Лекция 8. Личность и общество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблемы человека и личности занимают в системе современного социологического знания одно из центральных мест. Какую бы область социологии мы не взяли – политическую, экономическую, юридическую, экологическую или какую-либо иную специальную социологическую теорию, в ней на первый план так или иначе, в том или ином контексте выступает проблема личности в её экономических, политических и иных взаимодействиях с другими личностями, их общностями и обществом в целом.

У социологии, разумеется, нет монополии на изучение данных проблем. К проблемам личности обращаются разные науки (философия, психология, педагогика, этика, социальная психология и т.д.), поэтому важно определить специфику социологии в подходе к проблемам личности. Философия рассматривает личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология рассматривает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и др.

Социологический аспект изучения личности связан с выявлением её социальных отношений, реализацией её потенциальных возможностей через систему социальных ролей, социальных институтов. Социология пытается исследовать личность как реально действующий, выбирающий и ответственный за свой выбор социальный объект. Социология выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерностей связей личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

При характеристике самих себя люди используют понятия «человек», «индивид», «личность». Эти понятия не только в обыденной речи и периодической печати, но и научной литературе нередко используются как тождественные. В действительности они такими не являются.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчёркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Каждый отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Индивид рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность – это итог развития индивида. Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена определённого общества или общности.

В структуре личности можно выделить три уровня: биологический, психологический, социальный. Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые придают каждой личности индивидуальность, т.е. наделяют её уникальными, неповторимыми качествами. Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «я». Субъективное «я» формируется на основе развития задатков и способностей индивида и выражается в его представлениях о самом себе.

С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень – собственно социологический. Здесь проявляется социальные свойства индивида, проявляющиеся в процессе его деятельности и при участии в различных общностях и объединениях – совокупность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентаций.

В структуре личности выделяются две подсистемы: отношения с внешней средой и внутренний мир личности. Совокупность связей с внешней средой представляют собой базис личности, определяющий формирование и развитие её внутреннего мира.

Совокупность социальных связей непосредственно отражается в мировоззрении личности, в нём же содержатся их оценка и установка на изменение или сохранения существующего положения вещей. Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения - её чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется. В социологии рассматривается целый набор элементов внутренней структуры личности, определяющий готовность к тому или иному поведению: потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции.

Исходными источниками деятельности личности выступают потребности человека. Создатель иерархической теории потребностей американский психолог А. Маслоу разделил потребности на базисные и производные, или мета-потребности (в справедливости, порядке, благополучии). Мета-потребности не имеют иерархии, т.к. ценностно равны друг другу. Базисные же потребности расположены в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовны, а именно:

1.  физиологические и сексуальные потребности,

2.  экзистенциальные потребности (потребность в безопасности, уверенность в завтрашнем дне),

3.  социальные потребности (в привязанности, принадлежности к коллективу, общении),

4.  престижные потребности (в статусе, престиже, признании),

А. Маслоу первые два типа потребностей в разработанной им иерархии назвал первичными (врождёнными), три остальных – вторичными. При этом процесс возвышения потребностей выглядит как смена первичных потребностей вторичными.

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определённых потребностей, лежащей в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения. Важнейшие элемент внутренней структуры личности и регулятор её поведения – ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определённые ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях могут проявляться интересы личности.

Потребности и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создаётся механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности – достижение определённой цели, венчающей «усилия» этого механизма.

Другой «внутриличностный» механизм связан с «диспозиционной» структурой личности. Диспозиция личности – это предрасположенность к определённому поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиции – это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Установки – это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки – один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий её предрасположенность, готовность действовать определённым образом в отношении данного объекта. Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям, в них отражается «нацеленность» на тот или иной «вектор» поведения. В западной социологии установки принято называть «аттитюдами». Основателями диспозиционной теории личности были американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий, в отечественной социологии эту теорию активно разрабатывает В.А. Ядов.

В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший – уровень формирования у личности концепций жизни и её воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения и интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщённой установки личности на социальные объекты. На нижнем уровне тоже происходит формирование установки, но более конкретного ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определённых, непосредственно данных условиях.

Социализация личности. Ни один человек не рождается с заранее заданными социально-положительными свойствами. Его личность формируется именно потому, что с момента рождения он становится не просто биологической особью, но и общественным существом. Эта общественная, специфически человеческая сущность является следствием процесса социализации. Именно благодаря социализации человек приобретает конкретные качества и свойства, влияющие на его поведение в обществе.

 Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

Социализация личности - это постоянно совершающийся процесс. Он начинается с момента рождения человека и заканчивается в глубокой старости. В литературы выделены и охарактеризованы разные этапы, фазы социализации личности.

Многие авторы считают, что социализация личности включает три основных стадии: дотрудовую (детство и период обучения до завершения очного образования), трудовую (период активной трудовой деятельности), и послетрудовую (пенсионный период).

Ряд учёных в процессе социализации выделяет две фазы – социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация – это приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, к социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации – родители, бабушки, дедушки, братья и сёстры, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, друзья семьи, воспитатели, учителя, тренеры, сверстники, лидеры молодёжных группировок и т.д. – все люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Агентами вторичной социализации являются люди, связанные с индивидом формальными, личными отношениями, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда.

Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа:

десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

ресоциализация – обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых..

Десоциализация и ресоциализация могут быть глубокими (вызвать деградацию личности) и поверхностными (сопровождать нормальные жизненные циклы человека).

Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Г. Мида, З. Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Эриксона.

Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Г. Мид.

По мнению Ч. Кули личность формируется на основе множества взаимодействий с окружающим миром. Стержень личности – это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект глазами других людей. Решающую роль в процессе социализации индивида играют первичные группы (семья, друзья, соседи), в которых складываются неформальные и доверительные отношения. В процессе взаимодействия с другими людьми человек создаёт своё «зеркальное «я». Оно состоит из трёх элементов:

1. того как нас воспринимают другие (я уверена, что люди обращают внимание на мою новую причёску),

2. того как они реагируют на то, что видят (я уверена, что им нравится моя новая причёска),

3. того как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (видимо я всегда буду так причёсываться).

Как отражение в зеркале дает образ физического "Я", так восприятие реакции других людей на поведение или внешность индивида дает образ социального "Я". Маленький ребенок, первые артистические усилия которого критикуются, скоро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно поддерживается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может измениться восприятие человеком своих способностей.

Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем он постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального "Я" на основании оценок компетентных специалистов.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы личностей, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Определив возможность формирования личности, "Я"-образа на основании зеркального "Я", Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не определен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Теория «зеркального «я» была дополнена и развита Дж. Мидом. Он разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я". В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого". Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. В детских играх их участники принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мама, ты - папа, ты - ребенок). Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения, можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется "обобщенный другой". Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль "обобщенного другого", индивид формирует свою концепцию "Я". Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.

Социальные статусы и социальные роли личности. Являясь субъектом и объектом общественных отношений, будучи включённой во множество связей и взаимоотношений, каждая личность имеет то или иное положение в обществе. Интегральным показателем положения личности в обществе, в системе социальных связей и отношений является социальный статус.

Статус – это определённая позиция человека в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Различают социальный и личный статусы. Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, национальной, религиозной и т.д.). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, он зависит от того, как человека воспринимают члены группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.

Разновидностями социального статуса являются предписанный достигаемый статусы. Предписанный статус человек получает при рождении или в течение жизни вне зависимости от усилий и заслуг (негр, англичанин, принц, император, сын, брат, свекор). Достигаемый статус приобретается благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору (президент, профессор, студент, православный, член консервативной партии). Иногда трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. К примеру, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Безработным чаще всего оказывается человек помимо своей воли и желания. Статусы, объединяющие черты приписываемого и достигаемого статуса, называют смешанными.

Кроме основных социальных статусов (политических, профессиональных, экономических, демографических, религиозных и др.) существует множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, пациента больницы, телезрителя, участника забастовки, квартиросъёмщика и т.д. Они отражают, как правило, временные состояния и не влияют на главные черты поведения человека.

Каждый человек обладает множеством статусов. Совокупность всех статусов занимаемых одним человеком называют статусным набором. В статусном наборе выделяется главный статус или интегральный – наиболее характерный для данного человека, с которым его идентифицируют другие.

Статус, как бы он не был низок, важен, так как он определяет права, привилегии, обязанности человека в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определённого отношения со стороны других людей.

Проблема статуса имеет большое практическое значение. Неверное понимание личностью своего социального статуса препятствует её развитию и наоборот, правильное понимание личностью своего статуса активизирует её деятельность.

