Концепции человека и его потребностей в философии XIX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В XIX в. в ведущих европейских странах во время кризисов перепроизводства вымерло от голода несколько тысяч людей. Нищета рабочего класса достигла такого масштабов, что в Европе начались массовые восстания и революции. В научной среде высказывались сомнения в прогрессе развития цивилизации. Возникла необходимость нового осмысления сути происходящего, для того чтобы предсказать будущее цивилизации и помочь, хотя бы ослабить возникшие противоречия и конфликты.

Рассмотрим две фундаментальные работы того времени «Философия права» Фридриха Гегеля (1770-1831) и «Капитал» Карла Маркса (1818-1883).

С точки зрения Гегеля, в основе реального мира лежит абсолютная идея – духовное начало, обезличенное сверхчеловеческое Сознание. Создав человека, абсолютная идея превращается в мировой дух. Мировой дух обладает неустранимой потребностью к познанию самого себя и для этого развертывает свое внутреннее содержание, проходя долгий путь исторического развития. При этом, он создает все многообразие проявлений и структурных элементов общества: религию, искусство, науку, философию, семью, государство, мораль, право. История общества – история самопознания мирового духа. Гегель впервые высказал идею об историческом развитии потребностей и их бесконечном изменении.

Карл Маркс разработал теорию исторического материализма, в которой потребности занимают центральное место. Согласно этой концепции, определяющую роль в развитии общества играют материальное производство и потребности человека, которые оно удовлетворяет. Таким образом, материальные потребности первичны, духовные – вторичны, производны от материальных, и оказывают на общество сильное обратное воздействие. Высшей целью исторического процесса по К. Марксу является гармоничное развитие личности и общества, создающего благоприятные условия для раскрытия способностей индивида. Удовлетворение и развитие потребностей – инструмент для раскрытия творческого потенциала личности.

  1. Основные подходы к проблеме человека и его потребностей у мыслителей XX века

XX век в науке и философии часто называли веком человека, так как почти все философские школы и идеи вращались вокруг объяснения природы и сущности человека.

Теория Чарльза Дарвина (1809 – 1892 гг.). Согласно Дарвину, человек возник в результате естественного процесса эволюции живой природы. Он имеет животных предков и, следовательно, его потребности формировались на основе потребностей животных. Последователи теории Дарвина предположили (Гербер Спенсер 1820 – 1903 гг.), что и общество развивается по законам естественного отбора и эволюции – социальный дарвинизм. Теория социального дарвинизма большинством ученым была признана ошибочной. В обществе действительно происходит борьба и отбор ( борьба партий на выборах, переход индустриального общества к постиндустриальному), но все эти события подчиняются другим – социальным законам. Сам Дарвин не пытался это делать и считал, что поведение отдельного человека подчиняется не только биологическим, но и социальным законам. Наиболее радикальные теории социального дарвинизма позднее сблизились с расисткой и фашисткой идеологией.

Теория Зигмунда Фрейда (1856 – 1939гг.). Согласно, созданной им теории – психоанализу, в основе человеческого поведения лежат чисто биологические инстинкты и потребности. В первую очередь – это сексуальное влечение – либидо, скрытое в подсознательных слоях психики. В результате возникновения социального контроля (мораль, обычаи, традиции, государственное право) сексуальные потребности не могли быть удовлетворены так просто, как у животных. Сексуальная энергия подвергалась либидо формировались новые чисто человеческие группы потребностей: познание, религия, искусство, творческое самовыражение. С точки зрения Фрейда, если бы общество не ограничивало удовлетворение сексуальных потребностей, человек так и остался бы в животном состоянии и не смог создать культуру. По мнению современных ученых социальные потребности возникли не сублимации – перерождению в другие формы психической энергии. На основе сублимации только из-за упорядочения сексуального поведения. Еще более весомую роль сыграли насущные потребности и совершенствование процесса труда, который не был альтернативой сексу.

