значения чисел 69 и 96 и т.д. Естественно, что оценка таких римских чисел, как IV и VI, IX и XI, оказывается для них недоступной, и такие дети могут прийти к правильному различению этих внешне сходных чисел лишь в результате развернутого последовательного анализа, опирающегося на ряд дополнительных конкретных средств.

Это нарушение проявляется в чтении и записи чисел и в дальнейшем приводит к значительному затруднению выполнения вычислений.

Восстановительное обучение детей с синдромом оптической акалькулии должно быть направлено на преодоление дефектов восприятия цифр и их сочетаний, что приведёт к восстановлению счета и вычислений.

Арифметические действия могут оказаться нарушенными и при поражении лобных систем мозга. В этом случае их нарушения приобретают иную картину. Они не затрагивают существенной стороны действий, а касаются их лишь вторично и являются результатом распада общих форм интеллектуальной деятельности. Существуют разновидности «лобной акалькулии». Встречаются нару шения арифметических действий, идущие то в синдроме повышенной инертности стереотипов, двигательных и речевых персевераций (поражение заднелобных отделов мозга), то в синдроме общей расторможенности поведения, снижения концентрации внимания, импульсивности (поражение базальных отделов лобных систем мозга), то в синдроме патологии ориентировочно -исследовательской деятельности, стратегии поведения, нарушения избирательности связей (поражения полюсных отделов лобной области мозга). Во всех этих случаях картина нарушений разная и исправление дефектов требует разного подхода. Но все эти разновидности акалькулии не имеют принципиальных различий — все они вторичного происхождения и не затрагивают существенной стороны действий.

Вторичные нарушения счётных операций м огут иметь место и при других очаговых поражениях мозга. Дети с поражением левой височной области и синдромом акустической афазии могут сохранять счётные операции, если они производятся на бумаге. Не обнаруживая первичного нарушения


пространственно ориентированных операций, сохраняя как значение отдельных цифр, так и разрядную структуру числа, они испытывают значительные затруднения как только переходят к устному счёту или к таким сложным вычислительным операциям, при которых отдельные звенья должны выполняться «в уме» и опираться на речевые процессы. Характерным для этих детей является не только «отчуждение смысла» называемых цифр или знаков, но и значительная нестойкость следов их словесных обозначений. Поэтому они проявляют грубые дефекты во всяком устно м счёте, продолжая испытывать затруднения и в тех видах письменного счёта, которые включают в свой состав переход через десяток и другие промежуточные операции. Легко решая примеры, записанные «столбиком» (письменные вычислительные приёмы), они затрудняются при решении примеров, расположенных «в строчку» (устные вычислительные приёмы). Решение примеров, в которых необходимо выполнить несколько арифметических действий, неизменно вызывает у них затруднения. Поэтому дети, даже с относительно стёртыми формами так называемой акустико-мнестической афазии, легко выполняют первую часть такого задания (первое арифметическое действие), но сразу же теряют его последнюю часть.

Существенные, но значительно менее изученные дефекты счётных операций наступают и при явлениях моторной афазии. Эти дефекты связаны с тем, что в этих случаях внутренняя речь может оказаться глубоко дефектной. В этих условиях выполнение сложных операций «в уме» и переключение с одного числового комплекса на другой могут протекать с трудом. В связи с этим дефектом дети с моторной афазией часто обнаруживают тенденцию перейти к упрощённым формам присчитывания или отсчитывая по единицам, которые заменяют у них операции «табличного счёта», и нередко продолжают пользоваться этим приёмом, несмотря на то, что разрядное строение числа остаётся у них сохранным.

Методы преодоления указанных дефектов, отличаясь друг от друга в несущественном, должны быть направлены, прежде всего, на восстановление общего поведения учащегося в ситуации выполнения арифметических действий, целенаправленности ребёнка, на создание условий, позволяющих ему осознать необходимость контроля за своими действиями.

В заключение следует отметить, что для определения формы акалькулии большое значение имеют не столько результаты выполнения арифм етических действий с числами, сколько особенности процесса их выполнения. Например, если человеку предложить отсчитывать последовательно от 103 по 7 (103-7=96, 96- 7=89 и т.д.). То в зависимости от зоны локального поражения мозга, результат вычитания может быть одинаковым, а процесс вычитания и причины внешне одинаковых ошибок – разными. Например, 103-7=93 у людей с «лобной акалькулией» - это результат «инертности», персевераций последней цифры. Дальше у него будет 93-7 получится либо 83, либо 97, либо 87 и т.д. А у людей с поражением теменно-затылочных отделов мозга могут быть следующие ошибки: 103-7 = 94, 94-7=93 и т.д., причиной которых являются уже дефекты пространственного восприятия числа и операций с числами. В первом случае человек вычитал 3, и получилось 90, а куда деть 4 – отнять или прибавить (отсчитывать налево или направо) он не знает, получает 94. Но такой результат может быть и у ребёнка с «лобной акалькулией», однако возникает она не в результате персевераций, а вследствие разложения человеко м числа 7 на составляющие 3 и 4. Однако дальше он не знает, что делать с этими составляющими, как совершать операцию вычитания.

Психологический анализ процессов счёта и вычислений позволяет еще раз убедиться в сложном строении интеллектуальной деятельности человека для их выполнения, включающей в свою структуру, помимо конкретных операций, и общую стратегию, подчиняющую себе операционные компоненты. Важны и необходимы обе эти стороны интеллектуального акта и их взаимообусловленность. Нарушение одной из них неизбежно ведет к нарушению всей деятельности в целом. Но нарушение каждой из указанных сторон сопровождается разной психологической структурой распада интеллектуальной деятельности, что связано с топикой поражения отделов коры головного мозга. Характерно , что во всех случаях целенаправленный характер вычислительной деятельности остаётся сохранным; как основная задача, так и общий план её выполнения не нарушаются, распадается только исполнительная часть.

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 631.