Со статусами личности связаны и выполняемые ею социальные роли. Социальная роль – это модель поведения ориентированная на определённый статус. Иными словами, это шаблонный вид повеления, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль даёт образец, показывающий как действовать индивиду в определённой ситуации. Роль воспитывает, задаёт типовые образцы и действия.

 Каждый статус обычно включает ряд ролей. Например, статус профессора обычно включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодёжи, автор научных статей и т.д. Совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом, называют ролевым набором.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:

1. эмоциональной – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности;

2. способом получения – одни роли предписываются, другие завоёвываются;

3. масштабом – некоторые роли ограничены строго определёнными аспектами взаимодействия людей (врач - пациент), другие менее ограничены (отец и сын).

4. формализацией – одни роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами, другие менее формализованные.

5. мотивацией – разные роли связаны с разными мотивами (на личную прибыль, на общее благо и т.д.).

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определённый конфликт с обществом. Например, если родители отказываются от своих детей.

Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяют четыре элемента:

1. описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2. предписания (требования), связанные с этим поведением;

3. оценка выполнения предписанной роли;

4. санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (например, призрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определённому типу поведения. Они являются одним из важнейших моментов социального регулирования.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Максимальное слияние с ролью называют ролевой идентификацией. Это происходит, если человек как бы сливается со своей ролью и начинает переносить стереотип поведения с одного статуса на другой, например, учитель начинает постоянно всех поучать. Среднее или минимальное слияние с ролью называют дистанцированием от роли.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Если начальник общается с подчинёнными на равных, он символически сокращает дистанцию, существующую между их статусами.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более несовместимых ролей называется ролевым конфликтом.

 

           Лекция 9. Социальный контроль и девиантное поведение

Социальный контроль - это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы — это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимое поведения людей в обществе. Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви. Правовые нормы это права установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по мере необходимости. С развитием общества они все более усложнялись. Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обществе были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества. Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права. Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют - как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Социальные санкции – это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

4 типа санкций:

1. формальные позитивные – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительственные награды, памятные грамоты);

2. формальные негативные – наказания, предусмотренные юридическим законом, правительственными указами, административными инструкциями (тюремное заключение, штраф);

3. неформальные позитивные – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций (слава, почёт, признание лидером);

4. неформальные негативные – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями (порицание, замечание, жалоба).

Нормы и санкции соединены в единое целое. Если у нормы отсутствует соответствующая ей санкция, то она перестаёт быть элементом социального контроля.

Социальный контроль подразделяется на формальный и неформальный. Формальный контроль основан на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации. Его осуществляют судьи, милиция и т.д.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, коллег, друзей, а так же со стороны общественного мнения. Он происходит через групповое давление, т. к. индивид является членом многих первичных групп (семья, класс, студенческая группа, рабочая бригада), каждая из которых имеет свою устойчивую систему обычаев, нравов, нормю Каждое отклонение от этих норм немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения: от замечания, до изгнания. Эффективность группового давления зависит от степени сплочённости группы.

Структура социального контроля:

1. внешний контроль, осуществляемый с помощью санкций;

2. внутренний контроль или самоконтроль, обеспечиваемый социализаций (на 70 % соц. контроль осуществляется благодаря самоконтролю).

3. косвенный контроль, обусловленный идентификацией индивида с определённой группой.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения. В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совершить самоубийство). По определению Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение к мо ральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, т.к. нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических за­конах общества. Девиантное поведение может иметь индивидуальный характер. Категории населения, более других предрасположен совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи.

Существует немало социологических теорий девиантного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии (Э. Дюркгейм). Современную версию социальной аномии разработал Р.Мертон, понимавший ее как рассогласование между общественно значимыми целями и законными сред­ствами их достижения. На основании соотношения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения: «инновация», «ритуализм», «ретритизм», бунт.

В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переходного типа. Так, современное российское общество, по мнению некоторых социологов, обладает многими чертами социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения.

Среди современных социологических объяснений девиантного поведения следует также отметить теорию «стигматизации» (от греч. stigma — клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм. Сторонники этой теории выделяют первичную и вторичную девиацию.

Если социологи объясняют девиантное поведение преимущественно социальными факторами, то психологи акцентируют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорганизациях. Существуют также теории, связывающие поведение с патологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологических концепций девиантного поведения, согласно которым нарушение норм — это результат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества.

Разнообразие исследовательских подходов свидетельствует о том, что появление и распространение девиантного поведения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного, характера. По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (деликвентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных форм социальной помощи - открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т.д.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 205.