Для выявления состояния моторики логопед предлагает Детям разного возраста соответствующие задания. Задания для детей 2-х лет и 3-го года жизни:
* пройти по дорожке, начерченной мелом на полу;
54
55
перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см; >
•медленно покружиться на месте;
отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками;
•бросить мяч логопеду (взрослому) двумя руками;
•поймать брошенный мяч;
•подпрыгнуть на месте на двух ногах;
•наклоны вперед и в стороны;
•присесть, держась за спинку стула
•слепить из пластилинапалочку, шарик, баранку. Задания для детей 3-х лет и 4-го года жизни:
© пробежать 3—4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20—25 см;
© менять движения по сигналу (по слову, по удару в бубен, по хлопку в ладоши);
© перейти с бега на ходьбу;
© остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенному на пол;
© прыгнуть в длину с места;
© переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед собой, подняться на носки. Задания для детей 4-х лет и 5-го года жизни:
■ задания, предлагаемые детям 3—4 лет;
■ мяч бросить вверх — поймать, ударить об пол и поймать
двумя руками;
присесть на корточки и перекатить мяч логопеду;
у' пролезть через обруч;
• прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него;
•катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него;
• поднять руку с флажком вверх, другую — вверх, переложить флажок из руки в руку;
.кругообразные движения рукой (левой, затем правой) с лентой над головой. Задания для детей 5 лет и 6-го года жизни:
•пробежать, затем проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию (от стола к окну, от окна К двери и др.);
•остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладоши, слово «стой») после ходьбы, пробежки, прыжков;
установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен — ходьба на носочках, громче — на полной ступне, громко — пробежка, нет ударов — остановиться;
•бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать;
•правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился;
•прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из обруча;
•руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по команде логопеда);
•держа руки над головой, переложить из одной руки в другую три ленточки поочередно;
•то же самое с пятью ленточками. Задания для детей 6 лет и 7-го года жизни:
© задания, предлагаемые детям 5—6 лет;
© присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, ВС^йггь, подняв мяч;
© ударять мяч ладонью об пол и считать до пяти;
© взять в руки как можно больше мячей и принести *их
логопеду;
© пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;
© прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над Головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;
© завязать ленту узлом, бантом.
Обобщение. Логопед в ходе исследования моторики детей
2—7 лет фиксирует:
координацию рук, ног (правильная, замедленная, нет координации);
чувство равновесия (есть, нет);
осанку (правильная, неправильная);
объем выполнения движений (полный, неполный);
переключение движений (своевременное, замедленное, отсутствует);
самостоятельность выполнения (полная, с помощью взрослого);
сопутствующие движения (есть, нет);
56
57
наличие леворукости, амбидекстрии;.. мимические движения (нормальные, амимичностц гиперкинезия мышц лица, синкинезии, т.е. дополнительные движения, сопровождающие основное,— слабо или ярко выраженные). Данные исследования моторной функции заикающегося ребенка целесообразно обобщить по следующим параметрам.
Нормальная моторика:
сформирована статическая координация движений: умеет по заданию и произвольно фиксировать некоторое время нужную позу;
сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, поскоках, пробежках, хтопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т.д.);
вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук;
выразительна и эмоциональная мимика лица.
Нарушения моторики:
повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой амплитудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний;
моторная напряженность, скованность и некоординиро-ванность движения, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта, какой-либо ситуации, от наличия логофобии.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 260.