Методы социологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термин "социология" происходит от 2-х слов: латинского "societas" – общество и греческого "логос" – учение.

Социология – далеко не единственная наука, изучающая общество. Его изучением заняты также политология, история, экономика, демография, социальная философия, лингвистика, психология, этнография, антропология и т. д. У всех этих наук общий с социологией объект познания – человеческое общество.

Объектом социологии выступает общество в его развитии и внутренних взаимосвязях. Общество – это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, организаций и групп.

Человеческое общество является самым сложным, трудным для изучения и самым необычным объектом во Вселенной. Оно обладает наиболее сложной структурой, т. е. наибольшим числом различного рода внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей. В отличие от объектов естествознания, общество постоянно меняется и, что еще более важно, оно наделено сознанием и волей, ему присущи те или иные цели, ценности и идеалы. Это резко отличает общество от объектов естествознания, существенно затрудняет его объективное исследование. Наконец, субъект познания в социологии не отделен от своего объекта, как это имеет место в естественных науках, а включен в него.

В самом общем виде, предметом социологии выступает сама категория социального, понимаемая как особая область бытия человека и общества, и взятая в её оппозиции понятиям духовного, политического и экономического.

Социология - это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов.

Социология имеет свою систему категорий. Категории социологии - это наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны её предмета, раскрывающие механизм проявления, изучаемых ею законов и закономерностей. "Понятийно-категорийный аппарат социологии " включает в себя 3 группы категорий:

· собственно социологические категории ("стратификация", "социальный институт", "статус", "роль").

· общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении ("социальная система", "социальное развитие").

· категории дисциплин пограничных с социологией ("личность", "семья", "культура").

Структура социологии:

1. Общая социология (общесоциологическая теория).

Изучает общество в целом, законы его развития и функционирования. Она формирует методологические установки для изучения разных социальных явлений и процессов. Необходима для для осуществления системно-структурного анализа общества. Традиционно развивались 2 основных теории общей социологии: теория социальных структур (исследует составные элементы и основы строения различных групп и общностей, например, теория стратификации), теория социального развития состоит из теории социального прогресса и различных теорий, изучающих регресс. Недавно появилось ещё 2 новых раздела: теория социального поведения и теория поведения общностей.

2. Частные, отраслевые социологии.

Области социологического знания, имеющие предметом своего исследования относительно самостоятельные, специфические подсистемы общества и социальные процессы.

Типы теорий:

· изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология труда, социология досуга).

· теории, возникающие на стыке социологии и др. гуманитарных наук (или форм общественного сознания) - социология политики, социология права.

· теории, изучающие деятельность социальных институтов (социология семьи, социология религии, социология образования).

· теории изучающие социальную структуру общества, её элементы и взаимодействие между ними (социология деревни, социология социальных групп).

· теории, изучающие отклоняющееся поведение и аномальные явления.

3. Эмпирические (конкретные исследования)

Изучают действия, поступки, характеристики поведения людей и социальных общностей, конкретные продукты материальной или духовной человеческой деятельности.

Все уровни находятся в тесном взаимодействии друг с другом.

Функции социологии:

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. Разграничение этих функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.
       Познавательная функция заключается в изучении, исследовании, анализе социальной реальности.

 Описательная функция социологии – это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности.

Управленческая функция – использование результатов социологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;

Идеологическая функция заключается в том, что результаты социологического исследования могут использоваться в интересах отдельных индивидов, групп, партий. Социология — наука объективная и беспристрастная, но недобросовестные политики и предприниматели при посредничестве продажных «социологов» могут использовать результаты социологических исследований для манипулирования общественным сознанием.

Гуманистическая функция – заключается в том, что социология способствует формированию и совершенствованию лучших общественных отношений, утверждению правдивости, объективности, гуманности и взаимопонимания в обществе.

Социологическое исследование. Методы социологического исследования. Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организа­ционно-технических процедур, связанных единой целью - получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.

Социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедур­ный. Под методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе кото­рых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.

В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) - наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведыватель­ного исследования является экспресс-опрос, задача которого - выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения). Описательное исследование - более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении. Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-след­ственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования - это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.

По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологические исследования. Разовое исследование (его также называют точечным) дает информацию о состоянии объекта анализа в момент его изучения. Повторные исследования позволяют получить данные, отражающие изменение изучаемого социального объекта, его динамику. Существуют две разновидности повторных исследований — панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают неоднократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет. Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные. В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

К основным методам сбора эмпирических данных относят опрос, наблюдение, эксперимент и документальный метод.

Социологический опрос - это самый распространенный метод сбора первичной информации, предусматривающий письменное или устное обращение к группе лиц, называемых респондентами. Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. Анкетирование может быть индивидуальным или коллективным, очным или заочным (например, через почту, газету или журнал).

Центральная проблема анкетного опроса - правильная постановка вопросов, которые должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в соответствии с решением задач исследования. Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием. Главное различие между анкетным опросом и со­циологическим интервью состоит в форме контакта исследователя и респондента: при анкетировании он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюировании - путем непосредственного общения. Интервью имеет определенное преимущество: если респондент затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к интервьюеру. Различают три вида интервью: стандартизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фокусированное (менее формализованное интервью, цель которого - сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужденной беседы).

Социологическое наблюдение - это метод сбора первичных данных путем непосредственного восприятия какого-либо явления, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы такой фиксации могут быть самы­ми различными: записи в бланке или дневнике наблюдения, фото- или кинопленка, аудио- или видеозапись и др.

В социологии различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.

Как правило, метод наблюдения в конкретных социологичес­ких исследованиях применяется в сочетании с другими способа­ми сбора фактического материала.

Эксперимент - метод получения информации, основанный на изучении поведения объекта под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введённых в исследуемый объект и окружающую его среду. Проводится в тех случаях, когда существует необходимость проверки теоретических положений на практике и получение новых знаний в экспериментальной ситуации. Недостатки: искусственно созданные явления не тождественны явлениям, возникающим спонтанно

Документальный метод - это способ получения социологической информации с помощью изучения документов. Документом можно считать любой предмет специально созданный человеком или группой людей в целях хранения и передачи информации.

Виды документов в зависимости от формы фиксирования информации:

1.    Письменные. Изложенные в форме буквенного текста.

2.    Иконографические (кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы).

3.    Статистические. Цифровая информация.

4.    Фонетические (магнитафонные записи, грампластинки и т.д.)

Документы могут быть официального характера (административные инструкции, законы, статистическая информация и т.д.) и неофициального характера (архивы, дневники, письма).

Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традиционного, предполагающего раскрытие содержания документов, и формализованного, связанного с количественным подходом к изучению документальных источников. Последний получил название контент-анализа.

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 219.