Уроки подразделяются на вводные, учебные, тренировочные, урок совершенствования, контрольные (проверка физической и технической подготовленности), уроки смешанного типа – учебно-тренировочные, комплексные (упражнения ОФП из различных видов спорта).
Независимо от типа по своей структуре школьный урок легкой атлетики делиться на три части: подготовительную, основную, заключительную.
Цель подготовительной части урока – посредством физических упражнений легкой атлетики при минимальной затрате времени включить в работу все функции организма занимающихся.
Правильный подбор упражнений способствует улучшению работы органов дыхания, кровообращения, обмена веществ, укреплению опорно-связочного, двигательного аппарата.
Упражнения подготовительной части должны способствовать решению задач урока. Это могут быть: спокойный бег, беговые упражнения, переменный бег, специальные подводящие и подготовительные упражнения, подвижные игры. Если школьники в основной части урока будут заниматься, например, прыжками в длину с разбега, то в подготовительную часть могут включаться специальные упражнения прыгуна в длину: прыжок в шаге через беговой шаг, через два, через три, пять шагов разбега, прыжки с места. В конце подготовительной части нужно провести подвижную игру или эстафету, челночный бег, выполнить несколько ускорений.
Подготовительная часть должна решать, предпочтительно, задачу общей физической подготовки, особенно, если урок обучающий, а не тренировочный. Упражнения ОФП должны быть направлены, в основном, на укрепление мышц туловища, рук и, естественно, ног. Ноги развиваются и в повседневной жизни школьника, что не скажешь о туловище, когда ему приходиться сидеть за партой в школе и дома около 10-12 часов в сутки, что часто приводит к различным заболеваниям (сутулости, сколиозам, лордозам). При этом нужно придерживаться правила, когда после выполнения упражнений на силу нужно обязательно дать упражнения на расслабление, на гибкость, на быстроту.
После одного – двух упражнений на укрепление мышц туловища или рук, нужно дать ускорения в беге на коротких отрезках дистанций. Можно в игровой форме выполнить упражнений на внимание, быстроту движений, быстроту реакции. Должно быть, чередование видов упражнений и характера работы. Не должно быть монотонного выполнения 10-15 упражнений силового, статического характера на одном месте. Лучше если будет чередование силовых упражнений с беговой нагрузкой, или упражнениями на быстроту. Однообразная монотонная нагрузка вызывает потерю интереса школьников к уроку, появление элементов напряжения, снижение или отсутствие эмоциональности на уроке.
Обычно подготовительная часть урока начинается с медленного бега – для разогревания. Это правильно, но на практике такое начало часто не приводит к нужному результату, а скорее наоборот. Чтобы было правильно, необходимо разогревающий бег проводить под контролем учителя, который должен по ходу бега давать методические указания по технике бега, ритму дыхания, осанке, дисциплине, скорости бега. Но такое начало не всегда интересно школьникам и физически тяжело учителю на каждом уроке бегать со школьниками. Как правило, классу дается задание пробежать 5-6 кругов по площадке или вокруг школы. Это практически всегда приводит к срыву урока. Наиболее сильные в беге ученики сразу начинают выяснять – кто самый выносливый в классе, далеко убежав от слабых. При этом данное соревнование происходит без всякой предварительной подготовки к бегу, без разминки, без постепенного врабатывания всех систем организма. Тем самым нарушается решение самой главной задачи урока - оздоровительной, где предусматривается подготовка организма к нагрузке. Уже через одну – две минуты после начала бега частота пульса у лидеров класса может достигнуть 190-210 уд/мин. После такого начала урока единого класса больше не будет. Появляются несколько групп школьников: самый выносливые в классе (они это доказали за счет своего здоровья, пробежав 3-4 круга без всякой подготовки почти в полную силу), самые слабые, кому отбили охоту что-либо делать дальше. Эти школьники обычно не бегут, а в лучшем случае чередуют ходьбу с тихим бегом. После первого же бегового упражнения ОФП уже никому не нужны. Прибежавшие первыми школьники сильно устали, выложились в беге и удовлетворили свои амбиции, а другие уже потеряли интерес к уроку.
Для более рационального начала урока можно рекомендовать несколько других вариантов выполнения подготовительной части:
1. Выполнять упражнения ОФП сразу после построения, т.е. в начале урока.
2. Провести подвижную игру при участии всех школьников. Интенсивность игры должна быть средняя, продолжительность 4-5 минут, затем ОФП.
3. Выполнять переменный бег или повторный бег на отрезках 60-100м в чередовании с двумя – тремя упражнениями на развитие гибкости, повышение подвижности в суставах во время отдыха между беговыми заданиями. Интенсивность упражнений 60-80% от максимальной.
4. Чередовать выполнение легкоатлетических упражнений ОФП во время легкого бега или при кратковременной остановке и продолжение бега после прекращения выполнения упражнений ОФП.
5. Использовать метод круговой тренировки.
6. Проводить подготовительную часть урока в виде игры «салки маршем».
Дозировка длительности бега и упражнений зависит от подготовленности учащихся, условий погоды.
Продолжительность подготовительной части урока 7-15 минут. Если в задачах урока стоит развитие какого-то физического качества, то можно несколько увеличить длительность подготовительной части для решения этой задачи в процессе ее выполнения.
Интенсивность подготовительной части должна повышаться постепенно и волнообразно. Частота сердечных сокращений у школьников должна быть максимальной в конце подготовительной части урока. Специальные, подводящие упражнения должны выполняться в подготовительной части урока для частичного решения поставленной обучающей задачи урока или физической подготовки.
В начале подготовительной части урока лучше выполнять упражнения на мелкие мышцы, затем на более крупные.
Упражнения первой части урока по своему характеру, виду, режиму выполнения должны соответствовать задачам основной части урока.
Нельзя давать нагрузку на выносливость в подготовительной части урока перед обучением технике метания или какого-либо прыжка (наиболее грубая ошибка).
Формы организации класса могут быть разными. При ветреной погоде на улице лучше использовать организацию класса в виде построения в колонну по два или в круге. Это позволит учителю не напрягать свой голос. При простых упражнениях ОФП можно использовать упражнения в парах, а вот сложные упражнения в парах вызывают нарушения дисциплины, невыполнение упражнений, поэтому их не всегда можно включать в урок, хотя они и более эффективны.
Круговой метод на уроках легкой атлетики лучше использовать в виде последовательного прохождения через задания всего класса, а не переходом отдельных групп на выполнение заданий от станции к станции.
Основная части урока должна быть направлена на решение главных задач урока. При этом сначала разучиваются новые, сложные элементы, затем совершенствуются уже знакомые элементы.
