Ребенку предлагается показать правую, левую руку; правую, левую стороны. Выполняются речевые пробы Хэда («Покажи правой рукой правое ухо»; «... правый глаз»; «... левое ухо»; «левый глаз». «Покажи левой рукой левое ухо»; «... левый глаз»; «... правое ухо»; «... правый глаз». Инструкции даются вразбивку. Логопед показывает предметы, находящиеся вверху, внизу, впереди, позади, слева,
справа.
Ребенку предлагается сложить картинки из 2—4 частей, разрезанные как по вертикали, так и по горизонтали. Если ребенок задание выполнил правильно, ему предлагается сложить картинки, разрезанные по диагонали. Данное задание является не только информативным, но и прогностическим, так как дети с дизартрией, как правило, затрудняются в выполнении этого задания.
Сложить фигурки из палочек по образцу, затем по памяти. Сначала из двух-трех, потом из четырех палочек.
Исследование произвольной
мимической моторики
Ребенку предлагаются следующие упражнение,
оскал — покой, поднимание верхней губы;
надувание обеих щек, по очереди;
поднимание бровей — покой, наморщивание
наморщивание носа;
поочередное зажмуривание глаз.
Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих; амимичность лицевой мускулатуры; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз века; син-
кинезии.
Одиночные движения языком:
© положить широкий язык на нижнюю губу;
© положить узкий язык на нижнюю губу;
© язык «жалом» при открытом рте;
© узким языком коснуться правого — левого углов рта;; © показать язык «чашечкой» при открытом рте;
24
© положить широкий язык на верхние зубы при открытом
рте и растянутых в улыбке губах; © выполнить «лакательное» движение языком при открытом рте.
Серии движений языком: © открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, закрыть рот; © открыть рот, показать попеременно (5—6 раз) узкий и
широкий язык, закрыть рот; © открыть рот, облизать узким языком губы вкруговую
(слева направо и наоборот), закрыть рот; © те же движения выполнить широким языком; обратить внимание на точность, объем движений. Отметить равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях, посинение кончика языка, замена движений языка; слюнотечение.
Подъязычная связка (уздечка) языка: >/ положить широкий язык на нижнюю губу и постараться
дотронуться им до середины (или ниже) подбородка; у/ это же движение выполнить узким языком; у/ поднять широкий язык на верхнюю губу и тянуться языком к носу; ^ поднять широкий язык за верхние зубы и провести кончиком языка по твердому небу от верхних альвеол назад к границе твердого и мягкого неба; присосать широкий язык к твердому небу и опустить на дно ротовой полости с характерным щелчком (повторить 5—6 раз). Отметить состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом.
Мягкое небо (обследовать визуально): • предложить покашлять с открытым ртом и языком, лежащим на нижней губе.
Отметить: плоское, округлое, гиперкинез. Отклонение Маленького язычка в сторону, расщелины.
25
Твердое небо
• обследовать визуально и отметить: нормальное, излишне низкое, куполообразное, «готическое», расщелины.
Зубы
• обследовать визуально и отметить: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюет-
' ной дуги, язычный наклон зубов и т. д. Прикус
• обследовать визуально и отметить: открытый передний,
открытый боковой, прогения (излишнее выдвижение
вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти).
Губы
• нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа.
Расщелина верхней губы.
Общее звучание речи
Ребенку предлагается рассказать стихотворение составить рассказ по серии сюжетных картинок, побеседовать с логопедом
Отметить: характерные особенности голоса: по силе — нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий; по высоте — нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, смодулированный, монотонный; по тембру — с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый; тип и продолжительность дыхания (положить ладонь на область диафрагмы ребенку во время речи).
Отметить: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох;
выразительность речи: дикция — отчетливая, смазанная, невнятная; темп — нормальный, ускоренный, замедленный; ритм — норма, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).
ц^& - Исследование произношения звуков ъ-'<
Произнести за логопедом гласные звуки: [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э]; согласные звуки: свистящие — [С], [С], [3], [3*], [Ц]; шипящие — [Ш], [Ж], [Ч]. [Щ]; сонорные звуки: ротовые — [Л], [Л'], [Р], [Р']; носовые- [М], [М'], [Н], [Н']; йотированные звуки — [Я], [Е], [Ё], [Ю], [Й] (но логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки.
Отметить отсутствие, замену, искажение звука.
Исследование различения звуков (фонематический слух)
Повторить за логопедом слоги и слова с оппозиционными звуками:
Та — да . та — да — та том — дом
Да — та да — та — да лук — люк
Ка — га ка — га — ка сок — цок
зайка — сайка ложки — рожки
миска — мишка чайка — сайка
шар — жар рад — ряд
Состояние фонематического анализа, синтеза^
фонематических представлений
Простой фонематический анализ
Выделение звука на фоне слова. Целесообразно проверить состояние всех видов анатиза на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков.
Инструкция: «Слышишь ли ты звук [П] в слове СУП? звук [М] в слове МАЙ? звук [К] в слове БОК? звук [А] в слове АНЯ? звук [О] в слове ОЛЯ? звук [У] в слове УТРО?*. Далее проверить способность выделения на фоне слова звуков, сложных по артикуляции и по восприятию на слух, как правило, нарушенных в произношении у детей с дизартрией.
26
27
Выделение звука из слова. Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове САД?» (выделяемый ребенком звук логопед произносит интонирован но) «... в слове ЗУБЫ? в слове ОТЕЦ? в слове ШУБА? в слове ЖУК? в слове МЯЧ? в слове ЩЕТКА? в слове ЛАПА? в слове РАК?».
Дата: 2019-02-24, просмотров: 261.