Исследование импрессивной речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соответственно возрасту предлагается выполнить следующие задания.

Задания для детей 2-х лет — 3-го года жизни:

• показать по словесной инструкции логопеда различные
предметы обстановки комнаты, вещи личного обихода;



58


59


• выполнить поручение по речевой инструкции, например: «Возьми куклу», «Принеси мяч» и т.д. Задания для детей 3-х лет — 4-го года жизни:

© показать по словесной инструкции предметы обстановки, веши личного обихода и др.; показать по словесной инструкции предметы той или иной формы (круглое яб-

 локо, квадратный стол), величины (большой шкаф, мленький стул), того или иного цвета (красный шар, зеленый огурец); выполнить поручения по речевой ин-

струкции, например: «Возьми шарик и положи на стол»,

«Встань и подойди к окну»;

© ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа (для выяснения понимания содержания). Например,

 можно прочитать следующий текст: «У Миши был серый

котик. Хвост у котика пушистый, глазки зеленые, лапки мягкие. Миша давал ему молока и каши. А котик кашу не любил, просил мяса. Котик был ленивый, не хотел мышей ловить. Хорошо мышам. Котик молока полакает и спит на солнышке. Вот плутишка!»;

© ответить на вопросы: Кто был у Миши? Какой у котика хвост? Глазки? Лапки? Чем Миша кормил котика? Что

просил котик? Почему мышам было хорошо? Какой был котик? Задания для детей 4-х лет — 5-го года жизни:

 показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол—персонажей сказок, предметы обихода, предметы

1 разной величины, формы и цвета; ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для

г выяснения понимания содержания).

Задания для детей 5-ти лет — 6-го года жизни:

 показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол—персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета;

 ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания);

 показать по сюжетным картинкам времена года, диких и домашних животных.


Задания для детей 6-ти лет — 7-го года жизни:  ■

•показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года (с использованием сюжетных картинок);

•показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок);

•ответить на вопросы по содержанию программного рассказа, газетной статьи.

Исследование экспрессивной речи

Задания для детей 2-х лет — 3-го года жизни:

•назвать окружающие предметы, игрушки;

•показать язык широкий, узкий, зубы, облизать языком губы, вытянуть губы вперед и т.д. (предложить выполнить одиночные движения и серию движений для всех последующих возрастных групп);

•рассказать сказку, например, «Курочка-Ряба»;      

•описать несложную сюжетную картинку;             '

•рассказать об игрушке;

•прочитать стихотворение.

Задания для детей 3-х лет — 4-го года жизни:

0 назвать предметы обстановки, вещей личного обихода, качеств предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус);

© побеседовать с ребенком на тему, интересную для детей этого возраста;

© рассказать по картинке;             

© прочитать стихотворение.

Задания для детей 4-х лет — 5-го года жизни:

/ побеседовать с ребенком о семье, его игрушках,' любимых сказках, мультфильмах;       '

пересказать известную сказку;

 назвать за логопедом предметные и простые сюжетные картинки (отраженная речь);

 рассказать стихотворение вместе с ребенком (сопряженная речь);

поиграть с ребенком в лото, домино на сопряженной речи.



60


61


Задания для детей 5 лет — 6-го года жизни:

•побеседовать с ребенком об известных ему овощах, фруктах, машинах, профессиях и т.д. (по логическим группам слов);

•сравнить, отвечая на вопросы логопеда, два предмета, рас сказав об их сходстве и различии (например, двух кукол);

•назвать за логопедом сюжетные картинки;

•вместе с логопедом дать описание какой-нибудь игруш ■ ки в игре «Игрушка-сюрприз»: развернув пакет, ребенок рассматривает игрушку, а затем по образцу логопеда вместе с ним называет игрушку и описывает ее качества (например, мягкую игрушку — медвежонка). Задания для детей 6 лет — 7-го года жизни:

© составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки»; 0 показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра; © побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах.

его друзьях, о семейных праздниках и т.п.; © повторить за логопедом предложения небольшого текста; © вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок...» — «Получился цветок». Обобщение. В ходе исследования речи ребенка логопед фиксирует:

особенности внимания заикающегося (внимательный, сосредоточенный, отвлекаемый, неусидчивый, раздражительный, истощаемый, негативный);     форму судорог (клоническая, тоническая, смешанная:

клоно-тоническая, тоно-клоническая); вид судорог (дыхательный, голосовой, артикулятор-ный, смешанный: дыхательно-голосовой, дыхательно-артикуляторный, артикуляторно-голосовой и т.д.);  степени выраженности заикания: ЛЕГКАЯ — ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общительность, легкий контакт со сверстниками, со взрослыми, судороги наблюдаются только в самостоятель-


ной речи; СРЕДНЯЯ — активность в деятельности снижена, заикание повлияло на общительность ребенка, со взрослыми и детьми вступает в контакт неохотно, судороги имеются в самостоятельной, вопросно-ответной, отраженной речи; ТЯЖЕЛАЯ — ребенок пассивен в деятельности, необщителен, контакт только при побуждении со стороны взрослого, судороги во всех видах речи.

 проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного логопедом текста, в вопро-со-ответной речи, при чтении стихотворения во время отраженной, сопряженной и шепотной речи;

 состояние дыхательной функции: ритм (нормальный, аритмия), темп (нормальный, ускоренный, замедленный), характер вдоха (нормальный, укороченный, слишком глубокий, во время речи), характер выдоха (соответствует количеству слов во фразе, укороченный, слишком быстрый выдох), характер дыхания (диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверхностное верхнеключичное);

состояние, строение и подвижность артикуляторного аппарата: аномалии в строении губ, челюстей, зубов, языка, твердого и мягкого неба (нет, есть, какие). Отметить параметры движений:

•наличие или отсутствие движения; .

•активность (расторможенность, заторможенность);      

•объем (полный, неполный);

•точность выполнения;                                                           

• длительность (способность удерживать органы в заданном положении);   

•темп движений (норма, замедленный, ускоренный);

• замена движения (синкинезии).

 состояние звукопроизношения. Определить нарушения звукопроизношения по механизмам: дислалия или стертая дизартрия. По форме: моторное, сенсорное, смешанное нарушение. По проявлению: сигматизм,



62


63


, ,. ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, дефекты заднеязычных звуков, дефекты озвончения, дефекты смягчения. .     По объему: мономорфное, полиморфное нарушение; состояние просодических компонентов речи: темп     речи (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранение пауз (норма, де-     ление слов, слогов паузой, судорогой), голос (сила голоса — громкий, слабый, тихий, мерцающий, затухающий, высота голоса — высокий, низкий, нормальный, тембр голоса — сиплый, хриплый, резкий с металлическим оттенком, с носовым оттенком, особое внимание обратить на наличие мягкой или    твердой атаки голоса), внятность речи (внятная, отчетливая, смазанная, неясная). Поскольку при заикании наблюдается не только нарушение звукопроизношения, но могут быть отклонения, задержка в формировании словаря, грамматического строя речи, фонематических процессов, рекомендуется обследовать эти стороны речи.

, . Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений    
















Дата: 2019-02-24, просмотров: 218.