Классификации потребностей по Маслоу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самая известная классификация потребностей – это иерархия потребностей А. Маслоу, которые он расположил в форме пирамиды:

1. Базовые - физиологические потребности

2. Потребности в безопасности

3. Потребность в любви и принадлежности к определенной социальной группе

4. Потребности в уважении

5. Потребности в самоактуализации

    Маслоу считал, что потребности высшей группы формируются, когда в достаточной степени удовлетворены потребности низшего уровня. Так, например, после удовлетворения физиологических потребностей (в еда, одежда, жилище), человек обращает внимание на потребность в безопасности, затем – ощущает потребность в любви, после этого формируется потребность в уважении и затем потребность в самоактуализации. Иногда высшие потребности приобретают такое сильное значение, что насущные потребности отходят на второй план. Так, например, ученый или художник, увлекшийся разработкой какого-либо проекта, может не обращать внимания на уважение и любовь окружающих, нерегулярно питаться, небрежно одеваться. В то же время это игнорирование низших потребностей возможно только в некоторых ограниченных пределах. Таким образом, высшее возникает на основе низшего и может оказывать на низшее обратное направляющее воздействие. Но высшее не становится абсолютно самостоятельным, так как существует только в рамках, установленных законами низшего.

А. Маслоу утверждал, что удовлетворение потребностей всех пяти ступеней зависит от общественной системы и господствующих в ней политических взглядов и культурных традиций. За пределами пятиступенчатой иерархии Маслоу выделил еще одну, параллельно существующую иерархию потребностей – потребностей в познании, включающую в себя «желание знать» и «желание понимать». Потребности в познании и осмыслении мира, а также эстетические потребности не образуют отдельной ступени в основной иерархии, а проявляются на каждой ее ступени.

17. Классификация потребностей по Мюррею

Классификацию потребностей предложил Генри Мюррей. Данная типология исходит не только из самих потребностей, но и из наличия благ, необходимых для их удовлетворения. В типологии Мюррея потребности классифицируются по четырем основаниям: первичные – вторичные; позитивные – негативные; явные – латентные; осознанные – неосознанные. На этой основе Мюррей выводит 20 потребностей.

Таблица 1 - Классификация потребностей по Г. Мюррею

Потребность Краткое содержание
В самоунижении Пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинение, критику, наказание. Исповедоваться и искупить вину. Искать боли, болезни, несчастья и радоваться им.
В достижении Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать – в отношении физических объектов, людей и идей. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Реализовывать таланты и тем показывать самоуважение.
В аффиляции Тесно контактировать с близкими или с теми, кто похож на самого объекта. Доставлять удовольствие контактируемому объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе.
В агрессии Силой преодолевать препятствие, противостояние. Сражаться, мстить за обиды. Нападать, противостоять насилием, оскорблять, убивать
В автономии Освобождаться от ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать и прекращать деятельность, предписанную деспотичными, авторитарными фигурантвми. Не быть чем - либо связанными, ни за что не отвечать, пренебрегать условностями
В противодействии В борьбе овладеть ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действиями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Уважать себя и гордиться собой.
В защите Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки или неудачи, унижения.
В уважении Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближнего. Иметь пример для подражания, подчиняться обычаю
В доминировании Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других – внушением, соблазном, убеждением, указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать
В эксгибиции Производить впечатление, быть увиденным или услышанным.. Возбуждать, удивлять, очаровывать, развлекать, шокировать, соблазнять
В избегании ущерба Избегать боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать предупредительные меры.
В избегании позора Избегать унижений. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение насмешника, безразличие других. Воздействие от действий с целью избежать неудачи.
В опеке Проявлять сочувствие и помогать беззащитным в удовлетворении их потребностей. Помогать при опасности. Кормить, лечить, утешать, опекать, защищать
В порядке Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности, точности.
В игре Действовать «забавы ради». Смеяться, шутить, искать расслабления после стресса, удовольствия. Участвовать в спортивных мероприятиях, играх, танцах, вечеринках.
В отвержении Избавляться от негативных контактируемых объектов. Избавляться, отказываться от нижестоящих объектов или игнорировать его.
В чувственных впечатлениях Искать чувственных впечатлений и радоваться им
В сексе Создавать и развивать эротические отношения и радоваться им. Иметь сексуальные отношения
В поддержке Удовлетворять потребности благодаря сочувствию близких. Быть тем кого опекают, поддерживают, окружают заботой, кем руководят.  
В понимании Ставить вопросы и отвечать на них. Размышлять, формулировать, понимать, анализировать, обобщать.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 223.