Исследование пространственного праксиса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ребенку предлагается показать правую, левую руку; правую, левую стороны. Выполняются речевые пробы Хэда («Покажи правой рукой правое ухо»; «... правый глаз»; «... левое ухо»; «левый глаз». «Покажи левой рукой левое ухо»; «... левый глаз»; «... правое ухо»; «... правый глаз». Инструкции даются вразбивку. Логопед показывает предметы, находящиеся вверху, внизу, впереди, позади, слева,

справа.

Ребенку предлагается сложить картинки из 2—4 частей, разрезанные как по вертикали, так и по горизонтали. Если ребенок задание выполнил правильно, ему предлагается сложить картинки, разрезанные по диагонали. Данное задание является не только информативным, но и прогностическим, так как дети с дизартрией, как правило, затрудняются в выполнении этого задания.

Сложить фигурки из палочек по образцу, затем по памяти. Сначала из двух-трех, потом из четырех палочек.

                       Исследование произвольной
             мимической моторики            

Ребенку предлагаются следующие упражнение,

оскал — покой, поднимание верхней губы;

 надувание обеих щек, по очереди;
 поднимание бровей — покой, наморщивание
 наморщивание носа;
 поочередное зажмуривание глаз.                    

Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих; амимичность лицевой мускулатуры; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз века; син-

кинезии.

Одиночные движения языком:                         

© положить широкий язык на нижнюю губу;     
© положить узкий язык на нижнюю губу;       

© язык «жалом» при открытом рте;

© узким языком коснуться правого — левого углов рта;; © показать язык «чашечкой» при открытом рте;

24


© положить широкий язык на верхние зубы при открытом

рте и растянутых в улыбке губах; © выполнить «лакательное» движение языком при открытом рте.

Серии движений языком: © открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, закрыть рот; © открыть рот, показать попеременно (5—6 раз) узкий и

широкий язык, закрыть рот; © открыть рот, облизать узким языком губы вкруговую

(слева направо и наоборот), закрыть рот; © те же движения выполнить широким языком; обратить внимание на точность, объем движений. Отметить равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях, посинение кончика языка, замена движений языка; слюнотечение.

Подъязычная связка (уздечка) языка: >/ положить широкий язык на нижнюю губу и постараться

дотронуться им до середины (или ниже) подбородка; у/ это же движение выполнить узким языком; у/ поднять широкий язык на верхнюю губу и тянуться языком к носу; ^ поднять широкий язык за верхние зубы и провести кончиком языка по твердому небу от верхних альвеол назад к границе твердого и мягкого неба; присосать широкий язык к твердому небу и опустить на дно ротовой полости с характерным щелчком (повторить 5—6 раз). Отметить состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом.

Мягкое небо (обследовать визуально): • предложить покашлять с открытым ртом и языком, лежащим на нижней губе.

Отметить: плоское, округлое, гиперкинез. Отклонение Маленького язычка в сторону, расщелины.

25


Твердое небо               

• обследовать визуально и отметить: нормальное, излишне низкое, куполообразное, «готическое», расщелины.

Зубы

• обследовать визуально и отметить: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюет-

' ной дуги, язычный наклон зубов и т. д. Прикус

• обследовать визуально и отметить: открытый передний,
открытый боковой, прогения (излишнее выдвижение
вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти).

Губы

• нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа.
Расщелина верхней губы.                         

Общее звучание речи    

Ребенку предлагается рассказать стихотворение составить рассказ по серии сюжетных картинок, побеседовать с логопедом

 

Отметить:    характерные особенности голоса: по силе — нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий; по высоте — нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, смодулированный, монотонный; по тембру — с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый; тип и продолжительность дыхания (положить ладонь на область диафрагмы ребенку во время речи).

Отметить: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох;

 выразительность речи: дикция — отчетливая, смазанная, невнятная; темп — нормальный, ускоренный, замедленный; ритм — норма, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).


ц^& - Исследование произношения звуков ъ-'<

Произнести за логопедом гласные звуки: [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э]; согласные звуки: свистящие — [С], [С], [3], [3*], [Ц]; шипящие — [Ш], [Ж], [Ч]. [Щ]; сонорные звуки: ротовые — [Л], [Л'], [Р], [Р']; носовые- [М], [М'], [Н], [Н']; йотированные звуки — [Я], [Е], [Ё], [Ю], [Й] (но логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки.

Отметить отсутствие, замену, искажение звука.

Исследование различения звуков (фонематический слух)

Повторить за логопедом слоги и слова с оппозиционными звуками:

Та — да   . та — да — та  том — дом
Да — та          да — та — да  лук — люк

Ка — га          ка — га — ка   сок — цок

зайка — сайка      ложки — рожки

миска — мишка            чайка — сайка

шар — жар                     рад — ряд

Состояние фонематического анализа, синтеза^
фонематических представлений             

Простой фонематический анализ

Выделение звука на фоне слова. Целесообразно проверить состояние всех видов анатиза на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков.

Инструкция: «Слышишь ли ты звук [П] в слове СУП? звук [М] в слове МАЙ? звук [К] в слове БОК? звук [А] в слове АНЯ? звук [О] в слове ОЛЯ? звук [У] в слове УТРО?*. Далее проверить способность выделения на фоне слова звуков, сложных по артикуляции и по восприятию на слух, как правило, нарушенных в произношении у детей с дизартрией.



26


27


Выделение звука из слова. Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове САД?» (выделяемый ребенком звук логопед произносит интонирован но) «... в слове ЗУБЫ? в слове ОТЕЦ? в слове ШУБА? в слове ЖУК? в слове МЯЧ? в слове ЩЕТКА? в слове ЛАПА? в слове РАК?».


















Дата: 2019-02-24, просмотров: 235.