Спортивный бег можно разделить на два вида: бег на скорость (на короткие дистанции) и бег на выносливость (средние, длинные и сверхдлинные дистанции). Основная задача бегуна на любую дистанцию – это преодоление ее за наименьшее время. Однако при беге на короткие дистанции техника должна обеспечивать амплитуду и быстроту движения, а при беге на средние, длинные и сверхдлинные дистанции – способствовать экономичному, но эффективному выполнению движений. В технике спортивного бега выделяют отдельно фазы: старт стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование.
Старт
Бег на любую дистанцию начинается со старта.
Высокий старт.
В беге на средние и длинные дистанции применяется высокий старт. В стартовом положении бегун ставит у линии более слабую ногу, а другую отставляет назад на 30-50см и принимает положение наклона вперед. Если, например, впереди ставится правая нога, то спортсмен выносит вперед – вниз левую руку (разноименную). Тяжесть тела относительно равномерно распределяется между стопами с некоторым преимуществом на впереди стоящую ногу.
Низкий старт.
Бег на короткие дистанции начинается с низкого старта. Чтобы обеспечить хорошую опору для мощного отталкивания, и для стабильности определенного расположения ног на старте применяются стартовые колодки, которые устанавливаются перед линией старта различными вариантами.
Для начинающих спортсменов наиболее распространен обычный старт. При этом варианте установки стартовых колодок передняя колодка устанавливается на расстоянии 1,5 стоп от стартовой линии, а другая колодка – задняя устанавливается на 1,5 стоп сзади от передней. Таким образом, задняя колодка располагается на расстоянии трех стоп от линии старта.
При растянутом расположении стартовых колодок задняя колодка остается на своем месте (три стопы от линии старта), а передняя перемещается ближе к линии старта и располагается от нее на расстоянии 0,5 – 1,0 стопы.
Сближенный старт или как его называют американцы «старт пулей» предполагает перемещение передней колодки назад, и располагают ее впереди задней на расстоянии 0,5 – 1,0 стопы. Таким образом, этот вариант установки стартовых колодок обеспечивает более выраженное усилие обеих ног при отталкивании для начала бега и выгоден для взрывных спринтеров.
Опорная площадка передней стартовой колодки должна быть наклонена под углом 45-500, задняя 50-600. Расстояние по ширине между осями колодок 18-20см.
По команде «На старт!» бегун становится перед колодками, приседает и ставит руки на дорожку перед стартовой линией. Из этого положения он движением ноги назад упирается стопой в опорную площадку задней колодки, а другой ногой в переднюю. Встав на колено сзади стоящей ноги, бегун устанавливает руки уже вплотную перед стартовой линией на ширине плеч, прямые в локтевых суставах. Пальцы рук образуют упругий свод. Плечи находятся над линией старта, спина слегка округлена, голова удерживается прямо или слегка опущена. Тяжесть тела равномерно распределена между руками и стопами ног.
По команде «Внимание!» бегун поднимает таз, разгибая ноги. Определенным критерием величины подъема таза является угол между бедром и голенью, который должен быть 90-1100. наиболее это типично при обычном расположении стартовых колодок.
Тяжесть тела перемещается, слегка вперед, так чтобы плечи были выведены вперед за линию старта, примерно, на 7-10см. взгляд направлен вниз на дорожку, на метр – полтора перед собой.
После команды стартера спортсмен убирает руки с опоры и начинает падать вперед, одновременно разгибая ноги в отталкивании от колодок. Выведение тяжести тела вперед позволяет облегчить усилие ногами в отталкивании и набрать большую мощность движения.
По команде «Внимание!» спринтер должен находиться в состоянии боевой готовности. Он должен быть настроен по сигналу предельно быстро, активно начать бег с выноса сзади стоящей ноги и постановки ее на дорожку сзади проекции общего центра массы тела активным движением вниз – назад, под себя. Длина первого шага у спортсменов, если измерять от задней колодки, 4,5-5,0 стоп. Затем каждый последующий шаг должен увеличиваться примерно на 0,5 стопы до набора оптимальной длины шага в 8,5-9,0 стоп.
Угол отталкивания от передней колодки в первом шаге зависит от специальной физической подготовленности бегуна, равняться примерно 450. С набором скорости угол отталкивания увеличивается, но повышается и скорость бега. Излишне затягивать стартовый разгон (бег в наклоне) не следует. Он равняется примерно восемь-двенадцать беговых шагов и зависит от уровня специальной физической подготовленности спринтера.