Развитие физических качеств, требующих четкой координации движений, выполняются в начале основной части. Сначала дается нагрузка анаэробного характера, а затем аэробного. Длительность основной части может быть 27-30 минут.
Обучение какого-либо вида легкой атлетики целесообразно проводить концентрированно, т.е. подряд на нескольких уроках в виде тематических уроков.
В одном уроке предусматривать лишь одну главную образовательную задачу и одну задачу на совершенствование разученных ранее элементов или же развитие какого-либо физического качества.
Формулировка задач при обучении может быть следующая:
1 этап – ознакомить с техникой выполнения изучаемого вида двигательного действия;
2 этап – учить технике изучаемого элемента или вида двигательного действия.
3 этап – совершенствовать технику изучаемого двигательного действия с учетом индивидуальных особенностей развития школьников.
Кроме этого в задачи урока может включаться освоение основ теории и методики физического воспитания.
Количество уроков для прохождения темы (учебного материала), их последовательность во всех классах, обычно, определяет сам учитель, учитывая особенности классов. Но, как правило, уроки физической культуры в первой и четвертой четвертях посвящаются легкой атлетике. За время урока в одной четверти с учащимися можно пройти по тематической методике до 3-4 тем, т.е. не раздробляя тему по частям, а последовательно пройти обучение двух – трех видов легкой атлетики и развитие двух – трех физических качеств. На каждую тему выделяется три – четыре урока.
Кроме тематических уроков можно применять и уроки комплексные с разнообразным набором упражнений для решения, в основном, задач улучшения функциональной подготовки и совершенствования двигательных качеств, проверки физической подготовленности.
Для повышения точности движений, эмоциональности, конкретности хорошо использовать в уроке предметные ориентиры. Это подвешенные мячи, установленные флажки, мишени, разграничители линий. Так, например, когда ученик в прыжке дотрагивается коленом до подвешенного мяча, это сигнализирует ему, что он сильно и правильно оттолкнулся одной ногой и сделал хороший мах бедром другой ноги, благодаря чему и коснулся коленом мяча. Так же отлично можно использовать ограничители амплитуды движений. Их можно применять при обучении правильности постановки стоп в беге. Для этого используется коридор из двух шнуров или чертятся две линии на полу.
Бег через набивные мячи заставляет учеников высоко и быстро выводить в беге бедро вперед – вверх при высокой частоте бега. Для выработки длины шага в беге обычно применяют бег по отметкам и бег «по кочкам».
Прыжок «в окно» с прямого разбега заставляет учащихся лучше сгруппировываться, подтянуть ноги к груди при обучении группировки в прыжке в длину способом «согнув ноги».
Прыжок в длину через две горизонтальные планки вынуждает учащихся как можно сильно оттолкнуться вверх и стимулирует долгое удержание ног в группировке перед приземлением.
При обучении технике прыжка в высоту в последние годы обычно учителя используют резиновый шнур, натянутый вдоль зала. Прыжки выполняются сменно-поточным способом. Однако, задевание шнура одним учеником мешает прыгать другим ученикам. Кроме этого, одинаковая для всех высота снижает интерес и эффективность обучения. Простое дополнение к этому позволяет исправить указанные недостатки.
Вдоль натянутого шнура устанавливаются дополнительные стойки (1-2). Таким образом, шнур делиться на несколько секторов. Шнур можно обернуть несколько раз вокруг стойки. За счет этого можно в каком-либо секторе увеличить высоту. Маты лучше укладывать в секторах в шахматном порядке с одной и с другой стороны шнура. Школьники, выполнившие прыжок не обходят сектор, а становятся в колонну на смежном секторе. Перемещение прыгунов происходит по кругу.
Для повышения плотности урока, когда в зале прыгает весь класс, можно сделать дополнительное приспособление. На противоположных стенах зала крепятся деревянные или металлические стойки с отверстиями через пять сантиметров. Начало отверстий на высоте от пола 80см. Зал делится на четыре части. Резиновые ленты крепятся к крючкам, которые вставляются в отверстия в стойках. На установку четырех мест занятий при таком приспособлении тратиться 10-15с. Сектора делятся по высоте установки «планки» для девочек и мальчиков. Маты укладываются в каждом секторе в шахматном порядке, как было указано в предыдущем варианте установки мест занятий при прыжках в высоту.
Метание теннисного мяча на открытом воздухе сложно организовать, т.к. занимающиеся метают с разной силой и не контролируют дальность броска. Много времени тратиться на поиски мячей после бросков. Повышению плотности, эффективности обучения способствует метание мяча перед стеной. Финальное усилие выполняется за 15-20м от стены. В этом случае, мяч отскакивает обратно от стены, попадает в руки метателя. Еще лучше, если на стене имеется мишень, а перед стеной на определенной высоте натянут шнур для задавания оптимальной траектории броска.
Обычно на школьной площадке имеется яма для прыжков в длину. Но, как правило, она не оборудована. Нет мостика, стоек для установки планки (стимулятора высоты прыжка). Делу помочь достаточно просто. Рядом с доской для отталкивания можно вкопать толстое бревно, предварительно сняв закругление сверху, чтобы нога при отталкивании не скользила. Если есть возможность, мостик можно сделать из бетона. Чтобы увеличить плотность урока, такие импровизированные мостики для отталкивания (2-3) можно разместить за 2,5 – 3,5м сбоку от ямы. Мостиками могут служить и автомобильные шины, вкопанные в землю. Необходимо вкопать и углубить до уровня земли трубы, в которые можно было бы вставлять стойки для прыжков. На стойках крепятся резиновые шнуры, которые необходимы при обучении группировки в полете способом «согнув ноги» или для стимуляции высоты взлета при обучении техники других элементов прыжка.
Для измерения и контроля за дальностью прыжков в длину в прыжковой яме можно сделать следующие приспособления. Сбоку ямы по всей длине, начиная от места отталкивания необходимо закрепить брусок с измерительной шкалой по всей длине. Для оценки длины прыжка можно использовать прямоугольник из трех реек. Две рейки составляют прямой угол, а третья рейка связывая их фиксирует этот угол. Чтобы быстро без рулетки измерить длину прыжка, прямоугольник короткой (50см) стороной прикладывают к бруску с указанной шкалой длины прыжка, а длинная сторона (220см) накладывается на самый ближний к бруску отталкивания след в яме с песком, оставленный прыгуном. Вершина прямого угла будет указывать дальность прыжка.
В младших классах особую роль приобретает игровой метод обучения. Основное его содержание – подвижные игры и игровые задания.
