Определение развития импрессивной речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

т Через 14—15 дней после рождения, т. е. в начале 3-й неде ли. У младенца появляется слуховое сосредоточение на человеческом голосе. Действие речи взрослого так эффектино, что ребенок перестает плакать, когда с ним говорят.

В конце 4-й недели. На ребенка успокаивающе действует колыбельная песня: он выделяет речь человека из любых других раздражителей, отвечает на человеческий голос специфическими реакциями — сосательными движениями.

В конце 1-гомес. и в начале 2-го мес. Колыбельная песня создает у ребенка положительное эмоциональное состояние.

В конце 2-го мес. Ребенок поворачивает голову в сторону говорящего с ним, улыбается ему, на разговор матери улыбка ребенка переходит в беззвучный или громкий смех, со взвизгиваниями, легкими движениями рук и ног, ребенок поворачивается лицом к матери, на ее голос.

2 мес. Прислушивается к источникам звуков.

На 3-м мес. Слыша речь взрослого, ребенок проявляет ликование, инициатива обшения переходит к нему. Не видя источника звука, он прислушивается, прекращает плакать, перестает есть, слыша свое имя, поворачивается на звук человеческого голоса.

3мес. Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним человека.

4мес. Ребенок остро реагирует на человеческий голос, давая «комплекс оживления» (Фигурин Н. Л., Денисова М. П., 1926), сопровождающийся движениями рук, ног, разнообразной мимикой, голосовыми реакциями. Узнает хорошо знакомые голоса (мамы и др.).


5мес. Отличает ласковую интонацию от сердитой.     

6мес. Различает голоса близких, обращение взрослого к нему лично и к другим детям, движениями реагирует на свое имя, начинает понимать приказы: «Дай ручку*, «Иди ко мне».

7мес. На вопрос: «Где?» (часы, мишка и пр.) ищет взглядом и находит предметы, находящиеся на их обычных местах.

На 8-м мес. Ребенок начинает понимать речь: он реагирует на ритм, интонацию, звуковой рисунок слова, различает имена взрослых, поворачивает к ним голову, ищет источник речи, живо реагирует на ситуацию игры с речью, например, игра в прятки вызывает радостную эмоциональную реакцию, хотя ребенку еще безразлично, какими словами она сопровождается.

8мес. Понимание речи проявляется в различных ситуациях: в процессе одевания («Спряталась, маленькая», — говорит взрослый, ребенок кладет голову на колени и смеется, ожидая игры), во время одевания («Дай» — говорит взрослый, ребенок по слову взрослого протягивает ножку, поднимает ручку, по слову «Встань» пытается встать, держась за пальцы взрослого), во время кормления (по словам «Открой ротик», «Возьми булочку», «Откуси» и пр. ребенок выполняет требуемое), во время игры (понимание слов-действий: «Бросил, бах!» — и ребенок бросает мяч; «Открыл — хлоп, закрыл — хлоп» — и ребенок открывает и закрывает коробочку). Из сложного комплекса слов взрослого ребенок умеет выделить отдельное слово, с' которым у него связано конкретное представление, например, «Покажи, постучи, брось, помаши ручкой» и пр.).

9мес. Ребенок усваивает значение 8—10 слов, произносимых взрослым, продолжает участвовать в действиях через речь: «Ешь, пей, открой ротик, бери чашку, дай ножку, дай Другую, застегнем пуговку, почистим носик» и пр. По просьбе взрослого «дай» раскрывает ладонь в дающем жесте, выпускает предмет при слове «упал» или «бах», кладет игрушку на стол при слове «положи», умеет выполнять двух-и трехкратные действия по слову взрослого: «Найди собачку и дай мне», «Подними мячик и положи в ведерко».



92


93


10—11 мес. У ребенка развивается понимание имен окружающих его людей, названий предметов. Он смотрит в направлении указательного жеста взрослого, выбирает по требованию взрослого предмет из ряда других: «Дай куклу», «Дай собачку». Ребенок воспринимает целую фразу и дает ответную реакцию, например, на вопрос «Где часы?» или «Куда ушла мама?» следует указательный жест с произнесением слова; имеется понимание речи, обращенной не только к ребенку, но и к другому. Слыша поручение, данное другому, выполняет его, например, приносит игрушку.