На первых шагах, когда еще скорость не высока и устойчивость бегуна недостаточна, стопы ставятся на дорожку шире, чем в беге по дистанции, но с переходом на бег по дистанции бегун должен ставить стопу по одной линии. Сход на одну линию приходится на 12-15 шаг от линии старта. В стартовом разгоне бегун должен настраиваться на возможно быстрое достижение максимальной скорости за счет мощности беговых движений. В конце стартового разгона бегун должен освободиться от мышечного напряжения, за счет переключения от стартового ускорения к бегу по дистанции. Это происходит в виде выполнения двух – трех шагов по инерции (без снижения скорости) в течение которых изменяется целевая установка в беге, от мощности в стартовом разгоне к частоте и скорости в беге по дистанции.
Бег по дистанции. Скорость бега по дистанции зависит от рациональной формы движений.
В период опоры в фазе прохождения «вертикали» стопа не должна касаться пяткой дорожки, опорная нога как можно меньше сгибается в коленном суставе, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах под углом около 900 и двигаются несколько внутрь – вперед и наружу – назад. Кисть руки вперед выносится до уровня подбородка. Кисти рук относительно расслаблены. Руки при движении вперед в локтевом суставе сильнее сгибается, а при движении назад разгибаются. Дыхание через рот поверхностное, частое, в ритме бега.
Так как длительность опорного периода очень кратковременна и составляет для квалифицированных спринтеров, примерно, 80мс, то спортсмены не могут развить максимальное усилие в отталкивании из-за дефицита времени. Таким образом, в беге с предельной скоростью опорная нога является только передатчиком силы реакции маха маховой ноги на опору (дорожку). Поэтому, чтобы усилие маха не гасло в мягкой опоре системы туловища, бедро, голень, играют большую роль упругие свойства мышечного аппарата, которые зависят от скоростно-силовой подготовленности спортсменов.
Современная техника бега по дистанции не предусматривает, как требовалось раньше, акцентировать бегуну отталкивание под острым углом и с ускорением в конце заднего толчка. Так же неверно требовать от спринтера сильно захлестывать голень и высокий подъем махового бедра. Мах бедром должен быть направлен вперед - вверх, голень после снятия стопы с дорожки не забрасывать назад - вверх под ягодицу, а выносить сразу вперед, умеренно вверх.
После перехода в бегу по дистанции спортсмен удерживает вертикальное и несколько наклоненное на 3-4° вперед положение туловища. При этом положении туловища создаются благоприятные условия для отталкивания, вынесения вперед маховой ноги. Если туловище значительно наклонено вперед, улучшается возможность для отталкивания, но укорачивается длина шага, спортсмен бежит «падающим» бегом. Если туловище наклонено назад, ухудшаются условия для отталкивания под острым углом, но облегчается вынос маховой ноги вперед, спортсмен бежит "гарцующим" шагом с плохим продвижением вперед.
Правильная техника бегового шага определяется естественной постановкой ноги на грунт. Во время бега по дистанции бегун для уменьшения тормозного действия в период передней опоры мягко и упруго ставит стопу впереди проекции ОЦМТ. Место постановки стопы зависит от скорости бега Большинство квалифицированных бегунов на различных дистанциях, от спринта до марафона, выполняют постановку стопы с передней части. Такой бег наиболее эффективен. Высокую технику бега характеризуют хорошая согласованность движений толчковой, маховой ног и рук, раскрепощенность движений. Раскрепощенность при беге по дистанции содействует координации движений, улучшает условия для отдыха ноги, выполняющей мах. Особенностью хорошей техники бегового шага является параллельное положение голени маховой ноги по отношению к толчковой в заключительный момент отталкивания и наклон таза в сторону маховой ноги в положении вертикали опорной ноги.
В беге на 200 м и на более длинные дистанции спортсмен выполняет бег не только по прямой, но и по повороту. Бег по повороту более труден, он требует дополнительной траты энергии в связи с необходимостью развивать дополнительные усилия. Бегун наклоняет тело в сторону поворота, благодаря чему изменяется направление отталкивания. Степень наклона тела влево зависит от скорости бега: чем она выше, тем больше наклон тела, чтобы противодействовать центробежной силе, возникающей при беге по повороту.
