Лекция 4. Социальные институты. Семья как социальный институт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальный институт (от лат. установление, учреждение) — одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. Социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Американский социолог Н. Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регу­лирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Социальный институт — это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

По мнению С.С. Фролова, можно выделить пять институциональных признаков, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

 1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

 2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

3) утилитарные.культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

4) устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

5) идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

 

Основные институты общества: структурные элементы

 

Элементы

                                        Институты

структуры Семья Государство Церковь Промышленность
Провоз- глашаемые  цели и  задачи Воспроизвод- ство потомства, социальный статус и др. Защита прав, обеспечение занятости и политической безопасности и др. Установление связи между миром естественного и сверхъестественного Обеспечение  дохода и др.
 Образцы  поведения,  включая  установки Любовь, привя- занность, пре- данность, лояль- ость, уважение родителей и т.д. Законность уважение, подчинение и т.д. Набожность,  утверждение почитания, страха,  благоговения и др. Правила честной кон- куренции, бережли – вость, зажиточность, трудолюбие и мастерство
Символи- ческие черты Обручальные кольца, подвене- чная фата, сва- дебный костюм, приданое и т.д. Государственные  флаг, гимн и герб, униформа и т.д. Крест, иконы,  идолы, святые мощи, церковное  пение и т.д. Торговая марка, дизайн, реклама и т.д.
Утилитар- ные черты Брачное ложе, свадебный кортеж и др. Государственные здания, обществен- ные места, полиция и др. Храм, амвон, колокол, купель, исповедальня и др. Фабрики, заводы, магазины, железные дороги, станки и др.
Устная и письменная традиция Брачный  контракт, генеалогия и др. Конституция, законодательство, история и др. Библия, катехизис и др. Контракты, фрэнчайзы, корпоративные соглашения и др.

 

Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т.д.

Но фундаментальных, важных для всех, всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

• потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

• потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

• потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

• потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

• потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) — назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе).

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые те с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Функции и дисфункции бывают явными, т.е. официально заявленными, всеми осознаваемыми и очевидными для всех и латентными, т.е. скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального статута, вырождении его функций в символическую, ритуальную деятельность, лишенную рациональных целей.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать стихийное появление видов деятельности, имеющих целью восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. Функции и дисфункции социальных институтов могут явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявные (латентными), если они носят скрытый характер и не все осознаются людьми.

Институционализация чаще всего понимается как процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений. На практике это предполагает определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности. Институционализация включает ряд последовательных этапов. Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса.

Развитие институционализации может осуществляться двумя путями: появлением новых социальных институтов; изменением и совершенствованием уже сложившихся социальных институтов. Следует отметить, что перерегулирование социальных статутов представляет собой сложный процесс, нередко сопровождающийся конфликтами. Один из основоположников структурного функционализма Т. Парсонс, уделявший большое внимание изучению вопросов институционализации, выделял два источника изменения социальных институтов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) факторы.

Семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа - эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, возрастная категория.

Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории: моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины); полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из данных категорий распадается на подвиды. В моногамии выделяют: а) пожизненную моногамию; б) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак); в) парную семью. Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья - это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют: а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами); б) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами); в) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин). Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Выкупной брак. Калымный брак.

 Выделяют два главных типа семьи - расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми). По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и эгалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 227.