Обучение в легкой атлетике – это процесс формирования и совершенствования, необходимых легкоатлету знаний, умений, навыков. Этот процесс специально организован и направлен. Он управляется педагогом – тренером с одной стороны и обучающихся с другой. Обучение и тренировка – это единый педагогический процесс. Первый этап – овладение знаний, умений, навыков, второй этап – их совершенствование.
Техника спортивного упражнения – это система движений, направленная на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил (активных, реактивных, инерционных) с целью наиболее полного и эффективного использования их для достижения высокого результата. Чем совершеннее техника движений легкоатлета, тем в большей мере используются, так называемые «даровые силы» (реактивные, инерционные). Нельзя уповать только на грубую силу (бег с прыжками с акцентом на отталкивание – грубая ошибка бегуна; постановка согнутой ноги на отталкивание в прыжках тоже и т.д.).
Чтобы технически правильно выполнять движения какого-либо вида легкой атлетики, необходимо накопить двигательный потенциал, двигательные возможности, запас знаний. Так, например, чтобы перейти к обучению техники прыжка в высоту способом «фосбери-флоп», необходимо научиться технике прыжка способом «перешагивание», перед метанием копья – обучаются метанию теннисного мяча, гранаты. Сначала учат технике подводящих и подготовительных упражнений, затем в целом всему упражнению.
Эффективное изучение техники возможно лишь при соответствующей физической подготовленности занимающихся. Нельзя обучать бегу с низкого старта школьникам 2-3 класса, потому что дети из-за слабой физической подготовленности будут делать много ошибок.
Подводящие, подготовительные упражнения повышают физическую подготовленность, что создает предпосылку к освоению техники.
Из-за сложности обучения целому легкоатлетическому движению в практике используются методические подходы обучения: по частям и в целом.
Расчленение сложного упражнения на более простые фазы, выделение главного звена – увеличивает доступность к овладению техникой упражнения.
Физиологическая основа овладения техникой – это образование в результате повторения одного и того же упражнения условно-рефлекторных связей, системы нервных процессов, образование навыка (динамического стереотипа). Двигательный навык предусматривает: автоматизированность координации движений, физиологических функций, подчиненность сознанию, воле спортсмена, прочность, стабильность, но и возможность сознательно управлять движениями.
Диапазон трудности освоения техники имеет свои границы. Верхняя граница – определяется функциональными возможностями спортсмена. Это граница максимальных усилий, предельной скорости движений, самой большой амплитуды (т.е. все в превосходной степени).
Нижняя граница – определяется минимальным волевым и мышечным усилием, таким уменьшением амплитуды, скорости, частоты движений, при котором еще сохраняется структура движения, суть техники бега, метаний, прыжков.
С ростом спортивного мастерства диапазон трудности расширяется за счет повышения верхней границы. Из этого следует вывод:
- все основные упражнения для обучения технике и упражнения специальной физической подготовки должны состоять из упражнений находящихся в пределах между диапазонами подвижности, трудности их освоения.
Обучение любому легкоатлетическому упражнению рекомендуется проводить по типовой схеме обучения.
Этап
Задача: Ознакомить, создать у занимающихся правильное представление о технике данного упражнения.
Средства:
1. Объяснение техники упражнения, указания по основным закономерностям, условиям выполнения по правилам соревнований.
2. Совершенный личный показ техники преподавателем.
3. Иллюстрация техники с помощью наглядного пособия.
4. Подводящие упражнения, для создания представления о технике упражнения.
5. Опробование выполнения элементов или упражнения в целом в облегченных условиях.
Этап
Задача: Учить технике основного технического звена обучаемого упражнения, его деталей и технике в целом.
Средства:
1. Подводящие и подготовительные упражнения.
2. Изучаемое упражнение в упрощенном виде, сосредоточение внимания на главной фазе.
3. Изучаемое упражнение в упрощенном виде, сосредоточение внимания на основных сторонах движения в деталях.
4. Изучение упражнений в целом, применительно к условиям соревнований.
Этап
Задача: Выявить и учить индивидуальным особенностям техники обучаемых упражнений.
Средства:
1. Выполнение изучаемых упражнений различными вариантами, выбор индивидуального лучшего движения.
2. Выполнение движений на результат с оценкой выполнения.
3. Определение индивидуальных заданий для достижения наиболее высокого спортивного результата.
Предлагаемое разделение обучения на этапы не следует понимать механически, т.е. представлять строго разграниченным. В зависимости от этапа тренировки определяется лишь преимущественное направление в решении тех или иных задач обучения. Процесс обучения требует особого контроля, оценки и проверки.
