Лекция 3. Общество как объект социологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей, включая акционерные общества и другие экономические организации. В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей - человеческое общество, социум. В более узком смысле, общество есть сложная социальная система, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями, как исторический этап, определенная форма общественного развития (например, первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество) или конкретное общество в рамках одной страны (французское общество, российское общество, японское общество и т.д.). Необходимо различать три явления - страна, государство, общество.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Подсистемами именуют комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Подсистем общества существует четыре: экономическая сфера; политическая сфера; духовная сфера (культура, наука, религия и образование); социальная сфера.

1. Экономическая сфера – отношения, которые складываются между людьми в области материального производства.

2. Социальная сфера – область взаимодействия классов, социальных слоёв, групп, наций, народностей и других социальных общностей.

3. Политическая сфера – область деятельности государственных органов, учреждений, организаций, политических партий, общественных организаций и социальных движений.

4. Духовная сфера – общественное сознание, образование, наука, искусство.

Ни одна из четырех сфер не выступает в качестве единственного базиса общества, детерминирующего все другие сферы. Все сферы находятся в тесной взимосвязи друг с другом.

В научной литературе можно встретить самые разные типологии обществ.

По наличию письменности общества делятся на дописьменные (доцивилизационные) и письменные.

По числу уровней управления и по степени социального неравенства общества делятся на 2 типа:

1. Простые – нет управления и разделения на богатых и бедных.

2. Сложные – существует несколько уровней управления, несколько социальных слоёв. Появились 6 тыс. лет назад с возникновением государства.

К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенных двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем. Переход от одной ОЭФ к другой происходит в результате социальной революции.

Американский социолог Герхард Ленски в зависимости от способов получения средств к существованию выделил 4 типа общества.

1. Общества охотников и собирателей. Возникли 3 млн. лет назад с появлением человека. За 12 тыс. лет до сегодняшнего дня все люди были охотниками и собирателями.. Занимаются охотой и собирательством, ведут кочевой образ жизни. Пользуются примитивными орудиями труда. Представляют собой небольшие группы с несколькими десятками членов. Социальная жизнь организована на основе родственных связей. Политической структуры почти не существует.

2. Общества скотоводов и огородников. Появились 10-12 тыс. лет назад с появлением земледелия в первых земледельческих регионах, ими были плодород­ные районы Среднего Востока, а позднее территория Латинской Америки и Азии. За 5 тыс. лет культурная диффузия привела к тому, что земледельческие знания распространились по всем основным частям мира. Начинают использовать металлические орудия труда. Не производят прибавочного продукта. Появляются ремёсла. Начинается социальное расслоение. По мере того как одни семьи производят больше продуктов питания, чем другие, они зани­мают властное и привилегированное положение. Формирование альянсов, в том числе брачных, с другими элитными семьями позволяет социальным преимуществам закрепляться и сохраняться в поколениях. Возникает примитивное государство, опирающееся на военную силу и защищающее господство элиты.

Аграрные общества. Приблизительно 5 тыс. лет назад на Среднем Востоке произошла еще одна технологическая революция, которая изменила большую часть мира. Возникает агрокультура (возделывания почв с помощью плугов, которые тащат тягловые животные или более мощные источники энергии). Социальная роль этих новшеств настолько велика, что та эпоха называется «зарей цивилизации». Появляется прибавочный сельскохозяйственный продукт, появляются первые денежные системы, развивается торговля, изобретена письменность. Во многих обществах религия закрепляет власть сельскохозяйственных элит. Наряду с развитием экономики, складывается и политическая система, превращаясь в отдельную сферу жизни.

Из числа описанных, аграрные общества отличаются наивысшей специализацией и социальным неравенством. Кроме того, аграрная технология предоставляет людям больше возможностей жизненного выбора. Этим объясняется, что такие об­щества сильнее отличаются друг от друга, чем земледельческие и скотоводческие.

