Лекция 2. Становление и развитие социологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

как самостоятельной науки

Социология как самостоятельная наука возникает в 30-40 гг. XIX в. «Отцом» социологии называют французского мыслителя О.Конта (1798—1857). Социология понималась Контом как фундаментальная наука, призванная открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неот­делимые от законов природы. Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине. Значительное внимание уделялось разработке методов со­циологического исследования: наблюдению, эксперименту, сравнению и методу исторического анализа. Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать строение общества, его структурные элементы, вторая - законы социального развития. Социальная динамика - это позитивная теория общественного развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Конт полагал, что социальные изменения носят закономер­ный характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.

Конт характеризовал развитие общества как прогрессивное. Считал, что изменения в обществе должны носить постепенный, плавный, мирный характер. Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходи­мость научного изучения общества, выделил социологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения социальных проблем. Он считал, что необходимо практически использовать социологию для осуществления социальных реформ. Последователи О.Конта: Г.Спенсер, Дж.Милль, П.Сорокин и др., их роль в развитии социологической науки.

Одним из последователей О. Конта был английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903). Он рассматриваел социологию как естественную науку. Основой его концепции послужила теория Дарвина об эволюции видов. Считал, что в обществе действуют биологические законы эволюции и борьба за существование. Знание этих законов позволяет объяснить динамику общественного развития. На широком научном материале доказал наличие эволюции как высшего закона всего существующего, показал всеобщность прогрессивного развития и его объективный характер.

Г. Спенсер был основоположником органической школы в социологии. Социальное строение общества рассматривал по аналогии с живым организмом. Основное понятие – «общественный организм». Общественное разделение труда считал аналогов разделения функций между органами живого тела. Как и в живом организме, различные органы выполняют сои функции, так и в обществе разные классы должны выполнять разные функции. Как и всякий биологический организм, социальный организм (государство) рождается, размножается, стареет и погибает.

С 20-х годов ХХ века начинается новый этап в развитии социологии. Социология становится наукой имеющей свой предмет, методы, категории. В этот период социология превращается в академическую дисциплину, имеющую авторитет в научном мире.

Эмиль Дюркгейм (1858—1917) – основатель французской социологической школы. Особенно большое внимание уделял изучению проблем предмета и место социологии, структуры общества и функциональной роли элементов, вопросов социального порядка и социальной дезорганизации. Многое сделал для институционализации социологической науки. Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют как «социологизм», поскольку предложенный им подход изучению общества отличался исключительно социологическим характером. Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя их на «морфологические» и духовные. Социальным фактом является всякий образ действия, существующий независимо от сознания и поведения людей, и наделённый принудительной силой. Основная задача исследователя – отыскивать устойчивые причинные связи между отдельными социальными фактами, а затем формулировать общие закономерности развития и функционирования общественных систем.

В структуре социологического знания выделялись социальная морфология, социальная физиология и общая социология. Основные методологические принципы социологии были изложены в работе «Правила социологического метода». Центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности. Солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Выделяются два типа социальной солидарности: механическая и органическая. Переход от механической к органической солидарное Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда. В сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии. Под термином «аномия» Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в работе «Самоубийство».

Значительный влад в развитие социологии внес немецкий социолог М. Вебер (1864-1920). Учёный был последовательным сторонником методов антипозитивизма, утверждая, что для исследования социальных действий лучше подходит не чисто эмпирический, но «объясняющий», «интерпретирующий» метод. В рамках основанной на нём концепции понимающей социологии учёный пытался не только рассмотреть то или иное социальное действие, но также распознать цель и смысл происходящего с точки зрения вовлечённых индивидов. Социология – это наука, стремящаяся понять смысл социального поведения путём обнаружения движущих людьми причин. Элементарной единицей социологического анализа считает социальные действия.

М. Вебер выделял основные типы социальных действий:

1. целерациональные, ориентированные на социальный успех, предполагают самостоятельный выбор как целей так и средств для их достижения;

2. ценностнорациональные действия, зависящие от ценностной ориентации личности и предполагающие готовность субъекта пренебрегать успехом;

3. аффективные действия, их причина – вспышки эмоций и оборачивающиеся нарушениями поведенческих стандартов, выходом за рамки моральной и правовой регламентации;

4. традиционные действия, направляемые обычаями и привычками

Концептуально-теоретические основы структурного функционализмa разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902—1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

Т. Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять функции: адаптации, целедостижения, интеграции, латентность поддержания образца. Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс.

В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф (р. 1929). За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс. Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом обществе, где есть господство и подчинение.

Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают акцент па изучение поведения людей, их социальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена. Создателем теории символического интеракционизма является известный американский философ, социальный психолог Дж. Г. Мид (1863-1931). Исходные принципы этого направления получили развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900-1986). Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему: 1. люди действуют, руководствуясь, прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам; 2. сами символические значения есть продукт социального взаимодействия; 3. символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.

Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разрабатывал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневную жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии - открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир - «высшая реальность», человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этномедологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Гарольд Гарфинкель (р. 1917). Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей, сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. Основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, символов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой является американский социолог Джордж Хоманс (1910-1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в применении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении от англ. behaviour — поведение) для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципал трактуемыми в духе бихевиоризма: принцип успеха; принцип стимула; принцип ценности; принцип «насыщения. Драматургическая социология.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии, решение этой актуальной задачи могло бы означать к качественно новому этапу в развитии современной социологии. Наиболее влиятельные теории - теория структурации А. Гидденса, структуралистский конструктивизм П. Бурдье, деятельная социология П. Штомпки.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.