В уроки первых-вторых классов обычно включается одна-две игры, в третьих-четвертых классах – по одной. Игры должны преследовать определенные задачи и могут быть использованы в любой части урока.
Если они вводятся в первую часть урока, то решают задачу настроя на нагрузку, разогревают детей.
Игры второй части урока могут решать образовательные, воспитательные задачи, совершенствование двигательных умений и навыков.
В третьей части урока игры используются для проведения детей в оптимальное состояние.
Включение в урок подвижных игр, содержащих элементы техники разучиваемого движения, использование игрового метода активизирует внимание, повышает эмоциональное состояние учащихся. Ученики забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием, интересом.
Но следует помнить, что игровой метод все таки вспомогательный метод. Он используется лишь тогда, когда движение автоматизировано и внимание сосредоточено, в основном, на результате действия, условий и ситуации, в которых оно выполняется.
Игры должны быть четко подобраны в соответствии с поставленными задачами и подготовленностью, возрастом учащихся.
Надо четко знать, что учащиеся могут выполнять, знать их интересы.
Содержание игр нужно объяснять кратко, четко и сразу же дать возможность сыграть один тур, чтобы убедиться, как игру поняли.
Лучшим методом сообщения содержания игры, особенно в младших классах, является демонстрация действий игроков самим учителем с кратким пояснением по ходу демонстрации. Это экономит много времени.
Подготовка мест для игр должна проводиться заранее, до урока, лучше с помощью присутствующих, которые почти всегда имеются.
Велика роль учителя при проведении игр. От него зависит не только подготовка игр, но он должен быть активным руководителем, внимательно наблюдать, четко, объективно подводить итоги игры, выявлять победителей.
Игры должны заканчиваться организованно. Следует обязательно подвести итоги, отметить успехи и недостатки играющих.
Для регулирования нагрузки во время игры учителем могут быть использованы следующие приемы:
- изменять количество туров игры;
- увеличить или уменьшить площадку или длину пробегаемых отрезков дистанции;
- усложнить или упростить правила игры.
Методика проведения уроков
1. В каждый урок включать тренировку какого-либо качества, в конце урока, дополнительно ко всей остальной нагрузке.
2. Менять тренировочные средства и упражнения по принципу три урока, скажем, скорость, затем три урока – скоростно-силовая нагрузка, затем три урока – сила, затем три урока – выносливость и т.д.
3. Широко использовать для повышения плотности урока методические приемы:
1) фронтально-поточный метод выполнения упражнений;
2) последовательно-комплексный метод проработки основных мышечных групп;
3) применять дополнительные отягощения в виде собственного тела, партнера, снарядов, отягощений, условий выполнения;
4) применять для интенсификации интереса учащихся следующие методы: соревновательный, игровой, контрольный, оценочный;
5) использовать критерии оценки успеваемости по достигнутому уровню, как психологический стимулятор активности;
6) увеличить дозировку упражнений;
7) заполнять паузы отдыха информационным материалом;
8) для активизации отдыха в паузы между физической нагрузкой включать упражнения не нагрузочные, а восстановительные, упражнения на расслабление, растягивание;
9) разработать систему дополнительных домашних заданий и систему учета итогов и контроля;
10) разработать систему мотивации выполнения домашних заданий;
11) разработать батарею заданий, сообщений информации, для приобретения профессиональных физкультурных знаний учащихся на тематических уроках;
12) при обучении технике стремиться к сокращению разделения упражнений на части, увеличивая число подводящих упражнений, чаще применять целостное обучение и использование наглядного метода.
Контрольные вопросы семинарского занятия
1. Виды уроков. Типовая структура урока.
2. Основные задачи и требования к уроку.
3. Постановка образовательных, воспитательных, оздоровительных, развивающих задач. Их реализация.
4. Дозировка упражнений в зависимости от поставленных задач и возраста.
5. Методы организации класса при развитии физических качеств и обучении.
6. Методы регулирования нагрузки. Моторная плотность на уроке. Нагрузка в частях урока.
7. Меры предосторожности при проведении урока.
8. Личность учителя на уроке.
9. Методические приемы при проведении урока.
Лекция девятая
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СОРЕВНОВАНИЙ
ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Соревнования по легкой атлетике могут проводиться любым предприятием, учреждением, общественными и государственными организациями, редакциями газет и журналов при непосредственном участии спортивных организаций (коллективов физической культуры, спортивных клубов и комитетов по физической культуре и спорту) и в соответствии с календарным планом проведения спортивных мероприятий, утвержденным вышестоящей организацией.
Организация, проводящая соревнования (ОПС), разрабатывает и утверждает положение о соревнованиях, состав главной судейской коллегии (ГСК), определяет время, место и условия их проведения.
При проведении соревнований первого уровня создается организационный комитет, который, как правило, возглавляет заместитель главы местной администрации. В состав оргкомитета входят представители различных организаций и служб, ответственных за подготовку спортивной базы (СБ), медицинское обслуживание, обеспечение транспортом, питанием, билетами на обратный путь, за проведение культурных мероприятий, а также представители органов правопорядка и главный судья.
В ходе подготовки к соревнованиям ОПС совместно с ГСК разрабатывает планы-сценарии открытия и закрытия соревнований и награждение участников, утверждает расписание и регламент соревнований, организует работу мандатной комиссии по допуску участников, осуществляет контроль за подготовкой СБ и проверяет готовность спортсооружений, организует медицинское обслуживание спортсменов, обеспечивает прием, размещение, питание, транспортировку и отправку участников соревнований, а также финансовые расчеты с участниками и судьями. ОПС решает все организационно-хозяйственные вопросы, обеспечивает необходимые технические средства и оборудование, средства связи, печатающую и множительную технику, а также расходные материалы для работы секретариата.
В целях привлечения большего числа зрителей ОПС проводит пропагандистские мероприятия в средствах массовой информации, выпускает афиши, плакаты, значки, сувениры и т.д.
С целью координации и упорядочения проведения физкультурно-спортивных мероприятий и соревнований разрабатывается и утверждается спортивный календарь соревнований, в том числе и по легкой атлетике. Спортивный календарь разрабатывают и утверждают органы исполнительной власти в сфере физической культуры (комитеты по физической культуре и спорту) совместно с федерациями легкой атлетики. Как правило, за 1,5-2 месяца Федеральным агентством Российской Федерации и Всероссийской федерацией легкой атлетики (ВФЛА) утверждается календарь проведения всероссийских и международных соревнований на предстоящий сезон.