4. Индустриальные общества. Появляются в XVIII в., когда на заводах и фабриках начинают применять энергию воды, а затем – паровых котлов. Растёт класс рабочих. Основная часть населения сосредоточена в крупных городах. Повышается уровень жизни, социальное неравенство уменьшается. Семья перестаёт быть центром социальной жизни. Существуют высокоразвитые системы государственного управления.

Современные социологи используют различные типологии обществ. Широко используется типология Д. Белла, подразделившего всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Формирование постиндустриального общества связано с тем, что во второй половине 70-х годов происходит бурное развитие информационных технологий, происходит обретение ими качественно новой роли в производственном процессе.  Центральную роль приобретают теоретические знания. Происходит рост класса носителей знания. Основной ресурс этого общества – информация. Приоритет в обществе – учёным и менеджерам.

Другие социологи предлагали свои варианты, в частности, это концепции премодернистского, модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук, С. Лэш), доэкономического, экономического и постэкономического обществ (В.Л. Иноземцев), а также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер).

Одной теорий общества является теория глобализации. Глобализацией называют процесс усиления взаимосвязи и взаимозависимости обществ протекающий во всемирном масштабе. На глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы - мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).

В современную эпоху значительно возрастает общепланетарное единство человечества, которое представляет собой единую мировую систему, все части которой находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Глобализация мира – объективный процесс, обусловленный растущей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов. Достигнут такой уровень интегрированности мирового сообщества, при котором успешное развитие каждой страны, каждого народа все больше зависит от состояния и изменения мира в целом.

В настоящее время еще не проявились в полной мере все аспекты глобализации, не стали очевидными все последствия это­го сложного процесса. Можно говорить лишь об определенных тенденциях.

1. Формирование единого информационного пространства на основе новейших компьютерных технологий. В пространстве, созданном благодаря компьютерной коммуникации, возникают новые ассоциации и сообщества, основанные на сходстве определенных целей и интересов.

2. Важнейшая тенденция глобализации - усиление экономической интеграции, развитие новых форм транснационального бизнеса, контролирующего мировые финансовые и информационные потоки.

3. Процессы экономической глобализации сопровождаются политической глобализацией, сущность которой составляет формирование транснациональной элиты. Исследователи приходят к выводу, что в условиях глобализации про­исходит постепенное смещение центра принятия решений с национального на наднациональный уровень.

4. Глобальные процессы охватывают также сферу культуры. Благодаря развитию средств массовой информации и коммуникации формируется единое мировое социокультурное пространство. Доминирующей тенденцией становится сближение культур, универсализация образа и стиля жизни, распространение западных культурных образцов и моделей поведения. Отмечет противоречивый характер процессов глобализации.

Существуют различные трактовки глобализации современного мира. Наибольшую известность получила теория мировой системы, разработанная И. Валлерстайном (р. 1930). Основные положения этой теории сводятся к следующему: экономическая организация современного капитализма имеет глобальную, а не национальную основу; эта мировая система состоит из экономически и политически господствующего центра и зависимой от него периферии; центр развивается как индустриальная система производства, тогда как периферия поставляет сырье, находясь в зависимости от цен, устанавливаемых на него центром; существует также полупериферия, обладающая социальными и экономическими характеристиками как центра, так и периферии. Внутри центра отношения кооперации и конкуренции. Между центром и периферией отношения эксплуатации и зависимости.

Глобальные проблемы современности - это совокупность наиболее острых, жизненно важных общепланетарных проблем, решение которых требует совместных усилий стран мирового сообщества. Отличительной особенностью этих проблем является их комплексность, системность и всеобщность, что обус­ловлено растущим единством современного мира, усилением взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его частей. Глобальные проблемы можно разделить социально-политические, социально-экономические, социально-экологические и социально-гуманитарные. Главными глобальными проблемами ученые считают социальное расслоение и неравенство, криминализацию социальных отношений, межнациональные и межэтнические конфликты, международный терроризм.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 201.