Оценивая уровень усвоения изучаемого движения, следует учитывать следующее:
Отлично (5). Упражнение выполнено ритмично, согласованно, на большой амплитуде, точно, быстро, выдержан акцент на главной фазе.
Хорошо (4). Упражнение выполнено правильно, но с некоторыми недостатками: нарушение ритма, недостаток амплитуды, быстроты и т.д.
Удовлетворительно (3). Упражнение по общей схеме выполнено правильно, но с отдельными явными ошибками, выраженная пауза в движении, излишний наклон тела и т.д.
Неудовлетворительно (2). Обучающийся не может выполнить упражнение в целом или выполняет его со многими грубыми ошибками.
Педагог, давая оценку, обязан сопровождать свою оценку разъяснением как положительных, так и отрицательных сторон техники упражнения. Оценка должна быть объективной и справедливой. Она должна помогать занимающемуся правильно осознать успешность обучения. Оценка должна стимулировать дальнейший прогресс в работе.
Методические приемы в обучении.
1. При обучении важное значение имеет активное вовлечение в двигательную деятельность различных анализаторов. Для этого целесообразно использовать различные ориентиры и лидеры: пространственные, временные (звуколидеры), силовые акценты (места акцентирования усилий в ритме движений), служащие для овладения необходимой координацией и скоростью движений. Примеры: бег по ограничителям длины шагов, прыжок в «окно», прыжки через барьеры, бег со старта с сопротивлением амортизатора, «на возжах» толкание ядра через ограничитель высоты траектории, бег по разметкам с задаваемым ритмом, прыжок с мостика, метание отрезков шланга, имитация броска с веткой или палкой в руке (диск), метание набивного мяча с петлей, диска, закрепленного за кисть, прыжки за отметки в яме для приземления и т.д.
2. Для устранения ошибок следует использовать показ техники не менее 2-3 раз, чередуя с повторным объяснением, анализом, можно лично помогать обучающимся при выполнении упражнения.
3. Расчлененный метод только дополняет целостный, которой в школе является основным. Часто при обучении приходится возвращаться назад при недостаточном качестве выполнения целого упражнения или его части. Только освоив предыдущее упражнение (часть его) можно идти дальше. Иначе неправильное движение в упражнении или его фаза будет способствовать только задержке освоения техники всего упражнения.
4. Для правильного выполнения техники упражнения лучше использовать снаряды меньшего веса, снижать высоту препятствий, укорачивать длину разбега и т.д.
5. Верное первоначальное освоение техники достигается легче с помощью выполнения упражнения в замедленном темпе и с остановкой, но не следует этим злоупотреблять.
6. Полезны имитационные движения, выполняемые как подражание целостного или части упражнения, но в облегченных условиях.
7. В некоторых случаях нужно выполнять упражнения и в усложненных условиях: прыжок в длину через два низких барьера, толкание ядра через ограничитель высоты траектории, бег с манжетами на ногах или с поясом, с гантелями в руках.
8. Для борьбы с излишним напряжением полезно отключение внимания (бег с решением арифметической задачи, оглядкой по сторонам, с закрыванием глаз при переходе от стадии разбега в бег по дистанции, бег в переменном темпе).
9. Выполнения задания с оценкой «на технику» и «на результат» также способствует хорошему эффекту обучения.
10. Для исправления ошибок в движениях используются следующие методические подходы:
- вычленение ошибочного движения из целостного движения для многократного его правильного выполнения и последующего соединения с целым;
- выполнение неправильного движения с преувеличенной поправкой по амплитуде, быстроте, усилии – утрирование ошибки выполнения;
- дополнительное развития того или иного физического качества для того, чтобы на фоне этого нового уровня физической подготовленности учащиеся уже могли овладеть техникой изучаемого упражнения.
В обучении следует руководствоваться следующими педагогическими принципами: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуальности, систематичности, прочности, постепенного повышения требований.
Контрольные вопросы семинарского занятия
1. Характеристика обучения в легкой атлетике.
2. Что такое техника в легкой атлетике?
3. Методы, средства, принципы обучения.
4. Характеристика типовой схемы обучения. Поэтапная постановка задач и их решение.
5. Диапазоны трудности при обучении технике.
6. Критерии оценки техники. За что ставятся оценки «5», «4», «3», «2»?
7. Методические приемы при обучении.
Лекции шестая – седьмая
Дата: 2019-02-25, просмотров: 253.