Кроме гладкого бега, который проводится на стадионе, в манеже, к разновидностям бега относится бег с препятствиями, бег на местности (кросс) и бег по шоссе (марафон). Бег с препятствиями имеет свою структуру, которая складывается из техники гладкого бега между препятствиями (беговой шаг) и техники преодоления препятствий (барьерный шаг). В беге на 3000 м с препятствиями спортсмен, кроме барьеров, должен преодолеть яму с водой. Данное препятствие преодолевается наступанием на барьер с последующим отталкиванием от него или барьерным шагом, не наступая на препятствие.
Разновидностью бега является кроссовый бег, в котором спортсмену приходится бежать по пересеченной местности. На дистанции встречаются спуски, подъемы, канавы и т.п. Техника бега имеет свои особенности. При беге с крутых склонов, туловище несколько отклонено назад, а во время бега на подъем, нога ставится с передней части стопы, тело больше наклонено вперед. Встречающиеся препятствия преодолеваются различными способами (перепрыгиванием, перелазанием, наступанием и т.д.).
В беге дыхание четко согласовывается с техникой движений спортсмена. Как правило, в беге спортсмен выбирает из двух ритмов дыхания один: на два шага вдох, через два шага выдох или три шага вдох, три шага выдох.
Финиширование. Окончание бега фиксируется по моменту пересечения туловищем спринтера вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша. Финишную линию лучше всего пробегать на полной скорости, без специальных бросков или прыжка на створ финиша: на последнем шаге можно наклонить туловище вперед, отбрасывая руки назад (бросок грудью). К этому можно добавить и поворот туловища на финише каким-либо боком на последнем метре дистанции.
Барьерный бег. Техника барьерного бега на всех дистанциях условно делится на пять фаз: старт, стартовый разгон, переход через барьер, бег между барьерами и финиширование.
Старт и стартовый разгон.
Начинается бег с низкого старта, который имеет свои особенности. Спортсмену нужно не только набрать оптимальную скорость до первого препятствия, но и сделать строго определенное количество шагов, чтобы точно попасть ногой на место отталкивания. Поэтому часто спортсмены устанавливают стартовые колодки одни близко к линии старта, а другие ставят их далеко.
По команде «Внимание!» спортсмены поднимают таз несколько выше плеч. На первых метрах дистанции спортсмены значительно раньше, чем спринтеры, выпрямляются. В беге на 100-110с/б нужно уже через 7-8 шагов принять положение удобное для преодоления первого препятствия высотой 106,7см у мужчин и 84 см у женщин. Расстояние до первого барьера на 110м с/б 13м72см, а на 100м с/б у женщин – 13м. Место отталкивания у мужчин находится в 195-220см от барьера, у женщин 190-205см. Последний шаг перед отталкиванием при атаке барьера короче предыдущего на 20-25см.
Преодоление барьера.
Преодоление барьера начинается с «атаки» барьера, который представляет собой «прыжок» на барьер с энергичным и высоким подъемом маховой ноги вверх – вперед и увеличенным наклоном туловища к маховой ноге. Руки совершают разноименные движения как в беге.
При входе на барьер толчковая нога находится сзади в несколько согнутом положении. Когда маховая нога активно начинает опускаться за барьер, толчковая нога сгибается в колене и через сторону быстро выносится коленом вперед - вверх.
При сходе с барьера очень важно сохранить наклон туловища и активно сменить положение ног с активным выносом согнутой толчковой ноги вперед – вверх при сохранении наклона туловища. Место приземления стопы на дорожку должно быть ближе к проекции общего центра массы тела, чтобы не было резкого тормозящего эффекта. Приземление происходит на расстоянии 145-160см от барьера (у мужчин).
Бег между барьерами.
Приземлившись за барьером, спортсмен без задержки должен сделать первый шаг. Он должен быть оптимально большим, иначе будет трудно преодолеть расстояния между барьерами у мужчин – 9м14см, у женщин – 8м50см в три шага. Бег между барьерами должен совершаться очень активно. Первый шаг – самый короткий, второй – самый длинный, третий короче второго на 20-30см.
Контрольные вопросы семинарского занятия
1. Общая характеристика бега.
2. Характеристика цикла движений при беге.
3. Характеристика фаз техники бега. Старт: высокий, низкий, варианты расположения стартовых колодок. Техника бега с низкого старта.
4. Техника бега по дистанции.
5. Финиширование.