Данный календарь рассылается в субъекты Российской Федерации, где комитеты по физической культуре совместно с региональными федерациями разрабатывают календари соревнований для региона с учетом вышестоящих соревнований. На основании регионального календаря соревнований разрабатываются календари городов и районов субъекта РФ. После ознакомления с календарным планом спортивных соревнований города или района идет разработка календаря соревнований в спортивных клубах, коллективах физической культуры.
В.И. Жолдак, В.Н. Зуев определяют следующие условия, которым должен отвечать календарь:
- соревнования должны быть упорядочены таким образом, чтобы основные из них концентрировались в одном соревновательном периоде;
- количество состязаний должно быть достаточным для роста спортивного мастерства, в то же время не допускается перегрузка календаря соревнований;
- соревнования должны располагаться по степени нарастания ответственности и трудности, при длительном периоде соревнований должны вводиться промежуточные этапы, свободные от ответственных состязаний;
- периоду ответственных соревнований должен предшествовать период, необходимый для полноценной подготовки к ним, а после них должен следовать период активного отдыха;
- спортивный календарь в основных своих направлениях должен быть стабилен и традиционен.
Положение о соревновании – основной управленческий документ, определяющий цель, задачи, состав участников соревнования, содержание программы и способы определения победителей соревнования. Положение регламентирует все отношения между организаторами соревнования, его участниками и судьями.
Традиционно Положение о соревновании состоит из следующих разделов:
1. Название соревнования. Включает информацию о виде соревнования, об участниках и об организации, проводящей соревнования (например, «Положение о первенстве Удмуртского государственного университета среди студентов»).
2. Цель и задачи соревнования. В этом разделе определяется главная цель предстоящего соревнования и исходя из нее формулируются конкретные задачи. Например: цель соревнования – способствовать дальнейшему развитию легкой атлетики среди студенческой молодежи, формированию у них здорового образа жизни; задачи соревнования: 1) выявление сильнейших спортсменов и команд факультетов; 2) пропаганда физической культуры и спорта; 3) популяризация легкой атлетики среди студентов.
Поставленные цель и задачи соревнования определяют содержание остальных разделов Положения, направленных на их решение.
3. Руководство проведением соревнования. Характеризуется общее руководство соревнованием, называются члены ГСК, указываются ответственные за проведение отдельных видов легкой атлетики, а также лица, отвечающие за прием, размещение и отправку участников и судей.
4. Время и место проведения соревнования. В этом разделе указывается время проведения соревнования и спортивные сооружения, где планируется проведение отдельных видов легкой атлетики.
5. Участвующие организации и участники соревнования. Оговаривается состав участников и условия, по которым они допускаются к соревнованиям. При этом может учитываться уровень спортивной квалификации участников, их возраст, состояние здоровья, принадлежность к спортивной организации. Указывается численность участников, тренеров, представителей, судей. Для командного зачета определяют число спортсменов, дающих зачетные очки. Дается перечень документов, необходимых для тренера, представителя, согласно которым устанавливают принадлежность спортсмена к команде (паспорт с пропиской, зачетная книжка спортсмена, студенческий билет и др.). Необходимо указать количество спортсменов, которое можно выставлять в каждом виде соревнований, и количество видов, в которых разрешено участвовать одному спортсмену (при необходимости).
6. Программа и условия проведения соревнования. Приводится программа соревнований по дням, которую целесообразно составлять отдельно для женщин и мужчин. При составлении программы по дням нужно разводить виды, в которых могут участвовать одни и те же спортсмены (например, 100 м и 200 м, прыжок в длину с разбега и прыжок тройной с разбега и т.д.). Указывается порядок выхода участников в очередной круг соревнований в беге и их количество, а также порядок отбора в финал – по времени или занятым местам в предыдущем круге соревнования. Устанавливаются квалификационные нормативы.
7. Порядок определения победителей. Описывается система зачета при проведении командных и лично-командных соревнований. Системы зачета могут быть разнообразными и выбираются ОПС в зависимости от цели соревнования. Если цель – массовость, привлечение наибольшего числа участников, то целесообразно применять такую систему зачета, при которой команда, выставившая наибольшее количество участников, выходит победителем. Если речь идет о стимулировании отдельных видов легкой атлетики, вводится произвольно-обязательная система зачета. Определяют общее количество зачетных результатов, среди которых обязательно должны быть результаты стимулируемых видов, например: два результата в толкании ядра и т.д. или в этих видах начисляются очки с коэффициентом.
Наиболее распространены две системы зачета:
а) по местам – где каждое место оценивается определенным количеством очков, например: 1 место – 30 очков; 2 место – 27; 3 место – 25; 4 место – 24 и т.д.;
б) по «Таблице оценки результатов в легкой атлетике», где каждый результат (а не место) оценивается определенным количеством очков.
Если цель соревнований – показ высоких результатов, то можно указать, что в зачет идут результаты не ниже определенного разряда, например КМС.
8. Награждение. В этом разделе четко оговаривается, какими призами награждаются победители и призеры, как в отдельных видах программы, так и в составе команды. Указывается, какие призы вручаются командам-победительницам в общекомандном зачете. Главные призы устанавливает, как правило, организация, проводящая соревнование. Но наряду с ней призы могут установить спонсоры соревнований. Как правило, помимо денежных призов и ценных подарков существует традиция награждения победителей и призеров грамотами, жетонами, медалями, кубками. Чем больше призов, тем выше заинтересованность участников и накал спортивной борьбы.
9. Условия приема участников. Указывается, кто несет расходы за проезд, размещение, питание участников. Если расходы за счет командирующих организаций, желательно указать примерную стоимость размещения. Если предусмотрен стартовый взнос – указывается его сумма.
10. Сроки и порядок подачи заявок и протестов. В этом разделе указываются сроки подачи заявок – предварительных и окончательных, а также дозаявок и перезаявок. Оговаривается порядок подачи протеста и сумма вносимого денежного залога.
В зависимости от масштаба и значимости все соревнования, проводящиеся на территории РФ, можно разделить на два уровня:
- первый уровень – соревнования, проводимые по календарю ВФЛА, чемпионаты, кубки и первенства РФ, международные соревнования, а также чемпионаты гг. Москвы и Санкт-Петербурга;
- второй уровень – соревнования, не входящие в календарь ВФЛА, проводимые спортивными организациями субъектов федерации, городов и районов.
Соревнования подразделяются на личные, лично-командные и командные. По техническим дисциплинам могут проводиться квалификационные основные и финальные соревнования. Соревнования в беге могут проводиться в несколько кругов (забеги, четвертьфиналы, полуфиналы, финал). Для выполнения спортивного разряда можно проводить классификационные соревнования. Проводятся соревнования для отдельных возрастных групп, а также по какому-то определенному виду легкой атлетики.