12 мес. Начинает ходить и в действиях выполнять инструкции взрослого: «Иди сюда, встань, держись, подними ножку, переступи через порог»; интересуется улицей: машинами, людьми; использует указательный жест, показывая что-то. В понимаемой речи появляются первые обобщения (например, на вопрос: «Где киса?» находит и несет любую кошку: резиновую, пластмассовую и др.).

1 г. 1 мес. Различает игрушки, похожие по форме, например, «петушка» и «курочку» и приносит их по просьбе взрослых.

1 г. 2 мес. Понимает изображения отдельных предметов, действий по картинке, вопросы «Где мячик, покажи?», «Что делает девочка на картинке?» и т.д. Развивается активный интерес к окружающему, к картинкам. Он приносит по словесной инструкции предметы, выбирает нужный среди многих предметов, берет его у одного человека и передает другому, при выполнении словесных поручений взрослого согласие и отказ выражает эмоционально. Ребенок любит рассматривать картинки, у него развивается понимание слов-названий и слов-действий, что способствует развитию изобразительной игры.

1 г. Змее. Появляется совместная игра детей с игрушками, которую организует взрослый с помощью словесной инструкции; рассматривая картинки, ребенок находит называемое изображение; выполняет любое поручение по устной просьбе, понимает названия окружающих его предметов и производимых с ними действий, названия некоторых качеств предметов и оценок «большой, маленький, хороший, плохой».


1г. 4мес. Понимает смысл простых, часто повторяющихся предложений: «Будем кушать», «Пойдем гулять», «Возьми и принеси» и др.

/ г. 6.чес. — 1г. 8мес. Происходит быстрый скачок в развитии импрессивной речи: у ребенка возникает обобщенное понимание некоторых слов, например, при слове «кукла» может принести не ту, что часто была в употреблении, а другую куклу. Интенсивно увеличивается скорость образования фонематической дифференциации, причем различение звуков речи на слух происходит быстрее, чем неречевых звуков.

1 г. 7 мес. Понимает несложный сюжет картинки.

1 г. 9 мес. — 1г. 11 мес. Ребенок очень любит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, отличающиеся друг от друга только одной фонемой, например, показывает на картинке, где усы, уши.

1 г. 11 мес. Понимает речь о событиях, уже имевших место в его личном опыте, например, «Мы сегодня пойдем к
Мише, помнишь, у него есть большая машина».

К концу 2-го года ребенок в основном овладевает умением выделять и различать фонемы родного языка.

2 г. 2 мес. Понимает рассказ без сопровождения его иллюстрациями (например, сказку) и может ответить на вопросы, связанные с его содержанием.

2 г. 9 мес. Хорошо понимает речь окружающих.

2 г. 10 мес. Понимает рассказ о событиях, которых не было в его личном опыте. Например, «Осторожно, ты можешь обжечься, опрокинув чайник с горячей водой».

4 года. Объединяет предметы не по внешнему сходству, а по их назначению, например, объединяет все предметы «одежды», «посуды» и т.д.

Логопед, зная этапы становления импрессивной речи в онтогенезе, беседует с родителями так, чтобы его вопросы вызывали определенные образы из жизни и поведения их ребенка.

Например, логопед может спросить, пела ли мать ребенку колыбельные песни, если пела, то как рано: в I мес, в 2 мес. или позже, и как реагировал ребенок; или спросить, разговаривала ли мать с ребенком во время пеленания, кормления, и как ребенок реагировал: переставал есть, смотрел



94


95


на мать, как бы прислушивался, или продолжал спокойно есть и т.д.

На основании ответов матери логопед выясняет, совпадает ли развитие импрессивной речи у данного ребенка с нормальным онтогенезом или имеются определенные отклонения.

Наши исследования (1978 г.) показали, что у части детей с заиканием, исследованных в возрасте от 1 г. 6 мес. до 3 лет 9 мес, в период от рождения до 1-го года может быть отставание в формировании импрессивной речи. После 1-го года у заикающихся детей наблюдается, по сравнению с нормой, ее неравномерное развитие. Выявляются ошибки в понимании словесных обозначений формы, цвета предметов, а также нарушения в понимании содержания прослушанного рассказа. Необходимо проанализировать сущность этих отклонений как в плане опережения этапов нормального онтогенеза, так и задержек развития: знание неравномерностей формирования импрессивной речи ребенка может помочь логопеду правильно определить степень влияния заикания на развитие речи в последующем и, возможно, уточнить причину заикания.












Дата: 2019-02-24, просмотров: 214.