6. Характеристика техники бега с барьерами; старт, стартовый разгон, преодоление барьера, бег между барьерами, финиширование.
7. Особенности техники бега на средние, длинные дистанции.
Лекция третья
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ
Прыжок – это способ преодоления горизонтальных (в длину, тройной) или вертикальных (в высоту, с шестом) препятствий.
Легкоатлетические прыжки относятся к группе смешанных видов (циклическо-ациклического) скоростно-силового характера. Прыжки бывают соревновательные, т.е. те, которые исполняются в соответствии с правилами соревнований. К ним относятся прыжки в высоту с разбега способами: «перешагивание», «перекатом», «волной», «перекидным», «фосбери-флоп», прыжок с шестом. Прыжки в длину способами: «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницами», «тройной» прыжок. К вспомогательным или тренировочным прыжкам относятся: прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и другие виды многоскоков, а так же отскок вверх, прыжки в глубину и т.д.
Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и 2) прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину и тройной прыжок).
Эффективность прыжка определяется в фазе отталкивания, когда создаются главные факторы результативности прыжка. К этим факторам относятся: 1) начальная скорость вылета тела прыгуна; 2) угол вылета тела прыгуна. Траектория движения ОЦМ в полетной фазе зависит от характера отталкивания и вида прыжка. Причем тройной прыжок имеет три фазы полета, а прыжок с шестом – опорную и безопорную части фазы полета.
Легкоатлетические прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т.е. здесь присутствуют и циклические, и ациклические элементы движения.
Как целостное действие прыжок можно разделить на составные части (фазы):
- разбег и подготовка к отталкиванию – от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания;
- отталкивание – с момента постановки толчковой ноги до момента отрыва ее от места отталкивания;
- полет – с момента отрыва толчковой ноги от места отталкивания до соприкосновения с местом приземления;
- приземление – с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела.
Разбег и подготовка к отталкиванию. Четыре вида прыжка (в высоту, длину, тройной прыжок, прыжок с шестом) имеют свои особенности в разбеге, но также имеют определенные общие черты.
Основные задачи разбега – придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания. Почти во всех видах прыжки имеют прямолинейную форму, кроме прыжка в высоту способом «фосбери-флоп», где последние шаги выполняются по дуге.
Разбег имеет циклическую структуру движения до начала подготовки к отталкиванию, в которой беговые движения несколько отличаются от движений в разбеге. Ритм разбега должен быть постоянным, т.е. его не следует менять от попытки к попытке. Обычно разбег соответствует таким физическим возможностям спортсмена, которые наблюдаются у него в данное время. естественно с улучшением физических функций будет изменяться разбег, увеличиваться скорость, количество шагов (до определенного предела), но ритм разбега меняться не будет. Эти изменения связаны с двумя основными физическими качествами прыгуна, развивать которые следует параллельно – это быстрота и сила.
Начало разбега должно быть привычным, всегда одинаковым. Прыгун может начинать разбег или с места, как бы стартуя, или же с подхода до контрольной отметки начала разбега. Задача прыгуна в разбеге – не только набрать оптимальную скорость, но и точно попасть на место отталкивания толчковой ногой, поэтому разбег, его ритм и все движения должны быть постоянными.
Можно выделить два варианта разбега: 1) равноускоренный разбег и 2) разбег с поддержанием скорости. При равноускоренном разбеге прыгун постепенно набирает скорость, увеличивая ее до оптимальной на последних шагах разбега. При разбеге с поддержанием скорости прыгун почти сразу, на первых шагах, набирает оптимальную скорость, поддерживает её на протяжении всего разбега, несколько увеличивая в конце на последних шагах. Применение того или иного варианта разбега зависит от индивидуальных особенностей прыгуна.
Отличительные особенности последней части разбега (подготовка к отталкиванию) зависят от вида прыжка. Общая отличительная черта – увеличение скорости разбега и движений звеньев тела на этом отрезке разбега, так называемое набегание. В прыжках в длину с разбега и тройном прыжке с разбега при подготовке к отталкиванию происходит некоторое уменьшение длины последних шагов и увеличение их частоты. В прыжках в высоту с разбега этот этап зависит от стиля прыжка. Во всех стилях прыжка, имеющих прямолинейный разбег («перешагивание», «волна», «перекат», перекидной), подготовка к отталкиванию происходит на последних двух шагах, когда маховая нога делает более длинный шаг, тем самым снижая ОЦМ, а толчковая нога делает более короткий быстрый шаг, при этом плечи прыгуна отводятся назад за проекцию ОЦМ. В прыжке «фосбери-флоп» подготовка к отталкиванию начинается на последних четырех шагах, выполняемых по дуге с отклонением корпуса тела в сторону от планки, где последний шаг – несколько короче, а частота шагов увеличивается.