Участники соревнований. Соревнования могут проводиться как по возрастным группам, когда на соревнования допускаются спортсмены определенного возраста, так и без ограничения возраста. Принадлежность спортсменов к возрастным группам определяется возрастом по состоянию на 31 декабря года проведения соревнований, а в группе ветеранов – по дате рождения на день соревнований. Вопросы участия в соревнованиях спортсменов разных возрастных групп в каждом отдельном случае определяются Положением. Допускается участие наиболее подготовленных спортсменов младших возрастных групп в соревнованиях старших групп, но спортсмены старшего возраста не имеют права выступать в соревнованиях младших групп.
Спортсмены допускаются на соревнования в соответствии с заявками. Технические заявки отдельно на мужчин и женщин и карточки участников подаются в комиссию по допуску в сроки, указанные в Положении. Сроки подачи дозаявок и перезаявок устанавливаются Положением, но не позднее, чем за 1 час до начала соревнований по конкретной дисциплине.
Обязанности и права участников. Все участвующие в соревнованиях спортсмены обязаны знать Правила и Положение и все условия проведения данного соревнования и строго выполнять их.
Участникам не разрешается получать какую-либо помощь в ходе соревнований. Спортсмен, получивший помощь, должен быть предупрежден, а в случае повторного нарушения – дисквалифицирован. Участникам разрешается пользоваться медицинской помощью, оказываемой официальным медперсоналом, а также устной или визуальной информацией от лиц, находящихся вне мест проведения соревнований.
Промежуточные результаты участникам могут объявлять только судьи. Спортсменам запрещается применять вещества, отнесенные к допингу. К местам соревнований участники выходят и покидают их общей группой под руководством судьи.
Если участник заявлен по нескольким дисциплинам, проводимым в одно и то же время, то он обязан выступать в беге, а в других дисциплинах начать с той попытки или высоты, которые он застал, придя на соревнование по данному виду.
При неявке участника на очередной круг соревнований освободившееся место не может быть занято другим участником, а если неявка по неуважительной причине, то спортсмен лишается права на личное место, а команда – очков.
Участник, заявленный в личных и лично-командных соревнованиях в нескольких видах программы, обязан принять в них участие, а в случае неявки на один из заявленных видов не допускается к соревнованиям по другим видам. Исключением является случай, когда об отказе от соревнований по дисциплине заявили заранее (за 1 час до начала соревнований и по уважительной причине).
Участник может быть дисквалифицирован за неспортивное или неприличное поведение, а также отстранен от участия в соревнованиях за явную техническую неподготовленность.
Одежда, обувь, номера участников. Участники должны носить чистую одежду из непрозрачного даже в мокром состоянии материала. Участники не должны носить одежду, которая затрудняет работу судей. Майки спортсменов должны быть одного цвета – как спереди, так и сзади.
Спортсмены могут выступать в обуви или босыми на одну или обе ноги. Обувь не должна быть специальной конструкции, дающей спортсмену какое-либо преимущество перед другими участниками. Толщина подошвы обуви для прыжков в высоту или длину не должна превышать 13 мм, а каблука в прыжках в высоту – 19 мм. Во всех остальных видах эти показатели произвольные. На подошве и каблуке спортивной обуви разрешается иметь шипы, общее число которых не должно превышать 11-ти. Длина шипов не должна превышать при соревнованиях на синтетической дорожке в закрытом помещении 6 мм, стадионе – 9 мм, на дорожках с несинтетическим покрытием – 25 мм.
Как правило, участнику выдается два номера, которые крепятся на груди и спине одежды спортсмена. В случае если участнику выдается один номер, то он крепится на грудь, а у участников, выступающих в беге на короткие дистанции (100 м, 200 м, 100 м с/б и 110 м с/б) – на спину.
Очередность выступления участников в соревнованиях по прыжкам и метаниям, распределение участников по забегам и дорожкам определяется жеребьевкой.
Представитель команды. Каждая организация или отдельный спортсмен, участвующий в соревнованиях, должны иметь официального представителя, который несет ответственность за все, что связано с участием спортсменов его команды в соревнованиях. Он несет ответственность за своевременную подачу заявок, и только он имеет право на подачу дозаявок и перезаявок. Представитель имеет право участвовать на совещаниях судейской коллегии, при проведении жеребьевки и получать информацию из секретариата. Он не имеет право вмешиваться в действия судейской коллегии и находиться в местах проведения соревнований.
Заявления и протесты. Если в ходе соревнований возникла ситуация, когда решение отдельных судей вызывает сомнение в правильности у спортсмена или представителя команды, они имеют право обратиться с устным заявлением к старшему судье на виде или заместителю главного судьи. В технических видах, если спортсмен заявляет немедленно после незасчитанной попытки устный протест, попытка измеряется. Если решение по устному заявлению не удовлетворяет заявителя, то он может подать письменный протест главному судье, но не позднее, чем за 30 минут после окончания соревнований по данному виду.
Подача письменного протеста сопровождается внесением денежного залога в размере, определяемом Положением. Если протест признается обоснованным, залог возвращается, если необоснованным – поступает в судейский фонд. При разборе протеста могут быть использованы любые доказательства, в том числе видеозапись, опрос свидетелей из числа официальных лиц. Решения по протесту должны быть письменно оформлены. Соревнования «в состоянии протеста» не разрешается.
Судейская коллегия не должна рассматривать протесты, связанные с допуском спортсмена к соревнованиям – это компетенция комиссии по допуску участников и ОПС. На соревнованиях первого уровня для рассмотрения протестов создается апелляционное жюри.
Главная судейская коллегия. Для проведения каждых соревнований создается судейская коллегия, руководство которой осуществляет Главная судейская коллегия (ГСК), персональный состав которой утверждается ОПС.
В состав ГСК входят: главный судья, заместители главного судьи, главный секретарь, а на соревнованиях первого уровня – технический делегат Президиума ВФЛА (инспектор).
Главный судья. Руководит работой судейской коллегии на всех этапах подготовки, проведения и подведения итогов соревнований. Совместно с ОПС и дирекцией СБ подписывает акт готовности спортивной базы, инвентаря, оборудования, мест соревнований и служб к предстоящим соревнованиям.
Главный судья совместно с ОПС и дирекцией СБ составляет план подготовки и проведения соревнований, который делится на три периода: подготовительный, продолжительность которого зависит, как правило, от уровня соревнований – от нескольких лет (Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы и т.д.) до 1-2 месяцев для соревнований второго уровня; соревновательный, начинающийся за 1-3 дня до начала соревнований и охватывающий весь период соревнований; заключительный – 2-3 дня после окончания соревнований.