Теория «русского космизма» Н.Ф. Федоров (1828 – 1903гг.), П.А. Флоренский (1882 – 1943гг.) , К.Э. Циолковский (1857 – 1935гг.), В.И. Вернадский (1863-1945гг.). К.Э. Циолковский считал, что во Вселенной уже возникли разные виды разумных существ и предсказывал путь эволюции человечества как космической цивилизации на миллиарды лет вперед. «Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». Ученому принадлежит великая догадка, обоснованность, которой подтверждается с каждым годом. Вследствие исчерпания ресурсов планеты выход в космос может стать насущной потребностью человечества.

В.И. Вернадский был основоположником учения о «биосфере» - сфере жизни и «ноосфере» - сфере разума. Биосфера – это часть земной поверхности, преобразованная живыми организмами. Понятие биосферы выражает единство всего живого и окружающей его среды. После возникновения человека биосфера постепенно превращается в ноосферу – часть природы, которая контролируется и преобразуется человеческим разумом. Раньше люди вынуждены были соотносить свои потребности с потребностями других людей, что регулировалось моралью, традициями, правом. В эпоху ноосферы у общества появляется потребность соотносить свои потребности с возможностями и законами биосферы, которая становится насущной (экологические потребности). Общепризнано, что необходимо создание специальных механизмов, методов и процедур для поддержания баланса между этими потребностями.

Теории «русского космизма» созвучна концепция связи человека и Вселенной, возникшая в 70-х годах XX века и, получившая название антропный (антропос – человек) принцип. Антропный принцип был впервые сформулирован астрономом Б. Картером. Физики и астрономы, изучающие основные физические константы нашей Вселенной (постоянная Планка, постоянная гравитационная, заряд электрона и другие) заметили, что их значения могли варьироваться в очень узких пределах. При значительном изменении этих констант жизнь разумных существ на Земле была бы невозможна. Таким образом, был сделан вывод, что появление человека на Земле было неслучайно, а постепенно подготавливалось всем ходом развития материального мира. Б. Картером был сформулирован важный исследовательский принцип: любому явлению должны предшествовать другие явления и события, сделавшие исследуемое явление возможным. Этот принцип широко используется в сервисологии: для эффективного удовлетворения потребности, изучают события, способствующие ее появлению.

Двадцатый век не был просто эпохой расцвета науки и техники, взрывного роста человеческих потребностей и средств их удовлетворения. Это был век страшных и опустошительных войн, которые унесли десятки миллионов жизней, век диктаторских режимов, также унесших миллионы жизни. Ученые – экзистенционалисты (лидер французский экзистенционалист Альбер Камо 1913-1960гг.) подвергли критике религию, теорию Гегеля о разумности Вселенной, его справедливости и расположенности к Человеку, которые приводят к расплате разочарованию и самоубийству. Экзистенция – это переживание человеком своего бытия в мире (страх, забота, досада, ужас, разочарование, чувство вины, тоска, скука). Они считали, что Вселенная нейтральна и человек должен нести ответственность за свои поступки.

Идеи марксизма, фрейдизма и экзистенционализма объединил выдающийся психоаналтик, социолог и философ Эрих Фромм (1900 – 1980гг.), разработавший теорию гуманистического психоанализа. «Гуманистическим идеалом Возрождения является универсальный человек, который рассматривается в качестве продукта естественного развития. Взгляд Фрейда сужался его механистическим материализмом, который объяснял потребности человеческой природы сексуальностью человека. Взгляд Маркса был более широким благодаря тому, что он видел, как классовое общество уродует человека и видел выход в более гуманном обществе. Фромм считал, что человек может придерживаться одной из двух жизненных ориентаций на бытие или на обладание. «Эмпирические антропологические и психоаналитические исследования свидетельствуют о том, что обладание и бытие – это два основных способа существования человека и преобладание одного из них определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера». Жизнь человека по принципу бытия или обладание формировала у людей разные системы потребностей и ориентировала их на разные модели потребления. Установки на обладание максимальным набором благ порождают особую жизненную стратегию – потребительство. Потребитель руководствуется установкой – поглотить весь мир, то Я есть то, что потребляю. Но в современном обществе потребности развиваются не только у обладателей концепции обладания но и бытия. Потребности в образовании, власти, общении, любви, религии, познании, построенные на принципе обладании или на принципе бытия будут сильно различаться.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 209.