Человек и его потребности в средние века и эпоху Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В период Средневековья (V – XIV вв.) в Европе господствовало глубоко религиозное мировоззрение. Уже с IV в., ( в России с X в.) христианство превращается в официальную государственную идеологию и христианская церковь внедряет в сознание европейцев свою концепцию человека и его потребностей.

С точки зрения христианства, природа человека двойственна: в нем есть низменное земное («грешное», «тварное») и возвышенное праведное небесное начало. Человек должен любить и бояться Бога, стремиться к спасению души и к совершенству, развивая в себе небесное, божественное начало. Влияние божественного начала на личность внешне выражается в ряде потребностей, которые возникают у праведника: строгое соблюдение церковных норм поведения, отказ от обогащения, совершение добрых дел и т.д. Земное грешное начало сходит от дьявола и побуждает грешника к неповиновению церкви, распутству и всем «смертным грехам». Уникальным историческим документом и священной книгой для всех верующих людей является Библия. В Новом и Ветхом завете разработана система ценностей, которая должна была помочь человеку найти свое место в мире согласовать личные интересы и потребности с общественными. В Библии нравственные нормы и мировоззренческие проблемы были изложены с гениальной глубиной и ясностью. Общественные потребности, понимаемые как воля Божья, объединены были в десять заповедей:

1. Я, Господь, Бог твой.…. Да не будет у тебя других богов, перед лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои. А день седьмой – суббота Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй

8. Не кради

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Духовные потребности были объединены в семь основных духовных дел:

1. Согрешающего исправляти.

2. Неведующего наставляти.

3. Сомневающемуся добре наставляти.

4. О спасении ближнего Господа молити.

5. Печального утешати.

6. Нести неправды с терпением.

7. Обиды повинным прощати.

Назывались также семь смертных грехов, которых следовало избегать, искупать путем молитвы и покаяния и самосовершенствования и им же противостоящие добродетели

1. Гордыня – Смирение

2. Сребролюбие (жадность) – Нелюбостяжание

3. Блуд (похоть) – Целомудрие

4. Гнев – Кротость

5. Чревоугодие – Воздержание

6. Зависть – Доброжелательство

7.  Уныние – Упование

Христианство стремилось воспитать в людях потребность умение анализировать и оценивать свои поступки. Люди, подавившие в себе греховные влечения и потребности, объявлялись примером для подражания как праведники и святые. Библейские заповеди были искажены средневековой церковью и превращены в догмы, препятствующие развитию общества и человека. Все прогрессивное (наука, искусство, творчество) объявлялось ересью и истреблялось огнем и мечом (костры инквизиции).

Капиталистические преобразования, начавшие в Европе с XIV в. заставили коренным образом переосмыслить представления о человеке. При капитализме добивался успеха не смиренный и тихий, а энергичный и активный. Появляется спрос на личность образованную, энергичную, стремящуюся к проявлению своих потребностей и интересов, и полному их удовлетворению. В Италии формируется новая идеология «гуманизм» и идеал нового человека «всесторонне развитая личность». Наиболее выдающаяся личность этой эпохи Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.) сам был близок к этому идеалу. Идеи гуманизма нашли отражение в произведениях Данте Алитьери (Новая жизнь), Франческо Петрарки (На жизнь мадонны Лауры), Джованни Боккаччо (Декамерон). Ранние гуманисты делали акцент на эгоцентризме, на свободе и ценности отдельной личности, рассматривая Человека как центр мироздания.

Поздние гуманисты поняли необходимость и важность общественных отношений и сложных взаимоотношений и человека и общества. Появляется труд английского философа Томаса Мора (1478- 1535гг.) – «Утопия», где нарисована картина гуманного и справедливого общества. Государство заботится о каждом утопийце, где удовлетворяются все их насущные потребности. Частной собственности нет, все блага делятся поровну. Поддержание равновесия между личным и общественным осуществляется за счет жесткой дисциплины, нарушение которой карается обращением в рабство или смертью.

Другой мыслитель – флорентийский дипломат и философ Николо Макиавелли (1469-1529 гг.). Считается идеологом тоталитарных диктаторских режимов. Высшей ценностью в обществе он считал государство. Поэтому ради укрепления государства правитель может идти на любые преступления – все они имеют моральное оправдание. Концепция Макиавелли предполагала абсолютный приоритет общественных потребностей над личными.

Эпоха Возрождения, возрождая традиции античности, вернула интерес к естественным, обусловленным природой и обществом потребностям человека. Сформировался новый тип научного знания – экспериментальная наука. Проводились медицинские и биологические исследования человеческого организма, позволявшие глубже понять потребности человека, зависящие от его физической организации. Быстрое развитие капитализма стимулировалось освобожденными старыми потребностями и многочисленными новыми путями их удовлетворения, которые предлагало капиталистическое производство.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 211.