В содержание подготовительного периода входит:
а) составление Положения о соревновании;
б) определение спортивной базы, приведение мест соревнований, инвентаря и оборудования в соответствие с Правилами, создание оптимальных условий для участников, судей и зрителей, подготовка медицинского обслуживания, поиск и работа со спонсорами, разработка мер по обеспечению порядка и безопасности;
в) обеспечение приемлемых условий для проживания, питания и транспортного обслуживания;
г) комплектование состава судейской коллегии, создание необходимых условий для ее работы и подготовка необходимой документации;
д) разработка сценариев проведения торжественных церемоний открытия и закрытия соревнований, награждения победителей, подготовка наградной атрибутики и призов;
е) проведение агитационно-пропагандистской работы в целях привлечения большего числа зрителей, работа со СМИ.
Соревновательный период содержит несколько этапов:
1 этап. Работа непосредственно перед соревнованиями (в течение 2-3 дней), которая включает: приемку мест соревнований, инвентаря, оборудования, помещений всех служб, средств связи и множительной техники (с составлением актов); проведение работы комиссии по допуску участников, прием заявок, выдача номеров, жеребьевка, подготовка стартовых протоколов, проведение совещания с представителями и судейским составом; комплектование судейских служб и бригад; совещание и инструктаж работников других служб, задействованных в организации соревнований; проведение репетиций открытия и закрытия соревнований, награждения участников, работы судейских бригад.
2 этап. Торжественное открытие соревнований.
3 этап. Предстартовая подготовка участников: разминка, регистрация участников.
4 этап. Проведение соревнований согласно Правил; подведение итогов личных соревнований и награждение победителей и призеров в отдельных дисциплинах.
5 этап. Подведение итогов командных соревнований.
6 этап. Закрытие соревнований – награждение команд-победительниц и призеров, а также лучших судей и других лиц, способствовавших успешному проведению соревнований.
7 этап. Подготовка итоговых материалов и выдача их командам, участвовавшим в соревнованиях, а также ОПС и представителям СМИ.
Заключительный период предусматривает составление отчета главного судьи и инспектора; производятся все расчеты с судьями и обслуживающим персоналом; составляется оценочный лист работы судей; готовится материал для подачи в СМИ.
Главный судья разрабатывает программу соревнований по дням и расписание по времени, если они отсутствуют в Положении. При составлении расписания необходимо учесть, чтобы соревнования не затягивались и проходили компактно. Желательно, чтобы время окончания соревнований в беге, прыжках и метаниях совпадало. Для определения времени, необходимого для проведения каждого номера программы, можно воспользоваться примерными расчетными нормами (таблица 1).
Таблица 1
Примерные нормы времени проведения соревнований
по отдельным видам программы
Вид программы
Нормы времени, мин.
Приведенные нормы не являются абсолютными и могут меняться в зависимости от условия проведения соревнований и квалификации участников, но при составлении расписания их можно принять за основу.
При составлении расписания необходимо предусмотреть время для церемоний открытия и закрытия соревнований и награждения победителей.
В обязанности главного судьи входит подготовка Регламента соревнований, в котором содержатся сведения об особенностях проведения предстоящего соревнования, организационные требования и технические условия. Если на соревнованиях второго уровня эта информация может быть сообщена устно на совещании с представителями и судьями, то на соревнованиях первого уровня без этого документа нельзя обойтись.
Регламент включает следующие разделы:
1. Уточнения Положения: этот раздел дополняет отдельные пункты Положения для устранения возможных разночтений, например: каковы условия выхода в очередной круг и т.д.
2. Места проведения соревнований. Характеризуются спортивные сооружения, дается описание трасс при проведении соревнований вне стадиона и т.д.
3. Руководство проведением соревнований. Указывается состав ГСК, представитель ОПС, ответственный за проведение соревнований, состав оргкомитета, состав апелляционного жюри и т.д.
4. Расположение служебных помещений. Перечисляются, с указанием мест размещения, помещения для участников, судейской коллегии, прессы, медицинской службы и т.д.
5. Допуск участников к соревнованию. Указываются дни, время и место работы комиссии по допуску участников.
6. Работа секретариата. Содержит информацию о месте, времени, а также сроках подачи заявок, дозаявок, проведения жеребьевки, выдачи протоколов и т.д.
7. Предстартовая подготовка участников. Дается расположение мест для разминки, указывается время и место сбора, контроля и регистрации участников перед стартами и т.д.
8. Порядок проведения соревнований. В многоборьях – порядок проведения отдельных дисциплин, в беге – условия выхода в следующие круги, в прыжках и метаниях – квалификационные нормы, в прыжках в высоту – начальная высота и порядок подъема планки и т.д. Даются разъяснения о порядке и сроках подачи протестов.
9. Организация торжественных церемоний. Сообщаются сведения об участии команд в открытии и закрытии соревнований (количество спортсменов от команды, место, время и порядок построения, форма участников, кто поднимает флаг и т.д.). Информация о награждении содержит указания о месте и времени явки победителей и призеров для награждения.
10. Совещания с представителями команд. Дается информация о месте и времени проведения совещаний.
11. Медицинское обеспечение. Содержит информацию о местах и времени работы медпунктов.
12. Хозяйственные вопросы. Даются сведения о порядке работы служб по размещению, питанию, транспортному обслуживанию и т.д.
Регламент и Расписание соревнований, как правило, выдаются представителям команд во время прохождения комиссии по допуску участников к соревнованиям.
Главный судья контролирует: ход соревнований в соответствии с Правилами, Положением, Регламентом и Расписанием, разрешая при этом возникающие вопросы и протесты; работу секретариата; заместителей главного судьи, а также: утверждает итоговые результаты соревнований; проводит совещания с ГСК и представителями; составляет отчет ГСК; обеспечивает сдачу итоговых документов ОПС.
Главный судья имеет право: отменить соревнования по отдельным дисциплинам, отложить их начало, прекратить дальнейшее проведение или устроить временный перерыв; изменить в случае необходимости расписание соревнований; отстранить от дальнейших выступлений в соревнованиях участников, допустивших грубость, а также показавших явную неподготовленность; отстранить судей, не справляющихся со своими обязанностями; отменить решение любого судьи (кроме основного стартера и судей по технике спортивной ходьбы), если он убежден в ошибочности принятого решения; при необходимости назначить новое соревнование между участниками.
В случае отсутствия медицинского обслуживания главному судье не разрешается проводить соревнования.
