Учение о человеке и его потребностях прошло долгий путь развития. Выделим несколько важных идей сохранивших свою актуальность до настоящего времени.
1. Человек является микрокосмом – концентрированной копией миниатюрным вместилищем всех сил и законов Вселенной. Сущность человека и сущность окружающего мира глубоко взаимосвязаны. Поэтому мир можно изучать двумя способами: либо раскрывать его собственные законы, либо анализировать его связь с человеком, давать ему оценку, исходя из человеческих потребностей и интересов. В этом случае софисты говорили «человек есть мера всех вещей» на основании, которой оцениваются все явления действительности.
2. Человек особое уникальное явление природы вершина ее развития. Античные мыслители считали, что человек может соперничать с богами и во многом приближаться к ним силой разума и воли. Христианство считало его любимым высшим и самым совершенным творением Бога. Великие гуманисты эпохи Возрождения искали в человеке божественное начало.
3. Человек удовлетворяет свои потребности посредством трудовой деятельности, которая и сама является важнейшей потребностью человека.
4. В ХХ веке появилась потребность в освоении человеком космоса и это связано, в первую очередь с исчерпанием природных ресурсов Земли.
5. В настоящее время стало ясно, что потребности человека эволюционизируют и заметно различаются в различные исторические периоды. В разные эпохи складываются различные типы потребления. Так, согласно Э. Фромму, в обществе может доминировать или стремление развивать собственные творческие способности личности, или стремление к накоплению материальных ценностей максимальному увеличению потребления созданных другими людьми благ.
6. Дальнейшее развитие цивилизации и человека многие современные мыслители видят в возрождении православного религиозного мировоззрения и гуманистической идеологии, ориентирующие на гармоничное развитие личности и ее потребностей - на потребление не только готовых товаров и услуг, но и на духовное и творческое развитие каждой личности на основе христианской любви друг к другу всех членов общества.
10.Память человека (виды) и особенности восприятия информации человеком.
Человек является частью природы и общества и высшим его творением с высшими психическими процессами, личностными свойствами и нравственными принципами.
Восприятие и усвоение информации, а значит, и поведение человека зависит от особенностей памяти и мышления. В настоящее время наблюдается любопытный парадокс: многие люди жалуются на плохую память, но современные психологи установили, что у человека задействовано всего 3-8% памяти, а остальные не используются. Различают 4 вида памяти: оперативную, кратковременную, переходную и долговременную, которые являются показателями прочности.
Оперативная память обеспечивает удержание информации в течение 6-12с. Ей пользуются при конспектировании лекции студенты.
Кратковременная память (15-20с) обеспечивает узнавание предметов и объектов.
Переходная (промежуточная) память длится от 5 мин до 24 час.
Индивидуальная, пожизненная, долговременная память обеспечивает общий культурный уровень человека.
Различают также память осознанную и неосознанную, произвольную и непроизвольную. В первом случае память – функция сознания, во втором случае – функция – волевых качеств человека.
По виду воспринимаемой информации различают визуальную, слуховую (аудиальную) и моторную (сенсорную) память. Память – не функция возраста. Она тренируется и восстанавливается и зависит от значимости, осознанности и востребованности запоминаемого материала. В зависимости от доминирования систем восприятия и запоминания информации выделяют следующие типологии людей: визуалы, аудиалы и кинестетики.
По данным российских ученых (И. М. Ягло, Н.В. Басова) орган слуха взрослого человека заодно и то же время может пропустить 1000 единиц информации, орган осязания – 10000, орган зрения – 100000. Это напоминает народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – соотношение такое же 1:100.
Психолог В.Г. Ананьев утверждает, что восприятие через зрительную систему идет трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему только на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем «со слуха». Считается, что 20% слуховой информации может потеряться, так как:
· Мысли текут в 8 – 10 раз быстрее, чем речь;
· Постоянно существуют отвлекающие факторы;
· Через каждые 5 – 10 с. мозг «отключается», так как срабатывают его защитные свойства.
Таким образом, комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты, так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействую на долговременную память. Экспериментальные исследования подтвердили, что человек запоминает 15% информации, получаемой в речевой форме, 25% – в зрительной, а если оба эти способа информации используются одновременно, он может воспринять до 65% сообщаемой информации.
В визуальной информации есть свои закономерности. Например, приведем некоторые из них. Вертикальные линии считываются дольше, чем горизонтальные, хотя они равны по длине.
Таким образом, текст, напечатанный в столбик, будет считываться
медленнее, чем текст, напечатанный широким планом.
Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями, считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на 1/3 быстрее, чем письменный. Психологи также утверждают, что вертикально необходимо давать нечетное количество перечислений:3, 5, 7. Наибольшее количество вертикальных перечислений, которое запоминает человек – 7+2 наименований. Четное число вертикальных перечислений запоминается хуже.