Отталкивание – основная фаза любого прыжка. Оно длится с момента постановки толчковой ноги на опору до момента её отрыва от опоры. В прыжках эта фаза наиболее кратковременная и в то же время наиболее важная и активная. С точки зрения биомеханики отталкивание можно определить как изменение вектора скорости тела прыгуна при взаимодействии определенных усилий с опорой. Фазу отталкивания можно разделить на две части: 1) создающую и 2) созидающую.
Первая часть создает условия для изменения вектора скорости, а вторая реализует эти условия, т.е. созидает сам прыжок, его результат. Одним из факторов, определяющих эффективность перевода горизонтальной скорости в вертикальную, является угол постановки толчковой ноги. Во всех прыжках на место отталкивания нога ставится быстро, энергично и жестко, в момент соприкосновения стопы с опорой она должна быть выпрямлена в коленном суставе. Приближенно угол постановки толчковой ноги определяется по продольной оси ноги, соединяющей место постановки и ОЦМ с линией поверхности. В прыжках в высоту он наименьший, далее, по возрастанию, идут тройные прыжки и прыжки в длину. Чем больше надо перевести горизонтальную скорость в вертикальную, тем угол постановки ноги меньше (острее), нога становится дальше от проекции ОЦМ. Жесткая и быстрая постановка выпрямленной толчковой ноги связана еще и с тем, что прямая нога легче переносит большую нагрузку, тем более что давление на опору в первой части отталкивания превышает в несколько раз вес тела прыгуна. В момент постановки мышцы ноги напряжены, что способствует упругой амортизации и более эффективному растягиванию упругих компонентов мышц с последующей отдачей (во второй части) энергии упругой деформации телу прыгуна. Из анатомии известно, что напряженные мышцы при их растяжении в последующем создают мышечные усилия.
Рис. Система связей основных характеристик элементов движений при отталкивании.
1- V 1 p - скорость движения; 2-П2-угол постановки ноги; 3-А3-амплитуда амортизации в коленном суставе; 4- β 4 -угол действия силы F 5 ; 5- F 5 -сила давления на дорожку; 6-Т6-время отталкивания; 7-О7-угол отталкивания; 8-α8-угол вылета ЦТ тела; 9- V 9 0 -скорость вылета ЦТ тела; 10- S 10 - дальность полета, спортивный результат в прыжках.
В первой части отталкивания происходит увеличение сил давления на опору за счет горизонтальной скорости и стопорящего движения толчковой ноги, инерционных сил движений маховой ноги и рук; наблюдается снижение ОЦМ (величина снижения зависит от вида прыжка); выполняется растягивание напряженных мышц и связок, которые участвуют в последующей части.
Во второй, созидающей, части вследствие увеличения сил реакции опоры происходит изменение вектора скорости движения тела прыгуна; снижаются силы давления на опору, ближе к окончанию отталкивания; растянуты мышцы и связки передают свою энергию телу прыгуна; инерционные силы движений маховой ноги и рук также принимают участие в изменении вектора скорости движения. Все эти факторы создают начальную скорость вылета тела прыгуна. Все эти факторы создают начальную скорость вылета тела прыгуна.
Угол, образующийся вектором начальной скорости вылета тела прыгуна и горизонтом, называется углом вылета. Он образуется в момент отрыва толчковой ноги от места отталкивания. Приближенно угол вылета можно определить по продольной оси толчковой ноги, соединяющей точку опоры и ОЦМ (для точного определения угла вылета применяются специальные приборы).
Основные факторы, определяющие результативность прыжков, – начальная скорость вылета ОЦМ прыгуна и угол вылета. Начальная скорость ОЦМ прыгуна определяется в момент отрыва толчковой ноги от места отталкивания и зависит от:
- горизонтальной скорости разбега;
- величины мышечных усилий в момент перевода горизонтальной скорости в вертикальную;
- времени действия этих усилий;
- угла постановки толчковой ноги.