Главный секретарь работает под руководством главного судьи и отвечает за подготовку и оформление всей основной документации, относящейся к проведению соревнования.
Главный секретарь обязан: составить план подготовки главного секретаря к соревнованиям; участвовать в согласовании Регламента соревнований; разработать структуру и схему организации работы секретариата; разработать систему документооборота; определить количественный и персональный состав секретариата; организовать совместно с ОПС полноценное материально-техническое обеспечение работы секретариата; организовать прием именных заявок, выдачу нагрудных номеров, проведение жеребьевки, выпуск рабочих и итоговых протоколов; дать оценку работе судей секретариата; вести протоколы совещаний ГСК с представителями команд.
Заместители главного судьи. В помощь главному судье назначаются заместители по различным разделам работ. Их количество и должностные обязанности зависят от масштаба и условий проводимого соревнования. Как правило, назначают заместителей главного судьи по следующим направлениям:
- первый заместитель главного судьи;
- заместитель главного судьи по техническому обеспечению;
- заместитель главного судьи по бегу и ходьбе на стадионе (манеже);
- заместитель главного судьи по соревнованиям на отдельных зонах стадиона (манежа);
- заместитель главного судьи по многоборьям;
- заместитель главного судьи по соревнованиям вне стадиона;
- заместитель главного судьи по старту-финишу;
- заместитель главного судьи по информации и церемониалам;
- заместитель главного судьи по судейским кадрам.
На соревнованиях первого уровня могут организовываться службы, относящиеся к общей организации соревнований.
Отмена соревнований. Отменить соревнования или изменить сроки их проведения имеет право ОПС. О своем решении она должна известить в письменной форме участвующие организации и главного судью.
Отменить соревнования в отдельной дисциплине, отложить их начало, прекратить начавшееся соревнование или устроить перерыв имеет право главный судья, если:
- место соревнований оказалось непригодным или неподготовленным;
- оборудование или инвентарь отсутствуют или не соответствуют правилам, или оказались непригодными;
- проведению соревнований препятствуют неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег, темнота и т.д.);
- не укомплектована судейская коллегия соревнований;
- отсутствует медицинский персонал;
- на старт соревнований по той или иной дисциплине вышел один участник или одна эстафетная команда.
Контрольные вопросы семинарского занятия
1. Требования, которым должен отвечать календарь соревнований.
2. Положение о соревнованиях по легкой атлетике. Характеристика разделов положения.
3. Заявки и протесты. Обязанности представителя команды.
4. Участники соревнований, их права и обязанности.
5. Состав главной судейской коллегии, обязанности и права членов ГСК.
6. Периоды подготовки к соревнованиям и их характеристика.
7. Регламент и программа соревнований, технологии их составления.
Лекция десятая
ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БЕГУ И ХОДЬБЕ
Места и оборудование соревнований в беге и ходьбе на стадионе: соревнования по бегу и ходьбе на стадионе проходят по круговой беговой дорожке длиной 400 м, имеющей, как правило, синтетическое покрытие. На соревнованиях первого уровня должно быть 8 отдельных дорожек по кругу, а на соревнованиях второго уровня - не менее 6 отдельных дорожек. Ширина отдельной беговой дорожки должна быть 122-125 см и обозначаться продольными линиями, ширина которых 50 мм, при этом линия справа по движению бегуна входит в ширину его дорожки.
Длина первой беговой дорожки при наличии бровки должна измеряться по условной линии в 30 см от бровки, остальные дорожки измеряются на расстоянии 20 см от внешних краев линий дорожки. Кроме продольных линий на беговой дорожке наносятся поперечная разметка, которая обозначает:
- линия финиша всех дистанций;
- линии, размечающие последние 5 м перед линией финиша, проводимые поперек всей дорожки через каждый метр;
- линии стартов по отдельным дорожкам;
- линии старта по общей дорожке;
-линии начала перехода бегунов с отдельных дорожек на общую;
- границы зон передачи в эстафетном беге;
- линии предстартового построения участников бега, проводимого по общей дорожке, размечается параллельно линиям старта приблизительно в 3 м позади них;
Ширина линий, обозначающих старт, входит в размер дистанции, а ширина финишной линии не входит.
Место финиша на все дистанции находится в одном месте, а место старта различно:
- на месте финиша принимают старт бегуны, участвующие в беге на 400 м, 800 м, 2 000 м, 10 000 м, 400 м с/б, эстафетах 4х100 м и 4х400 м и в часовом беге;
- в начале финишной прямой принимают старт участники бега на 100 м, 500 м, 100 м с/б и 110 м с/б;
- в конце противоположной финишу прямой стартуют бегуны на 200 м, 600 м, 1 000 м, 3 000 м, 5 000 м;
- в начале противоположной финишу прямой принимают старт спортсмены, участвующие в беге на 300 м, 1 500 м и шведской эстафете 800 м + 400 м + 200 м + 100 м.
Место старта в беге на дистанции с препятствиями зависит от места расположения ямы с водой (с внешней или внутренней стороны беговой дорожки).
Для установки барьеров делается специальная маркировка размером 50х100мм с обеих сторон каждой отдельной дорожки навстречу друг другу. Линии наносятся следующими цветами: 100 м с/б – желтым цветом; 110 м с/б – голубым цветом; 400 м с/б – зеленым цветом; места установки препятствий в стипль-чезе – голубым цветом размером 100х100 мм.
Строго против финишной линии оборудуются места для судей на финише и судей-хронометристов.
Начало и конец линии места перехода бегунов с отдельных дорожек на общую обозначаются флагами желтого цвета высотой 1,5 м. Для проведения соревнований по бегу необходимы флажки для судей на старте, на финише и этапах эстафет; колокол или гонг на финише для подачи сигнала о том, что участнику бега осталось бежать последний круг; стартовые колодки для участников, стартующих в беге на короткие дистанции. Для проведения эстафетного бега необходимы эстафетные палочки длиной 280-300 мм, диаметром 38-40 мм и весом не менее 50 г.
Для проведения соревнований в барьерном беге используют барьеры, высота которых зависит от возраста и пола участников соревнований и длины пробегаемой дистанции.
Высота барьеров и их расстановка на классических дистанциях представлены в таблице 2.
