Лекция 10. Массовое поведение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Массовое поведение представляет собой стихийную реакцию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их интересы. К формам массового поведения относят действия толпы людских масс, панику, погромы, бунты, мятежи и т.д.

Социологические исследования этих вопросов начались с разработки теории толпы. Наибольшую известность в данной области получила концепция французского социального психолога и социолога Г. Лебона (1841—1931). В соответствии с этой концепцией толпа обладает собственной коллективной психикой, в которой как бы растворяется психика отдельных людей. В толпе человек теряет свой индивидуальный облик и начинает вести себя непредсказуемо. Г. Лебон выделил три фактора, определяющих поведение толпы: безликость толпы, порождающую чувство безответственности и вседозволенности у принимающих участие в коллективных действиях; склонность к подражанию и восприятию «заразительных» эмоций, способствующих сохранению единства социальной массы; повышенную внушаемость толпы, ее готовность подчиняться фанатичным лидерам, следовать их призывам и лозунгам.

Открытия Лебона были углублены и расширены Г. Тардом , теория которого имеет достаточно общий характер и может применяться для анализа всех форм социального поведения. Главной темой его исследовательского интереса становятся искусственно создаваемые или организованные толпы, в последующем называемые массами или массовыми движениями. Массы, т. е. организованные виды толп, становятся движущей силой эволюции общества. В модели Тарда толпа должна обладать способностью к творчеству, т. е. качеством, которое отсутствовало в объяснительной системе Лебона. Решение, предложенное Тардом, заранее наделяет массы людей (человечество) способностью к прогрессу во главе с лидером, провоцирующим их движение. Благодаря аналогии с внушаемостью возможна, образно говоря, имитация поведения, которая обеспечивает одновременное когнитивное и аффективное единообразие массы людей, поскольку они подчиняются лидеру.

Многочисленные исследования массового поведения позволили сформировать основные признаки поведения человека в толпе:

снижение интеллектуальных способностей (некритичность мышления и восприятия информации, более легкая переключаемость внимания, а также искажение информации и порождение слухов);

• более низкий порог психофизиологической и эмоциональной возбудимости (в толпе человек легче и быстрее приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и психофизиологической мобилизации);

• повышенная внушаемость (некритичное согласие с информацией из внешней среды, т. е. большая зависимость от внешней среды);

• ощущение анонимности (т. е. состояние нивелировки социального и личностного статуса индивида).

Отмеченная специфика состояния психики человека, находящегося в толпе, детерминирует и основные особенности его поведения в ней, для которого характерны:

• непроизвольность (спонтанность и импульсивность);

• неполная осознаваемость;

• деиндивидуализация (стирание в поведении личностных различий, похожесть людей друг на друга через одинаковость поведения);

• более низкая способность к произвольной регуляции поведения (сильная зависимость поведения от внешних воздействий большой группы людей);

• нетипичность поведения (более частое проявление человеком в толпе неожиданных даже для него самого форм поведения: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть, проявить несвойственную ему жертвенность, героичность или агрессивность).

Одним из наиболее заметных видов поведения толпы является паника. Паника – это стихийно возникающее дезорганизованное состояние и поведение больших масс людей, основанное на чувстве бесконтрольного, неуправляемого страха от реально существующей или мнимой угрозы для жизни людей.

Характеристики паники:

1) возникает в больших по численности группах;

2) вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;

3) возникает стихийно и неорганизованно;

4) свойственна поведенческая неопределенность людей (состояние растерянности, неясности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

К условиям возникновения паники относятся следующие.

1. Ситуационные условия. Вероятность развития массовых панических настроений и панических действий возрастает в периоды обострения текущей ситуации. Когда люди ожидают каких-то событий, они становятся особенно восприимчивыми ко всякого рода пугающей информации.