Характеризуя величину мышечных усилий в момент перевода части горизонтальной скорости в вертикальную, необходимо сказать не о чистой величине усилий, а об импульсе силы, т.е. величины усилий в единицу времени. Чем больше величина мышечных усилий и меньше время их проявления, тем выше импульс силы, который характеризует взрывную силу мышц. Таким образом, чтобы повысить результат в прыжках, необходимо развивать не просто силу мышц ног, а взрывную силу, характеризующуюся импульсом силы.
Полет. Эта фаза целостного действия прыжка является безопорной. Необходимо сразу уяснить, что в фазе полета прыгун никогда не сможет изменить траекторию движения ОЦМ, которая задается в фазе отталкивания, но сможет изменять положения звеньев тела относительно ОЦМ. Для чего прыгун выполняет различные движения руками, ногами, изменяет положение тела в воздухе? Зачем изучать технику полета? Ответы на данные вопросы заключатся в цели этой фазы прыжка. В прыжках в высоту спортсмен своими движениями создает оптимальные условия для преодоления планки. Во второй безопорной части – создание оптимальных условий для преодоления планки. В прыжках в длину – сохранение равновесия в полете и создание оптимальных условий для приземления. В тройном прыжке – сохранение равновесия в полете и создание оптимальных условий для последующего отталкивания, а в последнем прыжке та же цель, что и в прыжках в длину.
Траекторию движения ОЦМ в полете нельзя изменить, но можно менять положения звеньев тела относительно ОЦМ. Так, в гимнастике, акробатике, прыжках в воду происходят различные вращения, но все они выполняются вокруг ОЦМ. Из биомеханики спорта известно, что изменения положений одних звеньев тела прыгуна вызывают диаметрально противоположные изменения в других дистальных звеньях. Например, если опустить руки, голову, плечи в момент перехода через планку в прыжках «фосбери» в высоту, то это облегчает поднятие ног; если поднять руки вверх в прыжках в длину, то такое действие вызовет опускание ног, сократив тем самым длину прыжка. Следовательно, движениями звеньев тела в полете мы можем или создавать оптимальные условия полета, либо нарушать их и тем самым снизить результативность прыжка. А когда победителя и призеров в прыжках разделяют 1 - 2 см., то рациональная и эффективная техника движений в полете может сыграть решающую роль.
Приземление. Каждый прыжок завершается фазой приземления. Цель любого приземления в первую очередь – создание безопасных условий спортсмену, исключающие получение различных травм. Тело прыгуна в момент приземления испытывает сильное ударное воздействие, которое приходится не только на звенья тела, непосредственно соприкасающиеся с местом приземления, но и на дистальные, наиболее удаленные от него звенья. Такому же ударному воздействию подвергаются и внутренние органы, что может привести к различного рода нарушениям их жизнедеятельности и заболеваниям. Необходимо снизить вредное воздействие этого фактора. Здесь два пути: первый – улучшение места приземления; второй – овладение оптимальной техникой приземления. Первый путь получил свое отражение в прыжках в высоту и с шестом. Сначала спортсмены приземлялись в песок, уровень которого был приподнят над поверхностью отталкивания, но все же приземляться было жестко, и спортсмен уделял много времени изучению безопасной техникой приземления. Затем пришел век поролона, и место приземления стало значительно мягче, возросли результаты, появился новый вид в прыжках в высоту («фосбери-флоп»), появились фиберглассовые шесты. Стало возможным больше времени уделять самим прыжкам, не задумываясь над приземлением.
Более консервативное место приземления осталось в прыжках в длину и в тройном прыжке. Здесь как прыгали в яму с песком, так и продолжают прыгать, хотя результаты растут, но тут нашел свое отражение второй путь – создание оптимальных условий для приземления и рациональная техника приземления.
Почему происходит мягкое приземление? Первое – за счет приземления под более острым углом к поверхности и на большем пути. Постепенно уплотняя рыхлый песок, спортсмен замедляет движение вперед; чем больше впереди рыхлого песка, тем мягче приземление. Второе – за счет амортизирующего растягивания напряженных мышц, постепенно уступая воздействию силы тяжести и скорости тела, тем самым скорость гасится не резко, а постепенно. Вспомните общественный транспорт: резко затормозил водитель – все резко подались вперед, медленное торможение почти незаметно, мы не испытываем никаких трудностей.
Техника прыжков в высоту
Дата: 2019-02-25, просмотров: 321.