Таблица 2
Дистанция (м) |
Пол участников |
Высота барьера (см) | Расстояние (м) | ||
от старта до 1-го барьера | между барьерами | от последнего барьера до финиша | |||
100 м | жен. | 84,0 | 13,00 | 8,50 | 10,50 |
110 м | муж. | 106,7 | 13,72 | 9,14 | 14,02 |
400 м | жен. | 76,2 | 45,00 | 35,00 | 40,00 |
400 м | муж. | 91,4 | 45,00 | 35,00 | 40,00 |
Для проведения бега с препятствиями на дистанциях 1500, 2000 и 3000 м используют устойчивые препятствия весом 80-100 кг, высота которых 91,4 см у мужчин и 76,2 см – у женщин; ширина верхней перекладины должна быть 396 см, а у ямы с водой – 366 см. Перекладина изготавливается из дерева сечением 127х127 мм. Яма с водой, уровень воды в которой совпадает с поверхностью дорожки, должна иметь размеры 366 см в длину и 366 см в ширину, а также наклонное дно с максимальной глубиной 70 см у ближнего к препятствию края. Расстояния между отдельными препятствиями должны быть равными приблизительно 1/5 длины одного круга на данном стадионе. Общее число препятствий на дистанциях: 1 500 м – 15; 2 000 м – 23; 3 000 м – 35, при этом яма с водой преодолевается соответственно 3, 5 и 7 раз.
Судьи по бегу и спортивной ходьбе. Для проведения соревнований по бегу (ходьбе) образуются бригады стартеров, судей на финише, судей-хронометристов, судей на дистанции, судей по спортивной ходьбе.
В состав бригады по старту входят: основной стартер, судья по фальстартам, помощник стартера.
В обязанности основного стартера входит:
- занять положение, откуда ему лучше видны стартующие и он сам хорошо виден судьям-хронометристам;
- удостовериться перед каждым стартом в готовности судей на финише и хронометристов;
- следить, чтобы участники не тратили на подготовку места старта больше 2 минут;
- следить за тем, чтобы спортсмены при командах «На старт!» и «Внимание!» занимали бы соответствующее, зафиксированное положение;
- подавать стартовые команды и сигнал для начала бега выстрелом из пистолета или голосом с одновременной отмашкой флагом.
Основной стартер цветом одежды должен отличаться от своих помощников (красная или желтая рубашка, нарукавник).
Стартер по фальстартам в случае преждевременного старта кого-либо из бегунов дает сигнал выстрелом или голосом.
Помощник стартера:
- проверяет наличие необходимого для старта оборудования;
- проверяет явку участников забега;
- при необходимости проводит жеребьевку;
- до старта сообщает на финиш сведения о неявке участников;
- ведет стартовый протокол.
Бригада судей на финише в составе до 9 судей размещается вдоль финишной линии на судейской вышке. В их обязанности входит:
- определить порядок прихода участников на финиш;
- в беге на короткие дистанции определяют расстояние (метраж) между соседними участниками забега в пределах 5-метровой финишной разметки;
- в беге на средние и длинные дистанции ведут счет кругов и сообщают участникам количество оставшихся кругов;
- дают сигнал колоколом или гонгом каждому участнику перед последним кругом дистанции.
Руководит бригадой старший судья на финише, который по данным судейских записок заполняет протокол порядка прихода участников на финиш (в беге на короткие дистанции с указанием метража) и, заверив своей подписью, передает секретарю на финише. Он же руководит судьями на дистанции и решает вопрос о дисквалификации участников, нарушивших правила.
Время прохождения дистанции спортсменами определяет бригада судей-хронометристов в составе до 10 человек. Каждый судья-хронометрист определяет время одного или двух участников. Судьи-хронометристы располагаются на судейской вышке в створе финиша в порядке принимаемых ими на финише бегунов: принимающие первого занимают верхние места. Секундомеры включаются в момент появления огня или дыма из стартового пистолета или в момент начала движения флага стартера, а останавливаются в момент касания любой частью туловища спортсмена, но не головой, шеей, рукой или ногой, воображаемой плоскости финиша. Судьи-хронометристы вносят в свой протокол (записку) показания своего секундомера, без обсуждения результата с другими судьями, и сдают его старшему судье-хронометристу. Судья-хронометрист имеет право поставить стрелки секундомера на ноль только с разрешения старшего судьи-хронометриста.
Старший судья-хронометрист распределяет обязанности (порядок приема) между судьями-хронометристами, записывает показания секундомеров в протокол, при необходимости проверяет показания секундомеров у судей-хронометристов. При проведении соревнований в беге на короткие дистанции старший судья-хронометрист должен сравнить запись времени с записью «метража», полученной от старшего судьи на финише, и в случае необходимости может внести коррективы в показания секундомеров. Секретари на финише, получив протоколы судей на финише и судей-хронометристов, вносят в рабочий протокол результаты каждого забега, записывая против каждой фамилии дробью: числитель – номер забега, знаменатель – место, занятое в забеге. По окончании соревнований по беговой дисциплине секретари на финише оформляют и подписывают итоговый протокол, где должны быть также подписи старшего судьи на финише и старшего судьи-хронометриста, после чего протокол сдается в секретариат.
За правильностью преодоления спортсменами дистанции следят судьи на дистанции, возглавляемые старшим судьей, который подчиняется заместителю главного судьи по бегу, а в его отсутствии – старшему судье на финише.
Количество судей на дистанции должно быть не менее двух на каждом повороте и этапах эстафет; по одному – на прямых участках дорожки; при барьерном беге за 1-2 рядами барьеров должен наблюдать как минимум один судья.
Судьи на дистанции следят за правильностью прохождения дистанции, передачи эстафетной палочки, преодоления барьеров участниками бега. При нарушении правил сигнализируют обусловленным способом (например, поднятием флага) и составляют судейскую записку, которая передается старшему судье.
Решение о дисквалификации бегунов, нарушивших правила, принимает зам. главного судьи по бегу или старший судья на финише при условии, что нарушение зафиксировано не менее, чем двумя судьями.
Судьи по спортивной ходьбе. Количество судей должно быть: до 5 – при соревнованиях в помещении; до 6 – при соревнованиях на стадионе и не менее 6 и не более 9 – при соревнованиях на шоссе, включая старшего судью. Каждый судья наблюдает за всеми спортсменами, контролируя, правильно ли они идут. Если судья считает, что нарушен стиль спортивной ходьбы, он делает спортсмену замечание, показав желтую карточку, и делает запись в личном протоколе. В случае повторного нарушения или первого грубого нарушения спортсменом стиля ходьбы судья выносит предупреждение, о котором он не должен сообщать спортсмену, и передает красную карточку о совершенном нарушении старшему судье для вывешивания на табло. Судья не имеет права дать второе предупреждение одному и тому же спортсмену.
Старший судья не имеет права делать предупреждения и на основе поданных карточек о предупреждении (не менее трех на одного участника) лично принимает решение о дисквалификации участника, что отмечается в сводном протоколе.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 278.