Мышление человека
Мышление – это высшая форма познавательного процесса, связанная всегда с проблемной ситуацией, которую нужно решить, изменяя и условия ее решения. Один из виднейших психологов XIX в. Р. Декарт утверждал: «Я мыслю, значит, я существую», считая мышление признаком существования человека. Это утверждение подчеркивает значимость мышления для развития личности человека. Различают следующие виды мышления:
· Словесно - логическое – один из основных, осуществляется при помощи словесных конструкции, существующих на базе языковых средств.
· Наглядно - действенное – (существует и у животных), решение задачи осуществляется на основе и с помощью наблюдаемого двигательного акта (достать требуемый предмет при помощи каких-то приспособлений).
· Наглядно-образное – решение задачи за счет ассоциаций и образов, установление непривычных сочетаний предметов и свойств.
По типу направленности решаемых задач мышление может быть теоретическим ипрактическим (эмпирическим).
По характеру протекания мыслительных процессов мышление бывает логическое и интуитивное (спонтанное).
По направленности на реальный и идеальный (иллюзорный) мир мышление бывает реалистическим и артистическим.
Ситуационная задача – пример нестандартного мышления
Много лет назад, когда за долги зажали в тюрьму, богатый купец задолжал ростовщику крупную сумму денег. Ростовщик старый и уродливый влюбился в юную красавицу – дочь купца и предложил купцу сделку. Ростовщик простит купцу долг, если он отдаст ему в жены свою дочь.
Несчастный отец пришел в ужас от предложения. Тогда ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камешка белый и черный. Если девушка вытащит черный камешек, то она станет женой, если белый камешек, то она останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если девушка откажется тянуть жребий, то отца бросят в долговую тюрьму, она останется нищей и умрет с голоду.
Отец и дочь согласились на предложение. Разговор происходил в саду на дорожке посыпанной гравием. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камни для жребия, девушка увидела, что он положил в сумку два черных камешка. Затем ростовщик предложил девушке вытянуть один из них, чтобы решить свою судьбу…
Ответ
Девушка вытащила камень, и как бы случайно уронила его на дорожку, где он сразу же затерялся. Затем она предложила посмотреть, какой остался, ведь по оставшемуся цвету, можно узнать какой камень упал. Ростовщик не мог признаться в подлоге, и девушка была спасена.
Способности человека
Способности человека – индивидуальные особенности личности, которые являются условием успешного осуществления какой-либо деятельности. Становление личности начинается с задатков. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма, лежащие в основе развития его способностей. Способности формируются на базе биологических задатков в процессе социального развития человека – воспитания и обучения. Человек склонный благодаря своим задаткам к тому или иному виду деятельности, обычно испытывает непреодолимое стремление (потребность) к этой деятельности.
Мотивация личности
Это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека и заставляющих его действовать, а мотивы – цели, причины. Мотивация бывает внутренней и связана, как правило, с неудовлетворенными индивидуальными потребностями человека и внешняя мотивация, связана с общественными потребностями. Внутреннюю мотивацию часто называют энергией личности, так как она активизирует деятельность человека.
Эмоции человека
Это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме переживаний отношение человека к окружающему миру и людям. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, оценочная, мотивационная, стимулирующая, защитная.
Темперамент личности
По определению И.П. Павлова существует 4 типа центральной нервной системы и, соответственно, 4 типа темперамента, которые определяют поведение человека.
1. Холерик (от греч. – желчь) – быстро возбуждающийся, горячий, энергичный человек. Его реакция мгновенная и часто превышает необходимое действие. Быстро переключается с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включается в работу. После конфликта не в состоянии сразу успокоиться, так как склонность к возбуждению сильнее, чем к торможению (А.С. Пушкин).
2. Сангвиник (от лат. – кровь) – подвижный, жизнерадостный, увлекающийся человек. В нем гармонично сочетаются двигательные и тормозные функции. Сангвиник способен активно и деятельно работать, быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое, легко переходить от отдыха к работе, и наоборот. Способен найти выход из трудного положения, ставить перед собой и решать трудные задачи (А.И. Герцен).
3. Флегматик (от греч. – слизь, мокрота) – невозмутим и хладнокровен. Человек с медленной восприимчивостью и слабой активностью, трудно раздражающийся и терпеливый. У флегматиков процесс торможения усилен, а процесс возбуждения ослаблен, реакции замедленны. Характерной особенностью является основательность и неторопливость, старается довести начатое дело до конца. Сложно адаптируются в незнакомой обстановке, трудно переключаются с одного вида деятельности на другой (И. А. Крылов).
4. Меланхолик (от греч. – черная желчь) – склонный к угнетенному настроению и мрачным мыслям. У меланхоликов – слабые нервные процессы, то есть процесс возбуждения и процесс торможения снижены. Быстро устает от физической и умственной работы, теряется и трудно находит выход из сложных жизненных ситуаций, легко раним. Необходимы более упорядоченные условия жизни (А. В. Гоголь).
В чистом виде указанные типы темпераментов встречаются крайне редко. Как правило, выделяют ведущие типологические особенности, которые являются ведущими у человека, усиливаются в стрессовых ситуациях и определяют поведение человека: способность воспринимать и усваивать информацию, реагировать на внешние воздействия среды, устанавливать межличностные отношения в группе и семье.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 269.