Мини-глава: Как сорвать бурные и продолжительные овации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Не начинайте говорить до тех пор, пока окружающая вас тишина не станет абсолютной.

Хорхе Луис Борхес

Когда я только начинал работать в Apple в 1986 г., я жутко боялся выступать перед публикой. Не в последнюю очередь потому, что постоянно терзался вопросом «Как вообще можно без дрожи в коленках находиться рядом с таким человеком, как Стив?». Но если вы хотите состояться как евангелист и как гендиректор, придется научиться говорить.

«Говорить куда легче, когда есть о чем говорить. И точка».

На преодоление собственного страха у меня ушло без малого лет двадцать. Уверен: что помогло мне, поможет и вам. И надеюсь, что благодаря этому разделу вы сможете не просто смело выходить на сцену и издавать членораздельные звукосочетания, но и срывать овации.

· ГОВОРИТЕ ТОЛЬКО О ТОМ, ЧТО ИНТЕРЕСНО. Это 80% успеха. Говорить куда легче, когда есть о чем говорить. И точка. Если сказать нечего, не выходите на сцену. Ну а если выходить все-таки надо, поднапрягитесь и найдите такую тему, которая была бы интересна вашим слушателям.

· НИКАКОЙ САМОРЕКЛАМЫ. Цель любого выступления — развлечь аудиторию и рассказать ей что-нибудь важное. Здесь нет места самолюбованию и саморекламе. Если люди вдруг увидят, что вы пытаетесь ими манипулировать, ваша репутация окажется под угрозой.

· АДАПТИРУЙТЕСЬ ПОД КОНКРЕТНУЮ АУДИТОРИЮ. Именно эта хитрость помогла мне больше всего. Самое начало (от трех до пяти первых минут) любого моего выступления — это «гибкая» часть, которая меняется в зависимости от того, перед кем я выступаю. Советую вам делать так же: тем самым вы покажете, что готовились, что ваше выступление есть нечто уникальное и особенное. Вот что делаю лично я:

· Первым делом я выясняю, перед кем буду говорить. Если перед сотрудниками Acura, значит, во время выступления я показываю фотографии своих четырех машин (две — Acura и две — Honda). А если перед S. C. Johnson — фотографии кладовки, заставленной их продукцией.

· Если предстоит выступать за границей, я стараюсь прилететь на день раньше и познакомиться с достопримечательностями и национальными особенностями. Фотографируюсь, а потом показываю эти снимки публике. Тем самым я демонстрирую уважение к их культуре. Вот, например, что я показывал в Стамбуле:

· СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ. Большинство преподавателей ораторского мастерства со мной, конечно, не согласятся, но кому из них приходится выступать перед публикой по 50 раз в год, как мне? Я считаю — нет, я уверен, — что развлечение слушателей — основная цель любого выступления. Когда людям весело и интересно, любую информацию, которую вы хотите донести, они воспримут с куда большей охотой, нежели когда им скучно и хочется спать.

· ОДЕНЬТЕСЬ СООТВЕТСТВЕННО СЛУЧАЮ. Мой отец, известный гавайский политик, был прекрасным оратором. Когда я делал свои первые робкие шаги на этой нелегкой стезе, он дал мне совет — никогда не одеваться хуже тех, перед кем собираешься выступать. Если публика облачена в костюмы, надевайте костюм. Одеваясь же лучше слушателей, вы будто говорите им: «Я умнее/богаче/значительнее вас. Я могу оскорблять вас, смотреть на вас свысока, и ничего вы с этим не сделаете». Не совсем то впечатление, которое вы хотели бы произвести, правда?

· ИЗБЕГАЙТЕ КРИТИКИ В АДРЕС КОНКУРЕНТОВ. Так вы только создадите впечатление, что злоупотребляете вниманием аудитории. Не забывайте: это не вы оказываете услугу слушателям, а слушатели оказывают услугу вам. Не опускайтесь до уровня «черных» технологий: единственный, кому вы навредите, — это вы сами.

· РАССКАЗЫВАЙТЕ БАЙКИ. Самый лучший способ расслабиться во время выступления — рассказать какой-нибудь забавный случай. Из собственной жизни, из жизни своих детей, что-нибудь о своих клиентах… Можно пересказать историю, услышанную от кого-то еще или вычитанную в книжке. Главный трюк здесь в том, что вы перестаете быть оратором и становитесь рассказчиком. Это уже не выступление перед аудиторией, а просто дружеская беседа. А какая дружеская беседа обходится без доброго анекдота? Хороший оратор всегда готов рассказать байку в подкрепление того, о чем он говорит.

· ПООБЩАЙТЕСЬ С АУДИТОРИЕЙ ЗАРАНЕЕ. Небольшой тест: «Слушатели хотят, чтобы ваше выступление прошло успешно» — правда или нет? Конечно, правда. С чего бы кому-то мечтать о вашем провале — чтобы только время зря потерять? Чтобы расположить к себе аудиторию, пообщайтесь с отдельными ее представителями до выступления — особенно с теми, кто будет сидеть в первом ряду. Просто поболтайте: на них посмотрите, себя покажите. И когда вы выйдете на сцену, вас встретят не настороженные или скучающие, но вполне доброжелательные лица. Чувствуете, как растет ваша уверенность в себе? Как спадает психологическое напряжение? Именно так начинается успешное выступление.

· СТАРАЙТЕСЬ ВЫСТУПАТЬ В НАЧАЛЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Если есть возможность, постарайтесь выступить пораньше. Уже к середине мероприятия публика устает и перестает реагировать на вас, ваши шутки и истории. На конференциях избегайте выступать в последний день: многие к этому моменту уже разъедутся, а у оставшихся будет чемоданное настроение, так что вникать в суть вашей речи никто не станет. Задача у вас и так непростая, так что не усложняйте себе жизнь.

· СТАРАЙТЕСЬ ВЫСТУПАТЬ В НЕБОЛЬШИХ ПОМЕЩЕНИЯХ. Если есть возможность, попросите самую маленькую из всех доступных комнату. Если возможности нет и вам предлагают огромное помещение, попробуйте договориться, чтобы его обставили как классную комнату, то есть столами и стульями. Камерность — залог душевности. Две сотни человек в комнате, рассчитанной ровно на две сотни человек, лучше пятисот человек в зале-«тысячнике».

· ГОВОРИТЕ, ГОВОРИТЕ И ГОВОРИТЕ. НЕ БРОСАЙТЕ ТРЕНИРОВКИ. Вещь, казалось бы, очевидная, но не сказать о ней нельзя. Чтобы выступление получилось таким, как надо, его нужно отрепетировать не меньше 20 раз. Для первых 19 в качестве публики сойдет и собака, но халтурить нельзя и перед ней: четко проговаривайте каждое слово и повторяйте, повторяйте, повторяйте… Вспомните слова Яши Хейфеца: «Если я не репетирую один день, об этом знаю только я; если два дня — об этом знают мои критики; если три дня — об этом знают все».

Надеюсь, на то, чтобы постичь эту науку, вам понадобится меньше 20 лет. Я, например, провозился так долго, потому что меня никто не учил, а искать учителя самостоятельно я просто не догадался. Зато теперь моя цель — срывать долгие и продолжительные овации каждый раз, когда выхожу на сцену.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.