2. Физиологические условия. Усталость, голод, алкогольное или наркотическое опьянение, хроническое недосыпание и т. п. ослабляют людей не только физически, но и психически, снижают их способность быстро и правильно оценить положение дел, делают их более восприимчивыми к эмоциональному заражению и, за счет этого, снижают пороги воздействия заразительности, повышая вероятность возникновения массовой паники.

3. Психологические условия. К ним относятся неожиданность пугающего события, сильное психическое возбуждение, крайнее удивление, испуг.

4. Идеологические и политико-психологические условия. Сюда относятся нечеткое осознание людьми общих целей, отсутствие эффективного управления и, как следствие, недостаточная сплоченность группы.

Формы проявления паники:

1) массовое бегство – это неосознанное бегство людей от мнимой или реальной опасности;

2) панические настроения – это психологические состояния отдельных лиц или целых классов, слоев общества, при котором меняется соотношение между ориентирующими и регулирующими компонентами, эмоциональным и рациональным. Поведение становится подвержено случайным стимулам и плохо предсказуемо;

3) экономическая паника чаще всего встречается на банковских биржах, в силу чего наблюдается либо неимоверный наплыв вкладчиков, либо финансовый кризис, при инфляции, повышении цен и смене экономического уклада жизни в стране.

Факторы, способствующие развитию паники:

1) атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей;

2) опасности, которая в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем или потерей имущества;

3) кратковременность ситуации для принятия решения, от которого многое зависит;

4) необходимости действовать без осознанного плана;

5) наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов;

6) большое количество людей, подверженных панике;

7) некоторые непредсказуемые физические, психические и социальные факторы (стечение обстоятельств).

Факторы препятствующие панике:

1) социально-демографические особенности:

а) высокий уровень образованности;

б) имущественный статус;

в) мужской пол;

г) взрослый возраст;

2) психологические свойства личности (критичность мышления, уверенность в себе, пониженная внушаемость).

Одной из форм массового поведения являются слухи. Слухи, представляя собой известия, сведения, достоверность которых не установлена, интерпретируются разными науками неоднозначно. Социологическое понимание этого феномена представлено в ряде работ Т. Шибутани, который связывал функционирование слухов с развитием эффективной коммуникации. Социологический аспект дефиниции отчетливо прослеживается и у Н. Смелзера, Следует отметить и определение, данное Г. Олпортом и Л. Постманом: слухи - это специфическое (или злободневное) высказывание мнения, передаваемое от человека к человеку обычно посредством устной речи, без предоставления надежных стандартов достоверности.

Слухи бывают разными, и соответственно существует множество оснований, по которым можно их классифицировать. Виды слухов:
1) по достоверности:
а) абсолютно недостоверные;
б) недостоверные с элементами правдоподобия;
в) правдоподобные;
г) достоверные с элементами неправдоподобия.

2) по экспрессивности:
а) слух-желание;
б) пугающий слух;
в) агрессивный слух.
3) по происхождению:
а) стихийные;
б) умышленно сфабрикованные:
а) первичные – изначально сфабрикованные слухи;
б) вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами.
4) по силе влияния:
а) будоражащие групповое мнение;
б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;
в) разрушающие связи между лицами и группами.

Слухи могут приводить к росту тревожности, чувству беспомощности, снижению работоспособности, росту конфликтов, взрывам недовольства и аффективного поведения. В тоже время слухи выполняют определенные функции.

                                Функции слухов:
1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;
2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;
3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;
4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.

Результаты воздействия слухов можно рассматривать по крайней мере на трех уровнях: индивидуальном, групповом, общенациональном. При помощи слухов можно провоцировать население на совершение действий, выгодных для одной из конфликтующих сторон. Рассматривая феномен слухов, нельзя не коснуться вопроса о контроле над ними. Трудности в решении проблемы слухов силовыми методами заставили обратить серьезное внимание на их профилактику, уничтожение «питательной среды», в которой они возникают.

 

 






















Дата: 2019-02-25, просмотров: 260.