Человек и его потребности в первобытном обществе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проведенные в XIX- XX веках этнографические исследования племен до сих пор живущих в условиях первобытного общества позволили достаточно достоверно реконструировать образ человека той эпохи. Первобытный человек ощущал себя частью Природы и своего племени. Осознание себя как отдельной личности - «Я» еще не произошло. Существовало «Мы» - наше племя и «Они» - другое племя, как правило, чужое, враждебное. Природа, с одной стороны, являлась необходимым источником жизненных благ, с другой – таила в себе массу опасностей для жизни человека. Основные потребности человека первобытной эпохи обусловлены были биологическими особенностями человеческого организма, как части животного мира. В это же время начинает формироваться структура потребностей человека, отличающая его от животного, и зарождаются индивидуальные и общественные потребности. Главное отличие человека от животного – это трудовая деятельность и развивающееся мышление. Трудовая деятельность становится важнейшей потребностью человека, так как обеспечивала его жизнедеятельность и способствовала удовлетворению первичных потребностей – потребность в воде, пище, безопасности. Необходимо было изготавливать орудия труда для охоты, рыбной ловли, защиты от нападений, строительства жилья, ремонта одежды. Трудовая деятельность и выживание племени в сложных природных условиях породили потребность человека в познании Природы. Одной из теорий, объясняющей поведение человека в этот период была теория «разумного эгоизма» французских философов-материалистов (П. А. Гольдбах и другие). Согласно которой, «разумный эгоист» правильно поняв личную выгоду, автоматически будет действовать в интересах всего человеческого общества. Если бы эта теория была верна, то мы бы получили бесконфликтное общество. На самом деле противоречия между индивидуальным и коллективным существовали всегда и самым древним механизмом, регулирующим эти конфликты, является мораль. Главный смысл моральных норм и традиций первобытного общества состоял в том, что они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах племени. Мораль (правила поведения с точки зрения пользы или добра) закреплялась воспитанием или традициями. Так у всех племен существовали строгие правила раздела добычи. Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия (1831-1836гг.) на корабле «Бигл» наблюдал у жителей Огненной земли простейший способ раздела имущества: делили все поровну среди присутствующих, даже кусочки тканей. Позже в первобытном обществе возникают мифология, религия и искусство, которые способствовали дальнейшему развитию потребности в познании. У всех первобытных племен возникла потребность в мировоззрении – системе взглядов на окружающий мир и себя в этом мире. Вначале мировоззрение существовало в форме мифов, легенд, сказаний, описывающих окружающий мир в фантастической художественно- образной форме. Затем возникла религия – система взглядов на мир, допускающая наличие сверхестественных явлений. Это была попытка удовлетворения потребностей через общение со сверхъестественными силами через магию, колдовство, божественные силы. В XVI-XVIII вв. цивилизация признала этот путь тупиковым и сделала выбор в направлении научного познания и развития техники. У первобытных людей формировались также и эстетические потребности (рисунки, статуэтки людей и животных, украшения, ритуальные танцы), которые выражали отношение художника к изображаемому объекту и его систему ценностей.

Таким образом, в жизни первобытного человека можно выделить ряд закономерностей:

1. Основные потребности – биологические.

2. Удовлетворение первичных потребностей привело к формированию вторичных потребностей, преимущественно социальных, например, потребность в трудовой деятельности и познании Природы.

3. Механизмом регуляции поведения и разрешения конфликтов между индивидуальными и общественными потребностями существовала мораль.

4. Наряду с базовыми потребностями на каком-то этапе у всех племен начинала формироваться потребность в формировании мировоззрения. Только мировоззренческие идеи (мифология, религия, искусство) могли придать смысл человеческой жизни.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 270.